Сочинение по картине Изенгеймский алтарь скульптурная композиция — Маттиас Грюневальд
Алтарь был заказан Грюневальду орденом антонитов для своего монастыря в Изенгейме. Эта некогда процветающая обитель была основана в конце 13-го столетия монахами ордена Св. Антония. Святой Антоний считался целителем эпидемических заболеваний: холеры, сибирской язвы и одной из тяжелейших форм гангрены, которую по сей день называют «антонов огонь».
Первая и Вторая развертка Изенгеймского алтаря выполнена Маттиасом Грюневальдом. Третья разветка сделана искуссным эльзасским мастером резчиком по дереву Николасом из Хагенау в 1505 году. Однако мы ее тоже рассмотрим, чтобы иметь полное представление об этом уникальном произведении искусства позднего средневековья.
Когда-то Изенгеймский алтарь находился в монастыре антонитов в Изенгейме и раскрывался на третьей развертке только 17 января в день Святого Антония. Во время торжественных собраний монастырской братии раскрывались вторые створки алтаря и в его недрах появлялись деревянные раскрашенные фигуры Св. Антония на троне, слева Св.
Августина и справа Св. Иеронима.
Фигура Святого Антония выполнена в человеческий рост, он восседает на троне с атрибутами и знаками достоинства. Над ним простирается навес из тонкого золоченого резного кружева с символами четырех евангелистов. Слева изображен св. Августин в епископском облачении, справа — в кардинальских одеждах св.
Иероним.
С двух сторон статуи обрамляли композиции Маттиаса Грюневальда, написанные на внутренней стороне вторых створок: «Посещение Антонием Павла Пустынника» и «Искушение Св. Антония».
Картина «Посещение Антонием Павла Пустынника» полна благостного покоя. Два святых старца ведут неторопливую беседу на фоне мирного первозданного ландшафта. В картине много прелестных деталей: ручная лань, примостившаяся у ног отшельника Павла, ворон, который несет в клюве пищу хозяину и гостю, экзотическая пальма среди мшистых германских утесов, лекарственные травы, которые художник изобразил с точностью ученого-ботаника.
Картина «Искушение Св. Антония» резко контрастирует с предыдущей: старца одолевают демоны один отвратительнее другого. Терзают, щиплют, таскают за волосы. Каждый из них олицетворяет какой-либо из человеческих пороков, но всего страшнее те, чьи тела обезображены болезнями — гангреной, чумой, эпилептическими конвульсиями.
Это намек на известные искушения, сопровождавшие святого в жизни.
Антоний Великий — святой отшельник IV века. Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Демоны в средневековой живописи часто изображались в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть, они одолевают святого в его келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете.
Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой.
Сочинения по картинам:
- Изенгеймский алтарь, первая развертка — Маттиас Грюневальд «Изенгеймский алтарь» по форме является створчатым, то есть алтарем-складнем и был устроен так, что в течение года разные створки и Алтарные картины открывались по определенным датам и праздникам, соответствующие религиозному событию. В адвент и пост алтарь находился в закрытом состоянии. Это — Первая развертка алтаря, где изображено «Распятие». Рассмотрим ее подробно. На безрадостном темном фоне […]...
- Изенгеймский алтарь, вторая развертка — Маттиас Грюневальд По воскресеньям и в дни празднования Рождества Христова первые створки Изенгеймского алтаря распахивались, и из темноты беспросветной ночи рождался светлый день, бездонное отчаяние сменялось столь же безграничной радостью. В центре алтаря взору верующих открывалась картина «Прославление Богоматери». И рассматривать ее нужно вместе в картинами на створках слева направо. Слева сцена «Благовещения». Сюжет основан на пророчествах […]...
- Алтарь Святого Антония. Центральная часть триптиха — Иеронимус Босх «Алтарь Святого Антония» посвящен святому отшельнику, жившему в III — IV вв. в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего подвижничества Антоний неоднократно был искушаем бесами. Иероним Босх проявил здесь всю безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Действительность предстает […]...
