Сочинение по картине Изенгеймский алтарь, вторая развертка — Маттиас Грюневальд
По воскресеньям и в дни празднования Рождества Христова первые створки Изенгеймского алтаря распахивались, и из темноты беспросветной ночи рождался светлый день, бездонное отчаяние сменялось столь же безграничной радостью.
В центре алтаря взору верующих открывалась картина «Прославление Богоматери». И рассматривать ее нужно вместе в картинами на створках слева направо.
Слева сцена «Благовещения». Сюжет основан на пророчествах Исайи в Ветхом Завете: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына…Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе.» Именно на этой странице открыта книга, лежащая перед Марией, именно на этом месте открыта книга в руках самого пророка Исайи, изображенного в левом верхнем углу створки.
В центре картина «Прославление Богоматери», выполнена оригинально и разительно отличается по построению и деталям от традиционной камерной композиции. Это сцена поистине вселенского ликования, в которой мир небесный сливается с миром земным. Прекрасен каждый фрагмент этой картины: ангелы с лицами шаловливых мальчишек и огненнокрылые серафимы, приготовленная для купания младенца незатейливая утварь и хрупкий прозрачный сосуд на ступенях, ожившие фигуры библейских пророков на стенах часовни и оплетающие колонны растения…
Тончайшие переливы цвета заставляют вспомнить живопись венецианцев. Художник не просто окрашивает фигуры и предметы, но создает какое-то радужное светоносное марево.
Цвета смешиваются, перетекают один в другой, просвечивают, порой превращаясь в едва уловимую прозрачную дымку. Именно цвет помогает художнику передать неземные звуки ангельского оркестра и такое всеохватывающее чувство радости, что ему нет названия в человеческом языке.
Сцена «Воскресение» на правой створке показывает ликующий момент воскресения Христа. Мы видим его, возносящегося к небесам. Трудно описать эту композицию, вся сила которой в цвете. Христос воспаряет над гробом, и за ним, как световой след, тянется саван в радужных отблесках ореола.
Стража, ослепленная его внезапным сиянием, повержена в прах.
Сочинения по картинам:
- Изенгеймский алтарь, первая развертка — Маттиас Грюневальд «Изенгеймский алтарь» по форме является створчатым, то есть алтарем-складнем и был устроен так, что в течение года разные створки и Алтарные картины открывались по определенным датам и праздникам, соответствующие религиозному событию. В адвент и пост алтарь находился в закрытом состоянии. Это — Первая развертка алтаря, где изображено «Распятие». Рассмотрим ее подробно. На безрадостном темном фоне […]...
- Изенгеймский алтарь скульптурная композиция — Маттиас Грюневальд Алтарь был заказан Грюневальду орденом антонитов для своего монастыря в Изенгейме. Эта некогда процветающая обитель была основана в конце 13-го столетия монахами ордена Св. Антония. Святой Антоний считался целителем эпидемических заболеваний: холеры, сибирской язвы и одной из тяжелейших форм гангрены, которую по сей день называют «антонов огонь». Первая и Вторая развертка Изенгеймского алтаря выполнена Маттиасом […]...
- Главный алтарь Фрайбургского собора — Ганс Бальдунг Ганс Бальдунг Грин создал много прекрасных алтарей. В немецком городе Фрайбург-в-Брайсгау есть знаменитый собор Богоматери, который называют Фрайбургский Мюнстер Главный Алтарь собора — знаменитое живописное произведение, которое мастер создал в 1513-16 г. г. Алтарь по праву считается самым значительным произведением художника. Прекрасны лирические сцены из жизни Богоматери на створках алтаря и полная ликования центральная композиция […]...
- Алтарь — Ян Ван Эйк В романской базилике на троне восседает Мария с Младенцем, держащим в руках ленту с надписью «Dicite a me, quia mitis sum et humilis carde» . На левой створке показан коленопреклоненный донатор, представляемый архангелом Михаилом. Справа — святая Екатерина с ее атрибутами колесом, мечом и книгой. На обратной стороне створок в технике гризайль написано «Благовещение», Мария […]...
