Сочинение по картине Рождество — Петрус Кристус
Петрус Кристус делит композицию на три плана. На первом изображена арка со сценами из книги Бытия. На колоннах Адам и Ева откусывают плод древа познания. В архивольтах — изгнание из рая, труды Адама и Евы
И убийство Авеля. В последней сцене уже немолодые Адам и Ева провожают в путь одного из своих сыновей. Имеется в виду либо изгнание Каина в страну Нод, либо история их третьего сына Сифа.
Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, написанному около V века, Сиф отправился в рай за ветвью древа познания, чтобы исцелить стареющего Адама. После смерти отца он посадил ветвь на его могиле, а тысячелетия спустя там выросло дерево: из него был сделан крест, на котором распяли Христа. Эта история приводится и в «Золотой легенде» — самом известном в Средние века собрании христианских преданий, составленном в XIII веке.
Если последний рельеф действительно посвящен Сифу, изображение напротив Изгнания из рая намекает на грядущее спасение.
Сцена собственно Рождества занимает средний план. Важно обратить внимание на две на первый взгляд незаметные детали: на башмаки, лежащие рядом с Иосифом, и торчащий из балки сук со свежими листочками. Они отсылают к двум ветхозаветным сюжетам, в которых в Средние века видели указания на непорочное зачатие и Рождество.
Во-первых, это история жезла первосвященника Аарона, расцветшего в доказательство его права служить Богу, и о неопалимой купине — объятом пламенем, но не сгорающем кусте, из которого Бог говорил с Моисеем. Жезл, чудом пустивший побеги, и нетронутый огнем куст предвосхищали непорочное зачатие. Расположение ветви прямо над младенцем наталкивало зрителя на размышления о ее значении и напоминало о побегах, которые дал посох Аарона. На это же намекает созвучие двух латинских слов: virgo и virga.
Башмаки Иосифа напоминают зрителю о Моисее, который разулся, подойдя к купине. В популярных иллюстрированных Библиях Рождество, жезл Аарона и Моисей перед пылающим кустом часто изображались рядом. Символизм Кристуса несколько сложнее: скорее всего, он рассчитывает на образованного и набожного зрителя.
Дальний план посвящен будущему — смерти и воскресению Христа. За хлевом виден город Брюгге, среди зданий выделяется Иерусалимская церковь, построенная в Брюгге в 1428 году. Таких церквей в Европе было довольно много, их план и посвящение напоминали о Гробе Господнем в Иерусалиме.
Образом гробницы Кристус завершает свое повествование.
Сочинения по картинам:
- Брак в Канне — Герард Давид В своем творчестве Герард Давид продолжал традиции мастеров Раннего Нидерландского Возрождения. Его искусство не отличалось ярким новаторством, в своих произведениях художник следовал сложившимся в искусстве Нидерландов иконографическим схемам. В то же время произведения Давида отличаются мягкостью и сочностью живописной манеры, мастерством в передаче освещения. Его живопись поэтична, но созданные образы отличают холодность, отсутствие внешней эмоциональности, […]...
- Рождество Христово. — Пьетро Каваллини В апсиде римской церкви Санта Мария ин Трастевере сохранилась мозаика Каваллини, созданная им в 1291 г. по заказу Бертольдо Стефанески. Здесь помещена репродукция одной из шести сцен этого мозаичного цикла, посвященного жизни Марии. В основных чертах он следует канонам византийской иконографии, но в изобразительных формах сохраняет скорее римские традиции. В центре изображена Мария на белом […]...
- Рождество Христово — Ганс Бальдунг Одной из лучших работ Бальдунга — «Рождеству Христа» — присуще очарование простоты, сказочности, подлинной народности. Его интересует передача контрастов густой ночной тьмы и единого таинственного освещения. Сцена перенесена в полуразрушенный храм, трещины которого подчеркнуто выявлены. Среди этой неустроенности окружения, холода и неуютности, особенно остро воспринимается нежность и любовь восхищенных Марии и старого Иосифа. Иконографически сцена […]...