- Алтарь Иоанна — Ганс Бальдунг «Алтарь Иоанна» изображает сцену крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Обряд крещения проводит Иоанн Креститель в сопровождении двух ангелов. Сверху эту сцену благословляет Бог-Отец и Дух Святой в образе голубя. На боковых створках слева изображен Св. Николай справа — Св. Луис из Тузузы. Внизу и слева и справа — донаторы с фамильными гербами. В средневековой […]...
- Алтарь Барди — Сандро Боттичелли Мадонна с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и Евангелистом Иоанном, или Алтарь Барди. «В церкви Санто Спирито во Флоренции он расписал доску для капеллы Барди, тщательно выполненную и великолепно отделанную, где есть оливы и пальмы, выписанные им с большой любовью» Вазари. Картина «Мадонна с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и Евангелистом Иоанном», известный также как […]...
- Святой Антоний — Иероним Босх «Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н. э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет. «Золотая легенда» Якова Варагинского, очень распространенная в Средние века, особо красочно рассказывала о двух вариантах искушения святого — на земле и в воде. В 1478 году было […]...
- Алтарь св. Варнавы — Сандро Боттичелли Мадонна с Младенцем на троне, четырьмя ангелами и восемью святыми, или Алтарь Св. Варнавы Центральная часть: Мадонна на троне, четыре ангела и святые — Слева: Екатерина Александрийская, Августин, Варнава, Справа: Иоанн Креститель, Игнатий и архангел Михаил. Страстная глубина переживаний накладывала на произведения Сандро Боттичелли свою печать. Живопись Боттичелли конца 1480-х годов, когда в городе нагнетается […]...
- Встреча святого Антония Великого и Павла Отшельника — Давид Тенирс Святой Антоний — родился в Верхнем Египте, а Павел Отшельник, или Павел Фиванский — первый пустынник Египта, обитавший в окрестностях г. Фивы. Оба выросли в богатстве, оба покинули отчий дом, чтобы вести одинокую и богоугодную жизнь. В возрасте 90 лет святой Антоний, согласно легенде, отправился искать в фиванской пустыне отшельника Павла, которому было уже 113 […]...
- Алтарь — Ян Ван Эйк В романской базилике на троне восседает Мария с Младенцем, держащим в руках ленту с надписью «Dicite a me, quia mitis sum et humilis carde» . На левой створке показан коленопреклоненный донатор, представляемый архангелом Михаилом. Справа — святая Екатерина с ее атрибутами колесом, мечом и книгой. На обратной стороне створок в технике гризайль написано «Благовещение», Мария […]...
- Чудо Святого Элигия — Сандро Боттичелли Одна из пяти панелей, написанных Боттичелли для алтаря капеллы в монастыре Сан Марко. Она выполнена в живой манере и изображает святого, который был архиепископом города Лиможа, кующим лошадиную ногу. Помимо своего божественного служения, Святой Элигий был известен как искусный кузнец, пользовавшийся восхищением и дружбой покровительствовавшего ему короля франков Дагоберта. Молва о талантах Элигия имела следствием […]...
- Дрезденский алтарь — Альбрехт Дюрер Знаменитый трехстворчатый «Дрезденский алтарь» написан Дюрером для Виттенбергской дворцовой церкви. Средняя часть триптиха — Мария с Младенцем. Богоматерь, напоминающая итальянские образы, сдержанная, почти суровая, склонилась в молитвенной позе над спящим Иисусом. Рядом с младенцем книга — символ Священного Писания, и груша — символ первородного греха. На боковых панелях изображены Святой Антоний и Святой Себастьян — […]...
- Главный алтарь Фрайбургского собора — Ганс Бальдунг Ганс Бальдунг Грин создал много прекрасных алтарей. В немецком городе Фрайбург-в-Брайсгау есть знаменитый собор Богоматери, который называют Фрайбургский Мюнстер Главный Алтарь собора — знаменитое живописное произведение, которое мастер создал в 1513-16 г. г. Алтарь по праву считается самым значительным произведением художника. Прекрасны лирические сцены из жизни Богоматери на створках алтаря и полная ликования центральная композиция […]...