- Алтарь Барди — Сандро Боттичелли Мадонна с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и Евангелистом Иоанном, или Алтарь Барди. «В церкви Санто Спирито во Флоренции он расписал доску для капеллы Барди, тщательно выполненную и великолепно отделанную, где есть оливы и пальмы, выписанные им с большой любовью» Вазари. Картина «Мадонна с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и Евангелистом Иоанном», известный также как […]...
- Алтарь Девы Марии — Ян ван Эйк Алтарь Девы Марии или так называемый Дрезденский триптих. Левая створка алтаря: архангел Михаил с донатором. Правая створка алтаря: святая Екатерина Александрийская. Оборотная сторона створки, сцена: Благовещение. Если в гентском полиптихе художник Ян ван Эйк старался создать обобщенную, синтетическую картину, которая множество отдельных явлений сочетала бы в единую картину мироздания, то здесь в основу решения кладется […]...
- Распятие — Маттеас Грюневальд Знаменитый немецкий живописец Матис Нитхардт родился в Вюрцбурге. Он был придворным живописцем, работал в Ашаффенбурге, Зелигенштадте, во Франкфурте-на-Майне, в Галле. Нитхардт является одним из наиболее ярких представителей немецкого Ренессанса, современником Альбрехта Дюрера, Тильмана Рименшнейдера и Ганса Гольбейна Младшего — величайших немецких живописцев эпохи Возрождения. Такие произведения Нитхардта, как «Плачущий ангел», «Поругание Христа», и, конечно, «Распятие», […]...
- Алтарь Паумгартнеров — Альбрехт Дюрер Триптих «Алтарь Паумгартнеров» был написан по заказу патрицианского семейства Паумгартнеров для одной из церквей в Нюрнберге. На центральной части его изображено «Рождество». Композиция причудливо совмещает черты еще средневековых представлений с новыми ренессансными принципами построения пространства. Так, согласно средневековым иконографическим схемам художник изобразил маленькие фигурки семьи заказчиков алтаря, несоизмеримые по масштабу с основными героями картины. Сцена […]...
- Гентский алтарь — Ян ван Эйк Гентский полиптих братьев ван Эйк — центральное произведение искусства северного Ренессанса. Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3,435 на 4,435 метра. Многостворчатый алтарь первоначально предназначался для боковой капеллы Иоанна Крестителя в Сен-Баво в Генте. Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев — Губерта и Яна. Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь […]...
- Гентский алтарь — Bид открытого алтаря — Ян ван Эйк Так выглядит алтарь в праздничные дни, когда створки распахнуты. В картине верхнего ряда : Бог-Отец, царящий над всем окружающим. Торжественно восседает он на троне, устремив вперед бесстрастный взгляд. Строго симметричные черты лица его идеально прекрасны. Голова окружена сиянием на золотом фоне, а тиара сверкает холодным блеском. Драгоценными камнями усыпаны большая застежка на груди Бога-Отца и […]...
- Гентский алтарь в закрытом состоянии — Ян ван Эйк В закрытом состоянии алтарь напоминает комнату над подземной часовней. В действительности он расположен над землей в замке с видом на город внизу. Благовещение имеет место в этой комнате, которая похожа на часовню Марии. Как и в Триптихе Мероде, ниша с сосудом и полотенцем указывает на чистоту Марии. Слева, в прилегающем пространстве, которое походит на часть […]...
- Гентский алтарь Поклонение Агнцу — Ян ван Эйк «Поклонение агнцу» является сердцем всего алтаря. Нет ничего многозначительного и печального в этой традиционной сцене. Ягненок, из шеи которого льется в жертвенный фиал кровь, кажется изделием искуснейшего ювелира, а не жертвенным агнцем. В воздухе, будто потеряв связь с земным тяготением, застыли золотые кадила, которыми взмахнули ангелы с пестрыми крылышками. Золотые лучи тонкими линиями льются из […]...
