Сочинение по картине Шатровая гора — Николай Рерих
В 1933 году Николай Константинович Рерих пишет необычную и невероятно красивую живописную серию «Святые горы». Одной из работ данной серии является картина «Шатровая гора». Как и многие произведения Рериха последних двух десятилетий его творческой деятельности написана «Шатровая гора» темперой.
В творчестве Рериха все необычно и особенно: и замыслы, и живописные техники, и художественные образы-символы.
«Шатровая гора» — картина красивых цветовых сочетаний и колористических решений. Перед нами словно бы воплощена тайна прекрасного, красота загадочных гор и небесных просторов. Теневые темные плотные стороны гор образуют композиционный ряд контрастов. Черная, всепоглощающая, гнетущая тень на переднем плане полотна перекликается с темной вершиной Шатровой горы. Все это поддерживает художественный ритм, выстраивает гармонию цвета, светотеневых соотношений.
Границы гор ярко очерчены.
Силуэты гор как будто овеяны мягким хрупким светящимся туманом, напоминающим бледно-голубые нежные облака. Бледно-голубые просветы усиливают мотив контраста, добавляя эффект ускользающей призрачной материи.
Нас притягивает подобное сочетание воздушных легких неосязаемых, почти эфемерных структур и строгих крутых горных вершин. Образы гор напоминают непроницаемые величественные святые вершины, которые можно встретить только в особое время, когда солнечный свет распадается на множество тонких редких оттенков. Каждая горная вершина представляет собой собранный из разрозненных частиц прекрасный живописный мотив.
Полотно Рериха «Шатровая гора» изобилует яркими открытыми цветами, разнообразными красочными переходами, напоминающими какой-то сложный футуристический пейзаж. Для картины характерен неперегруженный образный ряд, но сочетание спокойных простых форм при особом светотеневом состоянии, когда одно лишь освещение видоизменяет и переструктурирует окружающие образы. Глубокие сложные дымчатые переходы придают ощущение тайны, полуреальности, сна.
Когда весь окружающий мир напоминает скорее иллюзию, настолько мнимыми и полуреальными кажутся все образы.
Небо выписано более теплыми пастельными красками, что подчеркивает рисунок самого воздуха и солнца. В пространстве неба живут отличные от мира гор и скал краски. Таким образом, в картине происходит сложное переплетение настроений, цветовых пространств и мотивов.
Сочинения по картинам:
- Гора Сен-Виктуар (Гора Святой Виктории) — Поль Сезанн В творчестве Сезанна следует выделить работу «Гора Святой Виктории» , которая по праву принадлежит к одному из его кульминационных достижений в искусстве позднего периода. Художник часто изображал пейзаж этой горы, расположенной в родном для него Эссексе. Гора рождается из сочетания мазков красного, синего, пурпурного, а также желтого оттенков, причем эти цвета причудливо перетекают из одного […]...
- Гималаи Эверест — Николай Рерих Картина «Гималаи Эверест» изображает высочайшую точку на Земле. Гора имеет исконное тибетское название Джомолунгма. С 1856 г. на картах Гималаев у этой вершины появилось новое название — Эверест — по имени президента Геодезического комитета Индии австралийского генерала Джорджа Эвереста, который первым произвел обмер горы и выяснил, что Джомолунгма — самая высокая вершина мира. Среди различных […]...
- Голубые горы — Николай Рерих Картина «Голубые горы» передает несравненный горный пейзаж Гималаев. Сверкают вечные снега на вершинах, впадины покрыты легкой дымкой, волнистой линией отмечена гряда, за которой опять возвышаются горы. Мы их не видим, но чувствуем их огромность. Они не подавляют, наоборот, как здесь легко и хорошо, ощущаешь себя частицей мироздания… «Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! […]...
- Розовые горы — Николай Рерих Картина «Гималаи Розовые горы» — работа зрелого мастера, творца небесных и горных пространств. Горные пейзажи Рериха, на которых изображены Гималаи, привлекают особым колоритом, насыщенностью красок. Само название картины заключает в себе ту компоненту смысла, которую призвано реализовать полотно, а именно — чувство цвета, чувство нежности красок, когда суровые неприступные горные вершины могут смягчить розовые нежно-сиреневые […]...
