Сочинение по картине Моденский триптих — Эль Греко

Моденский триптих   Эль Греко

Доменико Теотокопули, известный нам под именем Эль Греко, написал триптих, который называли Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства.

Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.

На передней стороне помещены сцены :

«Поклонение пастухов», «Аллегория Христианского воина» и «Крещение Христа»;

На обратной стороне:

«Благовещение», «Гора Синай» и «Бог-Отец предостерегает Адама и Еву».

«Аллегория Христианского воина» — центральная сцена на передней стороне, она сложна для восприятия, полна библейских аллегорий и символов. В верхней части центральной доски, на небесах художник изобразил, как коленопреклоненный Христианский воин получает от Христа венец. В нижней части изображены чистилище и ад, а также три библейские добродетели.

Эта работа напоминает произведения, популярные в Средние Века, особенно это проявляется в изображении челюстей ада — исключительно средневекового элемента. Ниже фигур Христа и воина расположена Святая Екатерина, с колесом, символизирующим ее мученическую смерть.

В центре обратной стороны триптиха расположена сцена «Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины, которая своим появлением обязана Криту, и в точности повторяет традиционную Византийскую модель. Ссылка на Святую Екатерину в обеих центральные досках, возможно, намекает на связь художника с Критским монастырем Святой Екатерины, ведущей художественной школы острова. Остальные сцены триптиха так же не отличаются уникальностью, однако, в качестве примера художник использовал итальянские оттиски.

В целом многократное повторение канонических сцен характерно для византийского искусства.

Триптих привлекает внимание тем, что это одно из ранних сохранившихся произведений Эль Греко, созданное вскоре по прибытии в Италию. Художник познакомился с итальянской живописной школой, и сделал первые шаги в новой технике. Плоскостность, линейность, геометрические планы византийской традиции сменяются композициями с округлыми, более плотными формами и более свободной трактовкой.

В триптихе появляется некоторая напряженность, характерная для манеры Эль Греко, а также многие элементы и композиции, к которым он позже вернется. Некоторые из величайших картин Эль Греко созданы на темы «Благовещение», «Поклонение пастухов» и «Крещение». Аллегория Христианского воина напоминает аллегории Священной лиги.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Сочинение по картине Моденский триптих — Эль Греко