- Алтарь Монтефельтро — Пьеро-делла Франческа Алтарь Монтефельтро, написан также по заказу Федериго да Монтефельтро, реквием в честь умершей жены, находится в пинакотеке Брера, Милан. Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Реставрация и недавние исследования показали, […]...
- Пророк Исайя (фреска) — Микеланджело Буонарроти Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Исайи. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. Исайя, древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи. Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о рождении Мессии : «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, […]...
- Алтарь двух Иоаннов — Ганс Мемлинг Интересно, что Мемлинг, судя по документам, никогда не играл заметной роли в гильдии и не занимал никакого административного поста. Действительно, в отличие от Петруса Кристуса Мемлинг не стремился к получению высокого статуса. Единственной общественной организацией, заказывавшей ему картины, был госпиталь Святого Иоанна в Брюгге. Там находятся четыре его произведения, созданные по заказу монахов монастыря при […]...
- Алтарь св. Екатерины — Лукас Кранах Первым большим заказным произведением Кранаха, возникшим в 1506 г. для дворцовой церкви Виттенберга после его переселения в 1505 г. в резиденцию курфюрстов того времени Виттенберг, был «Алтарь св. Екатерины», отличающийся почти шпалерным декоративным богатством и красочной пышностью. Алтарь Екатерины был заказан Кранаху не случайно: в 1502 г. в Виттенберге был основан университет, в котором позднее […]...
- Пьета со святыми. Алтарь Святого Георгия в Ферраре — Козимо Тура Живописец Раннего Возрождения, Козимо Тура был придворным художником дома д’Эсте, герцегов Феррары. Композиция «Пиета со святыми» является частью алтаря Святого Георгия в Ферраре. Пиета — это оплакивание Христа, умершего на кресте. Непременным участником таких композиций является Богоматерь. На ее коленях распростерто бездыханное тело Сына, рядом изображены фигуры избранных святых, сопереживающих Ее горю. Здесь нет места […]...
- Благовещение — Маттиас Стомер Маттиас Стомер был одним из тех, кого называют «караваджистами», то есть последователем итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, чью живопись голландец мог видеть во время своего пребывания в Неаполе. От него Стомер перенял в том числе и особенности светотени, которые использовал в данной картине. Дева Мария и явившийся Ей архангел Гавриил озарены пламенем стоящей на […]...
- Алтарь Сан Марко — Фра Беато Анджелико Фра Анджелико — живописец, соединивший глубоко личное религиозное чувство с высоким художественным совершенством. Анджелико был монахом доминиканского монастыря во Фьезоле. Джон Рескин, теоретик искусства, называет его «не столько художником в прямом значении этого слова, сколько вдохновенным святым». Уже вскоре после смерти Анджелико был прозван «Беато» , официально же его канонизировали в 1984 году. Этот один […]...
- Поклонение пастухов (Алтарь Портинари) — Хуго ван дер Гус Мастер Северного Возрождения Хуго ван дер Гус умел отразить в своих произведениях окружающий мир со всеми его подробностями и в то же время взглянуть на изображаемое с высоты, которая была присуща Возрождению. Художник испытывал подлинный интерес к внутреннему миру людей, которых рисовал, а описанное качество было ренессансным по своей сути. Все это особенно полно проявилось […]...
- Алтарь Сан Марко, или Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием — Сандро Боттичелли В конце 1480-х годов религиозные образы интимного, камерного плана сменяются в творчестве Боттичелли композициями масштабными, словно обращенными к более массовой аудитории. Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Алтарь Сан-Марко » свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Сила воздействия этой живописи […]...
- Алтарь церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо — Эль Греко Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Один из них, в церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо, он украсил скульптурами; в других случаях Эль Греко конструировал сам каркас алтаря. Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли....