- Путь на Кайлас — Николай Рерих Картина Николая Рериха «Путь на Кайлас» включена в серию «Святые горы». Эта работа в технике темперной живописи написана в 1933 году. Кайлас — одна из вершин одноименной горной цепи. Высота данной горной вершины достигает свыше шести тысяч метров. Кайлас обладает особой структурой. Для горы характерна четырехгранная пирамидальная форма. Усложненный образ многогранной вершины дополняется пространством больших […]...
- Гималаи. Розовые горы — Николай Рерих «Гималаи. Розовые горы» — работа зрелого мастера горных пейзажей, творца небесных и горных пространств — Николая Константиновича Рериха. Личность Рериха столь же велика и необычна, сколь возвышенны и таинственны создаваемые им художественные образы и мотивы. «Гималаи. Розовые горы» написаны в 1933 году, и на данный момент полотно можно встретить в собрании Нью-йоркского Музея Николая Рериха. […]...
- Святой Франциск — Николай Рерих Работа Николая Рериха «Святой Франциск» является парной к полотну 1932 года «Святой Сергий Радонежский». Картина написана в том же 1932 году и в настоящий момент располагается в коллекционных фондах Музея Николая Рериха в Нью — Йорке. На картине Святой Франциск изображен в «великой простоте». Образ Франциска предельно аскетичен. Великий святой облачен в простое скромное монашеское […]...
- Моисей Водитель — Николай Рерих Картина «Моисей Водитель». Ветхозаветное событие — получение Моисеем скрижалей каменных — произошло на горе Синай, когда ее осенила слава Господня. Сюжет этот не раз трактовали многие художники. Александр Иванов воплощает его в своих библейских эскизах при ясном свете дня как предстояние Моисея со склоненной головой и сложенными руками перед телесно неощутимым, но все же реально […]...
- Жемчуг исканий — Николай Рерих Картина «Жемчуг исканий» написана в 1924 году. 20-е годы ХХ века — сложный исторический период поиска и утверждения новых смыслов в жизни, искусстве, культуре. Это время переустройства мира. Само название работы заключает в себе идею великого, вечного поиска, глубоких философских, бытийных размышлений. Картина написана темперой. Благодаря данному художественному материалу цветные образы получаются более легкими и […]...
- Небесный бой — Николай Рерих Николай Константинович Рерих — своеобразный автор, чьи работы отличают глубокие философские и лирические мотивы. Темы его полотен разнообразны и сложны, одухотворенны и возвышенны. Излюбленными образами творчества Рериха, в свою очередь, можно считать образы неба и облаков. Мотив неба и облаков отчетливо звучит в такой известной работе Рериха, как «Небесный бой». Картина написана в 1912 году, […]...
- Канченджанга — Николай Рерих Для Николая Константиновича Рериха Гималаи были не просто величайшим горным массивом, но горы эти красотой и необычностью своей напоминали настоящую сокровищницу больших снегов. На созданной в 1936 году картине Рериха «Канченджанга» художник изобразил великую пятивершинную гору в Гималаях. Гора эта является одним из крупнейших восьмитысячников мира, то есть чья общая высота более восьми тысяч метров […]...
- Звезда утра — Николай Рерих Картина «Звезда утра» относится к зрелому периоду творчества Николая Константиновича Рериха. «Звезда утра» написана в 1932 году в темперной манере живописи. Для Н. К. Рериха, темпера — особый материал, который позволяет усилить яркость, световую насыщенность полотна. Темперный рисунок отличается мягкостью, пастельным, тонким звучанием красок. Картина Рериха «Звезда утра» в настоящее время принадлежит коллекции живописных работ […]...
- Гора Святой Виктории — Поль Сезанн Пейзаж «Гора Святой Виктории» — светлая, яркая работа. Пастельные, лазурные оттенки придают чувственное, романтическое ощущение. Полотно отличают простые формы и композиционные решения. Для пейзажа характерна многоплановость. На переднем плане изображены небольшие дома, закомпонованные в тесном соседстве друг с другом. Дальний план выстраивает образ горы Святой Виктории. Для картины характерны колористическое перетекание, переливы, своего рода подвижки […]...