- Ребенок (Рождество ) — Поль Гоген Поль Гоген картина «Ребенок» Картину «Ребенок» или «Дитя» французский художник Поль Гоген написал во время своего нахождения на острове Таити в 1896г. Картина знаменует образ рождения таитянского Христа. Насыщенность цветом и статичность данной композиции характерны для произведений Поля Гогена того времени. Его картины того периода полны экзотическим ароматом и поэтическим строем полинезийской культуры, в которую […]...
- Рождество Христово — Федерико Бароччи Художественное мастерство Бароччи унаследовал от своих отца — скульптора, дяди — архитектора и прадеда — известного миланского ваятеля. Бароччи сформировался в римском кругу последователей Рафаэля, является живописцем эпохи позднего маньеризма. «Рождество Христово» стоит в ряду замечательных полотен Бароччи на религиозный сюжет. Мастер придает церковной живописи непосредственность эмоционального воздействия. На заднем плане полотна святой Иосиф отворяет […]...
- Мистическое Рождество — Сандро Боттичелли Рождество Христово — один из самых древних и любимых христианских праздников. От этого самого важного события, люди отсчитываю время, говоря, «это произошло до Рождества Христова, а это после него». Этот праздник помогает нам вновь пережить то, что произошло 2 000 лет назад, пробуждая в сердце прекрасные чувства любви к миру, доброты к людям, надежды на […]...
- Рождество со св. Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем — Корреджо (Антонио Аллегри) Большое место в этой картине отведено деталям пейзажа, изображенным в мельчайших подробностях. Обращают, на себя внимание тонкие лучи, спускающиеся откуда-то сверху, из-за крал картины. Надо полагать, что это лучи Вифлеемской звезды. Новый язык живописи Творчество Корреджо совпало с переломным моментом в развитии итальянского искусства XVI века. Художник развил учение Андреа Мантеньи об использовании перспективы для […]...
- Моденский триптих — Эль Греко Доменико Теотокопули, известный нам под именем Эль Греко, написал триптих, который называли Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. […]...
- Рождество Христово Многосюжетная композиция включает в себя изображение нескольких событий, связанных с повествованием о Рождестве Христовом. Подобно многим произведениям искусства Палеха, повторяет образец XVII в. Икона является профессиональным произведением палехской живописи XIX в., представляющим художественную и музейную ценность...
- Рождество — Паоло Уччелло «Барабан», венчающий купол флорентийского кафедрального собора, состоит из восьми больших круглых окон. Создание купола было завершено к 1431 году. Последующие несколько лет велась работа по установке витражей, созданных по рисункам лучших итальянских художников того времени — Андреа делъ Кастаньо, Донателло, Лоренцо Гиберти и Паоло Уччелло. Они подготовили полноразмерные картоны, послужившие образцами для мастеров-стекольщиков. В мае […]...
- Рождество Марии — Альбрехт Альтдорфер В его работе привлекает мотив сложной, показанной в угловом ракурсе архитектурной декорации, передача огромного, наполненного светом и легкими тенями пространства....
- Страшный суд. Центральная створка триптиха — Ганс Мемлинг В истории искусства известны мастера, творчество которых соединяет в себе достижения предшественников и современников. При этом оно гармонично, способно вызывать восхищение, но в нем нет того, что поражает и удивляет, — неожиданности художественных решений. К числу таких мастеров можно отнести выдающегося нидерландского живописца Ганса Мемлинга. Он учился живописи у себя на родине и в Германии, […]...
- Преображение Господне — Фра Беато Анджелико Э то одна из самых удивительных Фресок, которыми Фра Анджелико укарасил монастырь Сам-Марко. Она иллюстрирует важнейший евангельский сюжет. Фигура Христа и сходящее от Него сияние доминирует над всем происходящим, а руки Спасителя повторяют их положение на кресте — считается, что первым в такой позе изобразил Христа именно Фра Анджедико. Потрясенные апостолы помещены внизу, а слева […]...