- Полет и падение святого Антония. Левое крыло триптиха — Иероним Босх Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, […]...
- Рождество (Алтарь Портинари). Левая створка — Хуго Гус Томмазо Портинари преклонил колени на левой створке перед открытой дверью в хлев. Его представляет Святой Фома с копьем в руке, поставивший ногу на полу его плаща. Юные сыновья Портинари Антонио и Пиджелло стоят на коленях за ним; первого из них представляет Святой Антоний, которого можно узнать по колокольчику, его атрибуту. Вероятно, нехватка места помешала изобразить […]...
- Алтарь Девы Марии — Ян ван Эйк Алтарь Девы Марии или так называемый Дрезденский триптих. Левая створка алтаря: архангел Михаил с донатором. Правая створка алтаря: святая Екатерина Александрийская. Оборотная сторона створки, сцена: Благовещение. Если в гентском полиптихе художник Ян ван Эйк старался создать обобщенную, синтетическую картину, которая множество отдельных явлений сочетала бы в единую картину мироздания, то здесь в основу решения кладется […]...
- Мадонна с младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом — Дирк Баутс Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом — произведение зрелого периода творчества мастера, но в нем отразились достоинства и недостатки Боутса. В работе точно в соответствии с перспективным сокращением выстроены диагонали — балдахин над троном Мадонны, само кресло трона, его подиум, шашечки пола. Все они сходятся в одной точке в центре картины. […]...
- Алтарь св. Екатерины — Лукас Кранах Первым большим заказным произведением Кранаха, возникшим в 1506 г. для дворцовой церкви Виттенберга после его переселения в 1505 г. в резиденцию курфюрстов того времени Виттенберг, был «Алтарь св. Екатерины», отличающийся почти шпалерным декоративным богатством и красочной пышностью. Алтарь Екатерины был заказан Кранаху не случайно: в 1502 г. в Виттенберге был основан университет, в котором позднее […]...
- Видения Святого Антония. Правое крыло алтаря — Иероним Босх Картина «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. В Эдемском саду грехопадение человека началось с Евы и с осознания сексуальной привлекательности, когда Адам и Ева узнали, что они наги. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Погруженный […]...
- Алтарь Сан Марко — Фра Беато Анджелико Фра Анджелико — живописец, соединивший глубоко личное религиозное чувство с высоким художественным совершенством. Анджелико был монахом доминиканского монастыря во Фьезоле. Джон Рескин, теоретик искусства, называет его «не столько художником в прямом значении этого слова, сколько вдохновенным святым». Уже вскоре после смерти Анджелико был прозван «Беато» , официально же его канонизировали в 1984 году. Этот один […]...
- Гентский алтарь в закрытом состоянии — Ян ван Эйк В закрытом состоянии алтарь напоминает комнату над подземной часовней. В действительности он расположен над землей в замке с видом на город внизу. Благовещение имеет место в этой комнате, которая похожа на часовню Марии. Как и в Триптихе Мероде, ниша с сосудом и полотенцем указывает на чистоту Марии. Слева, в прилегающем пространстве, которое походит на часть […]...
- Гентский алтарь Поклонение Агнцу — Ян ван Эйк «Поклонение агнцу» является сердцем всего алтаря. Нет ничего многозначительного и печального в этой традиционной сцене. Ягненок, из шеи которого льется в жертвенный фиал кровь, кажется изделием искуснейшего ювелира, а не жертвенным агнцем. В воздухе, будто потеряв связь с земным тяготением, застыли золотые кадила, которыми взмахнули ангелы с пестрыми крылышками. Золотые лучи тонкими линиями льются из […]...
- Алтарь двух Иоаннов — Ганс Мемлинг Интересно, что Мемлинг, судя по документам, никогда не играл заметной роли в гильдии и не занимал никакого административного поста. Действительно, в отличие от Петруса Кристуса Мемлинг не стремился к получению высокого статуса. Единственной общественной организацией, заказывавшей ему картины, был госпиталь Святого Иоанна в Брюгге. Там находятся четыре его произведения, созданные по заказу монахов монастыря при […]...