- Странник Светлого Града — Николай Рерих В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке хранится замечательное полотно «Странник Светлого Града», написанное художником в тридцатых годах ХХ века. Картина весьма примечательна с точки зрения особенностей композиции, цветописи и сложной метафоричности образов. Центральный образ полотна понятен, но и вместе с тем скрыт, полуреален, символичен. Фигура странника композиционно удалена от образа Града Светлого. Перед нами изображен […]...
- Снегурочка — Николай Рерих Еще одна театральная постановка, которой Рерих уделил много времени,- опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Она пленила его еще в юные годы. Первая постановка в декорациях Рериха шла в парижской «Opera Соmique» в 1908 году, вторая — в 1912 году в Петербурге и третья уже в 1922 году в Чикаго. Рерих нашел свое оригинальное решение. Его […]...
- Гирнар — Николай Рерих Творчество Святослава Рериха, пронизанное идеями гуманизма, служит духовным мостом для сближения разных народов мира и их взаимопонимания. «Быть одним из связующих звеньев между двумя искусствами, двумя культурами — в этом я вижу свое назначение — гражданина, художника, искусствоведа, воспитателя молодежи» . Живопись Святослава Рериха была высоко оценена в Индии. Доктор С. Радхакришнан писал: «его пейзажи […]...
- Святой Сергий Радонежский — Николай Рерих Николая Константиновича Рериха как тонкого художника и ценителя красоты притягивали сложные, великие образы, будь то горные вершины или герои духа. В творчестве Рериха присутствует исключительный цикл живописных работ. Художник создает серии «Святые горы», серии, изображающие подвижников духа, святых. Изображение святых, героев духа показывает, на какую высоту может возвыситься дух человека, какой несокрушимой и сильной может […]...
- Сергий строитель — Николай Рерих Картина Н. К. Рериха «Сергий строитель» посвящена великому святому Земли Русской — Сергию Радонежскому Н. К. Рерих пишет, что «Труд в Учении Сергия играл огромную роль. Сколько раз приходилось Святому Сергию начинать все сначала. Вся его жизнь — это огромное испытание, которое преодолевалось в величайшей жертве для Руси, Родины, всего человечества, Мироздания. Это говорит о […]...
- Гималаи (Голубые горы) — Николай Рерих Поиск красоты и знания, духовные интересы определили начало новой страницы жизни и творчества Рериха. В декабре 1923 года он прибыл в Индию. Ознакомившись за короткий срок с рядом ее достопримечательностей, с древнейшими буддистскими памятниками, Рерих устремился к Гималаям, высочайшей горной цепи мира с одиннадцатью вершинами, уходящими ввысь более чем на восемь тысяч метров. В восточной […]...
- Микула Селянинович — Николай Рерих Николай Константинович Рерих — великий художник России, наделенный особым художественным видением и осознанием мира. Живописные полотна Рериха, как и многие его литературные и иные творческие работы отличаются оригинальностью идей и исключительностью этапа воплощения столь неординарных замыслов автора. В качестве основных мотивов творчества художника, можно назвать следующие: мотивы неба, облаков, гор, восточной природы, святых мест, святых […]...
- Ойрот-вестник Белого Бурхана — Николай Рерих Картина «Ойрот-вестник Белого Бурхана» написана художником в 1925 году, до прибытия экспедиции на Алтай. Николай Константинович отнес ее к серии «Знамена Востока». Хан Ойрот, согласно алтайской легенде, — последний потомок Чингисхана и последний правитель его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи: «Знаки усматривайте на Солнце […]...
- И открываем врата — Николай Рерих Серия «Sancta» была написана в 1922 году во время пребывания художника в Америке. В переводе «Sancta» означает «Святые», но сам Николай Константинович предпочитал слово «Подвижники». В серию вошли картины «И открываем врата», «И продолжаем лов», «И трудимся», «И не боимся», «И видим», «Сам вышел», «Святой Сергий». В этих полотнах Рерих воссоздает близкие его сердцу родную […]...