- Алтарь Иоанна — Ганс Бальдунг «Алтарь Иоанна» изображает сцену крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Обряд крещения проводит Иоанн Креститель в сопровождении двух ангелов. Сверху эту сцену благословляет Бог-Отец и Дух Святой в образе голубя. На боковых створках слева изображен Св. Николай справа — Св. Луис из Тузузы. Внизу и слева и справа — донаторы с фамильными гербами. В средневековой […]...
- Благовещение (Алтарь Мероде) — Робер Кампен «Алтарь Мероде», названный так по фамилии долго владевшего им семейства, сначала приписывался Рогиру ван дер Вейдену, потом — мастеру из Флемаля, которого позже отождествили с Робером Кампеном. В произведении видны особенности искусства позднего Средневековья — яркие краски, некоторая условность изображения и отчасти уплощенное пространство, но оно уже принадлежит Возрождению: божественные персонажи, хоть и отделены от […]...
- Поклонение волхвов (Алтарь Монфорте) — Хуго Гус Поклонение волхвов [1468-1470] 147 х 242 см. Государственные музей, Берлин. Высказывалось предположение, что Хуго ван дер Гус родился в семье Живописца в Генте. Как бы то ни было, он стал самостоятельным мастером в местной гильдии художников в 1467 году и трудился в городе вплоть до 1477 года. В течение этого десятилетия работы в Генте он […]...
- Алтарь двух Иоаннов. Внешние створки — Ганс Мемлинг На внешних сторонах створок триптиха изображены коленопреклоненные донаторы со своими святыми покровителями. На левой створке — настоятель Антоний Зегерс и казначей Якоб де Кенинк, на правой — настоятельница Агнес Каземброт и казначей Клара ван Хюльзен. Эти персонажи соответствуют четырем фигурам на центральной части триптиха: двум Иоаннам и Святым Екатерине и Варваре; причем Екатерина символизирующая общину […]...
- Алтарь св. Варнавы — Сандро Боттичелли Мадонна с Младенцем на троне, четырьмя ангелами и восемью святыми, или Алтарь Св. Варнавы Центральная часть: Мадонна на троне, четыре ангела и святые — Слева: Екатерина Александрийская, Августин, Варнава, Справа: Иоанн Креститель, Игнатий и архангел Михаил. Страстная глубина переживаний накладывала на произведения Сандро Боттичелли свою печать. Живопись Боттичелли конца 1480-х годов, когда в городе нагнетается […]...
- Дрезденский алтарь — Альбрехт Дюрер Знаменитый трехстворчатый «Дрезденский алтарь» написан Дюрером для Виттенбергской дворцовой церкви. Средняя часть триптиха — Мария с Младенцем. Богоматерь, напоминающая итальянские образы, сдержанная, почти суровая, склонилась в молитвенной позе над спящим Иисусом. Рядом с младенцем книга — символ Священного Писания, и груша — символ первородного греха. На боковых панелях изображены Святой Антоний и Святой Себастьян — […]...
- Император Маттиас — Ханс фон Аахен Картина немецкого художника Ханса фон Аахена «Император Маттиас». Размер картины 150 x 105 см, масло, медь. Император Священно-Римской империи германского народа считался наместником Бога в делах светских, подобно тому, как папа был наместником Бога в делах духовных. Высший титул римского императора в первые века Германско-Римской империи принимался немецким королем лишь тогда, когда он был коронован […]...
- Святые Женевьева и Аполлония — Лукас Кранах Картины Кранаха на религиозные темы и мифологические сюжеты чаще всего населены белокурыми и белотелыми красавицами. В них, то с младенцем на руках, то обнаженных, художник воспроизводил тип современных ему немецких женщин. Работа Святые Женевьева и Аполлония относится к 1506 году. Их изображения вместе с образами Святых Христины и Одилии служили внешними створками знаменитого алтаря Святой […]...
- Алтарь св. Августина — Лука Синьорелли Лука Синьорелли жил в ту эпоху, когда завершалось развитие искусства Раннего Итальянского Возрождения и начиналось становление Высокого Возрождения. Синьорелли учился у Пьеро делла Франческа, предположительно, сотрудничал с Перуджино, большое влияние на формирование художника оказало творчество Верроккио и Поллайоло. Несмотря на то что Синьорелли был тесно связан с традициями Раннего Возрождения, в его творчестве с 1480-х […]...