- Рождество Христово (Ночь) — Корреджо (Антонио Аллегри) Корреджо любил свет ради него самого и был вознагражден за свою любовь, потому что именно искусство передачи света вознесло его выше всех современных ему мастеров. Он не хуже других умел выразить таинственную тишину и нежную прохладу раннего утра и поздних вечерних часов. Великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, […]...
- Рождество Богоматери — Бартоломе Эстебан Мурильо Иконография Девы, Марии у Мурильо традиционно. Но, как видно, художник не чувствовал себя стесненным строгими каноническими рамками, поскольку каждая его Дева Мария не похожа на другую. При этом все изображения Богоматери, принадлежащие его кисти, имеют общие черты — какую-то неуловимую схожесть в разрезе глаз, очертаниях носа и лба. Внимательно вглядываясь в эти лики, мы обнаруживаем, […]...
- Преображение Господне — Анджелико Фра Это одна из самых удивительных фресок, которыми Фра Анджелико украсил монастырь Сан-Марко. Она иллюстрирует важнейший евангельский сюжет. Фигура Христа и исходящее от Него сияние доминируют над всем происходящим, а руки Спасителя повторяют их положение на кресте — считается, что первым в такой позе изобразил Христа именно Фра Анджелико. Потрясенные апостолы помещены внизу, а слева и […]...
- Рождество Богоматери, с двумя святыми на полях «Рождество Богоматери» принадлежит к числу шедевров позднего иконописания. Автор иконы, вероятно, был хорошо знаком с наследием царских мастеров XVII в., которое сохранялось в многочисленных домашних молельнях. Иконописец демонстрирует удивительное мастерство в построении архитектурных фантазий, свободно варьируя их элементы. В иконе тонко связаны разновременные и разнопространственные эпизоды богородичного цикла. Молящиеся Иоаким и Анна, изображенные по краям […]...
- Рождество (Алтарь Портинари). В закрытом состоянии — Хуго Гус В закрытом состоянии на триптихе видны фигуры Марии и архангела Гавриила в отдельных нишах, как и предполагается в Благовещении. Они выполнены в технике гризайли, и их изображения имитируют каменные скульптуры. Сектор с правой рукой ангела поврежден. По отбрасываемой голубем тени видно, что он буквально «прикреплен» к пространству картины. Выразительность образов и игра светотени сильно напоминают […]...
- Рождество (Алтарь Портинари). Правая створка — Хуго Гус На правой створке запечатлена жена Томмазо, Мария, с дочерью Маргаритой. Интересно, что у Марии Барончелли тот же самый головной убор, ожерелье и кольцо, как и на брачном портрете кисти Мемлинга. Ей покровительствует Святая Мария Магдалина, смотрящая на нее из-за спины Маргариты. Для контраста Святая Маргарита смотрит на дочь донатора из-за спины Марии. Святая Маргарита стоит […]...
- Рождество (Алтарь Портинари). Левая створка — Хуго Гус Томмазо Портинари преклонил колени на левой створке перед открытой дверью в хлев. Его представляет Святой Фома с копьем в руке, поставивший ногу на полу его плаща. Юные сыновья Портинари Антонио и Пиджелло стоят на коленях за ним; первого из них представляет Святой Антоний, которого можно узнать по колокольчику, его атрибуту. Вероятно, нехватка места помешала изобразить […]...
- Пара обуви (Башмаки) — Винсент Ван Гог Натюрморт «Башмаки» Ван Гог написал в 1887 году в Париже. Кроме этой картины, он создал еще пять подобных изображений старых ботинок. Вместе эти работы составили целую серию. Композиция картины предельно проста. Ваг Гог изобразил пару поношенных башмаков, расположив их в центре полотна на синем фоне. Видимо, обувь принадлежит рабочему человеку. Один ботинок, как будто быстро […]...