- Искушение святого Антония — Макс Эрнст В 1929 году Андре Бретон назвал Эрнста художником, который «обладает самым призрачным воображением в мире». Эти слова были произнесены во время лекции, посвященной роману-коллажу Эрнста «Стоглавая женщина», однако их в полной мере можно отнести и к картине «Искушение святого Антония», победившей в конкурсе за право быть показанной в фильме, снятом по роману Ги де Мопассана […]...
- Распятие — Маттеас Грюневальд Знаменитый немецкий живописец Матис Нитхардт родился в Вюрцбурге. Он был придворным живописцем, работал в Ашаффенбурге, Зелигенштадте, во Франкфурте-на-Майне, в Галле. Нитхардт является одним из наиболее ярких представителей немецкого Ренессанса, современником Альбрехта Дюрера, Тильмана Рименшнейдера и Ганса Гольбейна Младшего — величайших немецких живописцев эпохи Возрождения. Такие произведения Нитхардта, как «Плачущий ангел», «Поругание Христа», и, конечно, «Распятие», […]...
- Алтарь Паумгартнеров — Альбрехт Дюрер Триптих «Алтарь Паумгартнеров» был написан по заказу патрицианского семейства Паумгартнеров для одной из церквей в Нюрнберге. На центральной части его изображено «Рождество». Композиция причудливо совмещает черты еще средневековых представлений с новыми ренессансными принципами построения пространства. Так, согласно средневековым иконографическим схемам художник изобразил маленькие фигурки семьи заказчиков алтаря, несоизмеримые по масштабу с основными героями картины. Сцена […]...
- Алтарь Монтефельтро — Пьеро-делла Франческа Алтарь Монтефельтро, написан также по заказу Федериго да Монтефельтро, реквием в честь умершей жены, находится в пинакотеке Брера, Милан. Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Реставрация и недавние исследования показали, […]...
- Исцеление гневного сына — Тициан Вечеллио Скуола дель Санто в Падуе, дом, где братство Святого Антония встретилось, был на краю площади перед церковью, в которой был похоронен известный францисканский святой. В 1510-11 Тициан, работавший рядом с другими живописцами, чтобы украсить две стены в верхнем зале для приемов ) с фресками, изображающими чудеса от жизни святого. Он нарисовал три сцены от Жизни […]...
- Искушение святого Антония — Сальвадор Дали Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» появилась благодаря кинематографу. Для фильма «Милый друг» потребовалось нарисовать образ святого, подвергающегося различным искушениям. Множество различных художников приняли участие в этом конкурсе, в том числе и великий сюрреалист Сальвадор Дали, но победу одержал некий художник — эмигрант из Европы. Святой Антоний — это реально существующий отшельник, который жил в […]...
- Благовещение (Алтарь Мероде) — Робер Кампен «Алтарь Мероде», названный так по фамилии долго владевшего им семейства, сначала приписывался Рогиру ван дер Вейдену, потом — мастеру из Флемаля, которого позже отождествили с Робером Кампеном. В произведении видны особенности искусства позднего Средневековья — яркие краски, некоторая условность изображения и отчасти уплощенное пространство, но оно уже принадлежит Возрождению: божественные персонажи, хоть и отделены от […]...
- Поклонение пастухов (Алтарь Портинари) — Хуго ван дер Гус Мастер Северного Возрождения Хуго ван дер Гус умел отразить в своих произведениях окружающий мир со всеми его подробностями и в то же время взглянуть на изображаемое с высоты, которая была присуща Возрождению. Художник испытывал подлинный интерес к внутреннему миру людей, которых рисовал, а описанное качество было ренессансным по своей сути. Все это особенно полно проявилось […]...
- Гентский алтарь — Bид открытого алтаря — Ян ван Эйк Так выглядит алтарь в праздничные дни, когда створки распахнуты. В картине верхнего ряда : Бог-Отец, царящий над всем окружающим. Торжественно восседает он на троне, устремив вперед бесстрастный взгляд. Строго симметричные черты лица его идеально прекрасны. Голова окружена сиянием на золотом фоне, а тиара сверкает холодным блеском. Драгоценными камнями усыпаны большая застежка на груди Бога-Отца и […]...