- Поклонение волхвов — Ян Госсарт О Яне Госсарте часто говорят как о родоначальнике романтизма, он был одним из первых фламандских художников, кто посетил Италию, усвоил определенные тенденции итальянского искусства своего времени и привнес их в нидерландскую живопись. «Поклонение волхвов» — наиболее значительное из ранних творений, созданное вскоре после возвращения. Эта большая картина предназначалась для алтаря в часовне Девы Марии в […]...
- Алтарь двух Иоаннов. Правая створка — Ганс Мемлинг На правой створке — Иоанн Богослов на Патмосе. Изображения на капителях колонн над головами обоих святых на центральной части произведения — еще одна иллюстрация их биографий. Однако существует еще и третья тема, отраженная на заднем плане. Хотя она и включена в общее пространство картины, но относится исключительно к донаторам: монахам и монахиням при госпитале Святого […]...
- Поклонение волхвов. Алтарь Заноби — Сандро Боттичелли Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов», заказчик алтаря банкир Джованни ди Заноби дель Лама, первоначально картина находилась в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Размер картины 111 x 134 см, дерево, темпера. Этот сюжет был распространен в живописи Раннего Возрождения. Художники стремились подробно передать обстоятельства евангельского рассказа о чудесном рождении Христа и трех восточных царях, пришедших […]...
- Благовещение — Симоне Мартини Этот наиболее известный шедевр Симоне Мартини был исполнен для алтаря св. Ансания в сиенском соборе. Неземная атмосфера благовещения подчеркнута блестящим золотым фоном сцены. В верхней части картины, под центральным сводом в венце херувимов изображен голубь — символ Святого Духа. Божественного вестника, передающего Марии благую весть, и Марию словно соединяют золотые буквы приветствия: Ave gratia plena […]...
- Верль-алтарь — Робер Кампен На правой створке — читающая Святая Варвара. Она показана сидящей в уютной комнате бюргерского дома. За окном, на фоне пейзажа, — башня и сцена ее мученичества. Прием соединения в одной работе разных эпизодов, сюжетно связанных с основным персонажем произведения, был характерен для нидерландской живописи XV века. На первом плане работы перед нами белокурая девушка с […]...
- Алтарь Святого Антония. Центральная часть триптиха — Иеронимус Босх «Алтарь Святого Антония» посвящен святому отшельнику, жившему в III — IV вв. в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего подвижничества Антоний неоднократно был искушаем бесами. Иероним Босх проявил здесь всю безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Действительность предстает […]...
- Мадонна со святыми — алтарь Сан-Джоббе — Джамбеллино Бернард Бернсон назвал Джованни Беллини величайшим венецианским мастером XV столетия. Художник начал писать около 1449, а через десять лет уже встал во главе крупной мастерской. Ко времени, когда был создан алтарь для церкви Сан-Джоббе, его манера письма была уже сформировавшейся. У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, […]...
- Царь Соломон и царица Савская — Конрад Виц Выдающийся швейцарский живописец Конрад Виц жил в то время, когда готическое искусство с его эстетическими принципами уже отступало, а ему на смену приходило искусство Возрождения. О раннем периоде творчества Вица почти ничего не известно. Первые сведения о его деятельности относятся к 1431. В тот год он приехал в Базель, где прожил до конца своих дней. […]...
- Алтарь Праздник четок — Альбрехт Дюрер К 1506-1507 годам относится вторая поездка Дюрера в Венецию. Прошедший Значительный путь творческих исканий, зрелый художник теперь мог более сознательно воспринять впечатления от искусства итальянского Ренессанса. Произведения, созданные Дюрером непосредственно после этой поездки, — единственные работы мастера, близкие по своим изобразительным приемам к классическим итальянским образцам. Таковы исполненные покоя и гармонии две картины на религиозную […]...