- Борис и Глеб — Николай Рерих В Житии Александра Невского описано его сновидение накануне битвы Александра со шведами в 1240 году. По реке Неве в ладье спешат на помощь русским воинам святые Борис и Глеб....
- Пер Гюнт — Николай Рерих В 1912 году Николай Константинович Рерих начал работу над декорациями и костюмами для постановки «Пер Гюнт» в Московском Художественном театре. Драматическая поэма Ибсена-философа, сочетающая политический памфлет и нежнейшую лирику, прозаическую действительность и поэтическую легенду, была исключительно трудна для сценического воплощения. Чтобы объединить эту многоплановость пластически, режиссура обратилась к музыке Грига и «музыкальной» красочности Рериха. Критики […]...
- Пакт Культуры — Николай Рерих Пакт Культуры [1931] Как художник, археолог и исследователь истории, Николай Рерих глубже всего переживал трагедию гибели ценностей культуры, ибо так же, как нельзя воскресить умершего человека, невозможно воссоздать творения человеческого гения. Он говорил о мире, создавая всемирно известный Пакт Рериха и Знамя Мира, потому что само его существо излучало мир. Он предвидел тяжкие бедствия до […]...
- Путивль — Николай Рерих Либретто А. П. Бородина, написано на материале русской эпической поэмы XII века «Слово о полку Игореве» В реализацию планов Дягилева по широкой пропаганде русского искусства за рубежом были вовлечены лучшие силы отечественной культуры. С 1908 года ведущее место в этой деятельности было отдано театру. В начале ХХ века русская театрально-декорационная живопись переживала расцвет. Оформление сцены […]...
- И мы видим — Николай Рерих Картина «И мы видим» наиболее часто встречающееся название. Есть еще одно — «И узрим», взято из авторского списка картин Н. К. Рериха за 1917-1924 годы. На ней изображен Нерукотворный Лик Христа, запечатленный на полотне. Существует несколько легенд о возникновении этот образа. Рассмотрим одну из них. Царь Эдессы Авгарь заболел неизлечимой болезнью и отправил за помощью […]...
- И мы продолжаем лов — Николай Рерих Картина «И мы продолжаем лов». Четыре рыбака, изображенных на картине, несут и глубоко символичное значение и вполне конкретное. Хотя изображены не апостолы, а монахи все той же общины, основанной Святым Сергием Радонежским, упоминание о рыбаках направляет наше воображение к апостолам, которые в большинстве своем были обычными рыбаками. Когда же они по призыву Иисуса последовали за […]...
- Майтрейя Победитель — Николай Рерих Напряженное ожидание чуда — прихода эры Майтрейи, нарастающее от картины к картине, получает патетико-символическое «разрешение» в седьмой, заключительной работе серии — «Майтрейя Победитель». В клубах алых облаков на огненном коне мчится под знаменем Шамбалы Благословенный Ригден-Джапо, Владыка легендарной страны, ведя свое воинство на последнюю духовную битву. Пламенеющее небо озаряет вершины далеких гор, скалистый берег с […]...
- Город строят — Николай Рерих В золотисто-коричневых насыщенных тонах им была написана картина «Строят город» — гимн труду и творческому созиданию. На холме, окруженном рекой, возводились укрепления, стены и башни. Кипела работа. Группы людей в белых холщовых рубахах были объединены ритмом дружного труда. Произведение отличает крепкий рисунок и горячий колорит, в нем ясно чувствуется бодрое и жизнеутверждающее начало. Накануне выставки […]...
- Клад захороненный — Николай Рерих Картина написана на мотив скандинавской мифологии. Захороненный клад — это скрытая правда жизни. Злая колдунья закрыла все подступы к ней. Но звучит приказ готовиться к битве. Священные огни укажут, куда идти в поиск за кладом. Люди ждут знака. Получив его, они выступают в путь и встречают великанов. Великаны повержены, и победители клада торжествуют....