- Благовещение — Симоне Мартини Этот наиболее известный шедевр Симоне Мартини был исполнен для алтаря св. Ансания в сиенском соборе. Неземная атмосфера благовещения подчеркнута блестящим золотым фоном сцены. В верхней части картины, под центральным сводом в венце херувимов изображен голубь — символ Святого Духа. Божественного вестника, передающего Марии благую весть, и Марию словно соединяют золотые буквы приветствия: Ave gratia plena […]...
- Святой Бернардин Сиенский — Карло Кривелли Картина относилась к пределле большого алтаря, установленного в 1493 году в церкви святого Франциска Фабриано. Две створки находятся в эстергомском Христианском музее, две — в римском замке Сант-Анджело и шесть — в парижском Музее Жакмар-Андре. Две главные картины — «Коронация Марии» и «Оплакивание Христа», — которые являются главными из поздних произведений Кривелли, находятся в миланской […]...
- Святой Себастьян — Ганс Бальдунг Алтарь «Святой Себастьян». На центральной панели алтаря Ганс Бальдунг Грин изображает Святого Себастьяна, которого расстреливают два лучника, а сам Грин в это время стоит за жертвой. Художники нередко изображали себя в своих алтарных работах, но не на центральной панели. Это позиция в центре должна иметь смысл. Таким образом Грин вовлечен в драму, его взгляд из […]...
- Коронование Марии — Сандро Боттичелли Эта пышная композиция — главная картина алтаря, которую цех ювелиров заказал Боттичелли для капеллы Святого Элигия, покровителя цеха, находившейся в знаменитом монастыре Сан Марко. «Коронование» разделено на две части, одна из которых изображает небесное царство, а другая — землю, где святые наставляют народ в вере, — здесь это отцы Церкви. Слева направо: Святой Иоанн Евангелист, […]...
- Взятие под стражу и Несение креста. Внешние крылья алтаря — Иероним Босх Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста». Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. На них изображены сцены Страстей Христовых. Пока Иуда торопливо покидает Гефсиманский сад с тридцатью серебряниками, храмовая стража и слуги первосвященника набрасываются на Иисуса так же яростно, как демоны на святого […]...
- Встреча св. Антония со св. Павлом — Стефано Сассетта Сассетта — знаменитый сиенский мастер XV в. Его творчество вызывало различные оценки. В нем видели элементы наивной сказочности, усматривали отстранение от главных проблем человеческого сознания, которые решало искусство Возрождения, отыскивали также соединение традиций триченто с новыми возможностями живописи XV в. Очевидно одно: искусство Сассетты глубоко своеобразно, созданные художником образы, исполненные внутреннего сдержанного динамизма, обладают мощным […]...
- Искушение святого Антония — Давид Тенирс Тенирс весьма часто обращался к сюжету об Искушении св. Антония. В Эрмитаже хранятся два одноименных произведения, созданные художником в середине 1640-х и начале 1650-х. На капюшоне св. Антония видна буква Т — символ спасения души и знак монашеского ордена антонитов, который был учрежден на Клермонском соборе в 1096. Согласно легенде, после смерти родителей, раздав имущество […]...
- Композиция с фигурами — Любовь Попова Картина написана в духе синтетического и аналитического кубизма. Две человеческие фигуры составлены из геометрических деталей и почти растворены на аналогичном фоне. При визуальном восприятии картины их образы необходимо усилием воли вычленять из общего пространства. Характер расположения «кубизированных персонажей» напоминает композицию «Деревенская любовь» Ж. Бастьен-Лепажа, созданную в 1882 году. Она была популярна в кругах русских художников. […]...
- Гентский алтарь — Ян ван Эйк Гентский полиптих братьев ван Эйк — центральное произведение искусства северного Ренессанса. Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3,435 на 4,435 метра. Многостворчатый алтарь первоначально предназначался для боковой капеллы Иоанна Крестителя в Сен-Баво в Генте. Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев — Губерта и Яна. Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь […]...