- Давид — Николай Бах Исполнена как академическая программа на тему «Давид, бросающий камень». За эту статую в 1878 году Бах получил вторую золотую медаль. Давид — древнеизраильский царь начала Х века до н. э., история царствования которого изложена в Библии. Убил великана Голиафа, бросив в него камень и попав ему в лоб. История Давида служила источником тем для искусства....
- Воскрешение Христа — Джованни Беллини Картина Джованни Беллини «Воскрешение Христа». Размер картины 148 x 128 см, дерево, масло, перенесено на холст. Непосредственная жизненная реальность восприятия пейзажа необычайна, тем более что и весь передний план, и дали, и средний план купаются в той чуть влажной световоздушной среде, которая будет столь характерной для венецианской живописи 16 в. Вместе с тем естественность движений […]...
- Мадоннa каноника ван дер Пале — Ян ван Эйк Заказчиком картины был каноник ван дер Пале. Как и в «Мадонне канцлера Ролина», ван Эйк пытается показать присутствие божественного в действительном мире. Каноник показан в реальном, узнаваемом дворце, в хоре соборной церкви Св. Донацианa в Брюгге, что придает реальность Марии с Младенцем. Рядом Св. Георгий И Св. Донациан. Исследователи считают, что картина когда-то висела в, […]...
- Мертвый Христос — Ганс Гольбейн История написания этой необычной работы нам неизвестна. До Гольбейна сюжет «Христос в гробу» разрабатывали и другие художники, но ни один из них не изображал мертвого Иисуса настолько реалистично. Согласно давней традиции, живописцы писали Христа в гробу с мертвецов — Гольбейн, верный этой традиции, тоже воспользовался натурой, которой послужил для него выловленный из Рейна утопленник. Впервые […]...
- Операция на ноге — Адриан Брауэр Картина рассказывает о лекарях, которые в средние века были очень распространены, поскольку врачей было мало, да и дорого было такое лечение для простых людей. В темной захламленной комнате на переднем плане лекарь, скорее всего вскрывает нарыв на ноге или вытаскивает из ноги занозу, щепку или осколок стекла. Конечно, нет никакой стерилизации или обезболивания, но больной […]...
- Похороны в Орнане — Гюстав Курбе Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, — на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно […]...
- Распятие с предстоящими В иконе воплощен главный эпизод Страстей Господних — Распятие. Евангелисты достаточно подробно описывают страдания и смерть Богочеловека на кресте среди двух разбойников. Но иконопись не иллюстрирует трагические события, а обобщает их смысл. Поколениями художников была создана безукоризненная изобразительная формула. На фоне символического града Иерусалима — крест с Распятым. К нему слетаются плачущие ангелы. По сторонам […]...
- Конный портрет графа-герцога Оливареса — Диего Веласкес На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны […]...
- Храм Комакатадо и мост Адзумабаси — Утагава Хиросигэ В гравюре открывается вид на реку Сумидагава от храма Комакатадо, изогнутая кровля которого и стена, покрытая белой штукатуркой, занимают левый нижний план гравюры. Комакатадо был построен в середине XVII века, в конце того же века он сгорел, но был восстановлен в 1692 году. Храм посвящен бодхисаттве Каннон Босацу. Главным божеством — хондзоном храма было изображение […]...
- Мария Магдалина — Якопо Тинторетто Картина посвящена женщине. имя которой всегда рядом с именем Иисуса Христа. Это одна из мироносиц. которую Иисус Христос исцелил от недуга — она была одержима семью бесами. С тех пор Мария Магдалина стала самой большой последовательницей Христа, его помощницей и почитательницей. Художник изобразил пейзаж с дивным тревожным деревом, последнюю вспышку заходящего солнца… Небольшая фигурка Марии […]...