- Поморяне — Николай Рерих В изображении пейзажа с древними строениями, а также бытовых сцен из жизни западных славян художник придерживается истории. Но, по-существу, исторический мотив служит лишь канвой, по которой складывается художественно-обобщенный образ гармоничной, счастливой жизни. Перед нами умиротворяющая природа, нарядно одетые люди, нежные, зеленовато-голубоватые тона, в которых решена картина, — все это гораздо больше похоже на мечту о […]...
- Тибет. Гималаи — Николай Рерих В творчестве Николая Константиновича Рериха велик интерес мастера к редким уникальным в своем роде культурным общностям, религиозным учениям, островкам духа среди промышленного двадцатого века. Прогресс, расцвет цивилизаций тяготил художника чрезмерной урбанистичностью и бездушностью. Было слишком много техники, быта, однообразных форм и идей, что Рерих увлекается образами гор и особых людей, живущих в таинственных предгорьях этих […]...
- Гора Синай — Эль Греко Возможно, эта картина была написана художником Доменико Теотокопули, который приобрел мировую известность под именем Эль Греко, по заказу Фульвио Орсини, библиотекаря кардинала Аллесандро Фарнезе, во дворце которого жил Эль Греко в 1570-1572 гг. Известно, что Орсини приобрел для библиотеки кардинала семь картин молодого мастера, по всей вероятниости, «Гора Синай» была одной из них. Эта небольшая […]...
- Падма Самбгава — Николай Рерих Картина «Падма Самбгава» изображает одного из отцов буддизма в Тибете, основателя школы ньингма Падма Самбхава. Его легендарные деяния на протяжении многих веков художники изображали в канонической иконографии. Рерих так описывает виденную им старую картину из монастыря Далинга: «Вот Учитель в виде черноголового ламы с Соломоновой звездой на головном уборе поражает дракона. Вот Учитель низводит дождь; […]...
- Гонец. Восстал род на род — Николай Рерих Картина «Гонец». На холсте художник пишет историю настолько давнюю, что даже не сохранилось о тех временах достоверных данных. Только лишь отголоски 9 века, обрывки, мелкие крупицы собраны в «Повести временных лет», которую с усердием изучал будущий великий живописец. В те времена на славянских землях не было согласия — то набеги варяг, то внутренние стычки. И […]...
- И мы несем свет — Николай Рерих Картина «И мы несем свет». Здесь изображена процессия монахов, выходящих из храма в сумерки. В их ладонях трепещут крошечные огоньки. Это пламя является символом света духовного, который несут в мир христианские подвижники. Их словно благословляют Богоматерь с Младенцем на надвратной фреске, заключенной в большом киоте. Это от рождения Иисуса Христа «…свет пришел в мир» . […]...
- Голубиная книга — Николай Рерих Многие ранние работы Николая Константиновича Рериха были посвящены теме «Древняя Русь. Славяне». В этих картинах художник сумел приподнять завесу времени, перенеся зрителя на многие столетия назад — в землю далеких предков. Нередко сюжеты были почерпнуты из легенд, преданий и апокрифов. Рериха всегда интересовала суть вечных вопросов мироздания. Символическое и космогоническое начало выразилось в творчестве художника […]...
- Саракха — Благая Стрела — Николай Рерих Картина «Саракха — Благая Стрела». «Саракха» в переводе с санскрита означает «Лучник». «Великий Брахман» Саракха — один из величайших йогинов Индии, он является буддийским Махасиддхи, то есть Великим Мудрецом — Риши. Он был Учителем великого Нагарджуны, которого Буддийский Мир почитает, как Второго Будду. На картине Николая Рериха Великий индийский Учитель, Мудрец и Поэт Саракха изображен […]...
- Синагава, гора Готэнъяма — Утагава Хиросигэ Синагава была первой станцией дороги Токайдо. Началом пути, точкой отсчета расстояния, считался мост Нихонбаси, но для путников, отправляющихся в Киото, Нара или Осака, прощание с Эдо происходило в юго-западном пригороде восточной столицы — в Синагава. Хиросигэ часто изображал эти места в различных сериях. На этой горе находился замок Ота Аокан. В начале эпохи Эдо семья […]...