- Пляски вокруг золотого тельца — Никола Пуссен Когда Моисей сорок дней и ночей на горе Синай вел разговор с Богом, народ Израилев устал его ждать. Им нужен был новый проводник, который бы шел впереди и показывал им дорогу в Землю обетованную. И попросили они Аарона, старшего брата Моисея, сотворить изваяние языческого бога, чтобы ему поклоняться. Аарон собрал у всех женщин золотые украшения […]...
- Мадонна с Младенцем, Святыми и донатором — Давид Герард Картина Мадонна с Младенцем, Святыми и донатором написана художником около 1510 года. На самом деле сюжет работы — Мистическое обручение Святой Екатерины. На темном фоне в темном платье сидит на троне Мадонна, держащая на руках Младенца. Его рука касается руки красавицы в царственном наряде и передает той обручальное кольцо. Слева от Мадонны с суровыми лицами […]...
- Фреска Крещение Христа — Пьетро Перуджино В числе нескольких мастеров, приглашенных папой римским расписывать Сикстинскую капеллу, был и Пьетро Перуджино. На северной стене, живописный фриз которой посвящен сценам из жизни Христа, сохранились две фрески этого художника. Одна из них — «Крещение», в работе над ней Перуджино помогал кто-то из его учеников, возможно, Пинтуриккьо, написавший некоторые фигуры и пейзаж. Перуджино изобразил Христа, […]...
- Мадонна каноника ван дер Пале — Ян ван Эйк Эта картина — крупнейшее произведение ван Эйка после Гентского алтаря. И вновь ощущение реальности в передаче пространства, света и предметов, а также эффект присутствия фигур захватывает дух зрителя. Такое стало возможным благодаря специальным техническим приемам, опередившим новые «академические» правилаитальянской Живописи того времени, с которыми ван Эйк наверняка был знаком. Компактная и симметричная группа фигур окружена […]...
- Акварельный этюд — Мартин Шонгауэр Средневековое живопись полна разной символики. Пион — обыкновенный садовый цветок в наше время — тогда в религиозных картинах или алтарях он символизировал триединство Бога — это была «роза Троицы», роза без шипов. В средние века пиону приписывались сильнейшие целебные и чудодейственные свойства: в частности, способность вылечивать психические заболевания и отводить злые заговоры. Рассмотрим прекрасный акварельный […]...
- Снятие одежд с Христа (Эсполио) — Эль Греко Драматична картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа «. На ней запечатлен тот момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Этот сюжет был чрезвычайно редким для того времени, так как художники чаще всего изображали сюжеты «Взятие Христа под стражу», «Коронование терновым венцом» и «Бичевание Христа». Интересно то, что этот мотив здесь […]...
- Сусанна и старцы — Алессандро Аллори Это сюжет, часто изображаемый в искусстве. Сусанна, жена Иоакима — богатая, красивая и богобоязненная иудеянка, жена переселенца из царства Израильского в Вавилоне, по имени Иоакима. Она прогуливалась по саду, затем решила искупаться, в это время рядом с ней не было ни одной служанки. За ней подсматривали два старца, они были высокопоставленными лицами — старейшинами. Они […]...
- Положение во гроб — Микеланджело Буонарроти «Положение во гроб» — ранняя незаконченная картина Микеланджело Буонарроти, на которой показано, как тело Христа, снятое с креста, переносится к гробу. Исследователи отмечают в этой работе некоторые противоречия с традиционной иконографией данного сюжета, которые затрудняют однозначную идентификацию персонажей. Святой Иоанн Евангелист обычно изображается в красном одеянии и с длинными волосами. Значит, здесь он — слева […]...
- Христос и ученики в Эммаусе — Рембрандт Харменс Ван Рейн Библейско-евангельские картины раннего Рембрандт пронизаны бурным движением, исполнены чрезмерной патетики. Они созданы мастером под воздействием искусства барокко, зародившегося в начале века в Италии и получившего распространение во всей Западной Европе. К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос и ученики в Эммаусе», написанная Рембрандтом около 1629 года и находящаяся ныне в парижском частном собрании. […]...