Сочинение по картине Ревельский бой 2 мая 1790-го — Алексей Боголюбов
После окончания Академии художеств Боголюбов написал серию картин по истории Крымской войны. Эти полотна были приобретены императором Александром II, и художник получил заказ на написание морских сражений Северной и русско-шведской войн 1789-1790 годов. Над этим заказом Боголюбов работал в конце 60-х и в 70-е годы XIX века.
Изучая исторические данные, он глубоко и всесторонне подходил к изображению таких замечательных победоносных сражений русского морского флота, как «Гангутский бой 1714 года», «Морское сражение у Эзеля 1719 года», «Ревельское сражение 1720 года», «Сражение при Красной Горке 1790 года» и другие. И если в картинах 50-х годов была главным образом исторически документальная правда, то в работах над этими сюжетами Алексей Петрович Боголюбов смог добиться большой композиционной убедительности и смысловой выразительности, а также большой живописности.
Одной из картин этого цикла морских баталий стала «Ревельский бой 2 мая 1790 г.» Весной 1790 года Швеция направила свой флот в Финский залив, чтобы воспрепятствовать соединению кораблей Ревельской и Кронштадтской эскадр. Второго мая шведский флот в составе 22 линейных кораблей, 4 фрегатов и 4 мелких судов под командованием герцога Зюдерманландского атаковал стоящую на Ревельском рейде русскую эскадру из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов под командованием В. Я. Чичагова. Русская эскадра стояла так, что шведские корабли, сблизившись на дистанцию артиллерийского огня, должны были последовательно проходить вдоль всей эскадры.
В результате слаженных действий русских моряков 64-пушечный шведский корабль «Принс Карл» получил тяжелые повреждения и сдался, 74-пушечный корабль «Риксенс Стендер» был выброшен на камни и сожжен. Понеся потери, шведы вышли из боя.
Сочинения по картинам:
- Берег Вико — Алексей Боголюбов Без всякого сомнения, Боголюбов — один из первых талантливейших маринистов своего времени. С 1854 года, оставив морскую службу, Алексей Петрович Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андрея Ахенбаха. В 1855 году художник отправился в Италию. […]...
- Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко — Алексей Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов — блистательный мастер морских и батальных пейзажей второй половины XIX века. Получив признание русской публики за выполненные виды Петербурга с величественными набережными Невы, он переехал в Европу, где подолгу останавливался в Риме и Париже. Там наряду с И. С. Тургеневым Боголюбов стал главой русской диаспоры, даже организовал общество помощи художникам, приезжавшим во […]...
- Этрета. Отлив (Франция) — Алексей Боголюбов Живописное дарование Алексея Петровича Боголюбова развернулось во всем блеске в 80-90-е годы XIX века. Замечание Крамского, что у Боголюбова «огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа», относится к творчеству художника 60-70-х годов. Но уже и тогда Крамской отметил, «что больше всего доказывает в нем присутствие таланта, это его этюды. В них он […]...
- Ферма в Шамбодуане. Франция — Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов, по настоянию врачей долгие годы живший в Париже, сыграл исключительную роль в ознакомлении русских художников и публики с искусством, природой и жизнью Франции. Этюды живописца, тщательно выполненные на небольших дощечках красного дерева, сохраняют прелесть живого восприятия природы и вместе с тем несут в себе значительность законченного произведения. В декабре 1879 года А. […]...
- Иллюминация Кремля — Алексей Боголюбов В 1883 году в Москве состоялась коронация Александра III. Весь центр Москвы и особенно Кремль, место проведения торжеств, были иллюминированы. Создавая торжественную композицию кремлевского вида в вечернее время, Боголюбов стремился к максимальной достоверности, даже документальности. Художник с блеском справляется с задачей изображения ночного неба и выделяющихся на его фоне кремлевских строений, освещенных электрическими лампочками и […]...
- Катание на Неве — Алексей Боголюбов Были времена, когда русским войскам приходилось с боями отвоевывать берега Невы от шведского владычества, осаждать шведские крепости и брать из приступом. С тех пор минуло четыре века. Нева по-прежнему катит свои воды вдаль, берега ее, особенно не в черте Санкт-Петербурга, по-прежнему нельзя назвать густонаселенными. Что же касается того участка реки, который омывает берега города, то […]...
- Пруд в Петровско-Разумовском — Алексей Боголюбов «Какое очаровательное гулянье этот Петровский парк! Нет лучшего гуляния ни в Москве, ни в других ее окрестностях! Тут соединено все — и природа, и искусство, и деревня, и город!» «Когда нас исконных обитателей Разумовского спрашивают, что собственно достопримечательного в Петровско-Разумовском, нам такой вопрос кажется в достаточной степени странным, так как, по нашему ощущению, каждая аллея […]...
- Казань — Алексей Боголюбов На Постоянной выставке русских художников в Санкт-Петербурге в 1862 году картине Алексея Петровича Боголюбова «Казань» было уделено большое внимание. Об истории создания этого полотна художник рассказал в своих воспоминаниях «Записки моряка-художника». «В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге «Самолет» Б. А. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге […]...
- Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами — Иван Айвазовский В период русско-турецкой войны 1828-29 гг. отряд кораблей ЧФ, состоящий из фрегата и двух бригов, находился в районе Босфора. 26 мая 1829 года произошло столкновение русских кораблей с турецкой эскадрой, включавшей 6 линейных кораблей и 2 фрегата. Более быстроходному фрегату «Штандарт» и бригу «Орфей» удалось оторваться от преследования. Однако бриг «Меркурий», вооруженный восемнадцатью пушками, не […]...
- Синопский бой ночью — Иван Айвазовский В творчестве Ивана Айвазовского значимое место занимают картины на тему морских сражений и побед русского флота. Художник вел своеобразную летопись исторических событий, начиная со времен Петра I и заканчивая сражениями в Крымской войне 1853-1856 годов и освобождения Балкан в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Айвазовский был современником многих боев, которые впоследствии изображал на своих полотнах. С […]...
- Битва при Текселе — Виллем ван де Велде Остров Тексел, который с 1415 года считался уже большим городом в Нидерландах, знаменит своим морским сражением голландского флота с англо-французским кораблями. Эта битва происходила во время третьей по счету англо-голландской войны в 1672-1674 годах. В ходе этой войны адмиралом де Рюйтер был разбит англо-французский флот. Эту морская битва и была описана в картине известного голландского […]...
- Наварринский бой — Иван Айвазовский Это знаменитое сражение прославило российский флот. Объединенный флот союзников вошел в Наварринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот. После бесплодных попыток вести переговоры, после обстрела союзного флота турецкими кораблями и береговыми батареями в октябре 1827 года началась Наварринская битва. Русские линейные корабли, находясь в центре, приняли на себя главный удар турецко-египетских сил и уничтожили большую […]...
- Корабль среди бурного моря — Иван Айвазовский Прославленный художник-маринист и баталист Иван Константинович Айвазовский, армянин по происхождению, большую часть жизни работал в России. Его творческое наследие огромно, а популярность произведений лишь растет. В своих морских пейзажах живописцу удавалось воссоздать величественные картины борьбы кораблей со стихиями, грозные баталии, прелесть штиля и поэтичные ночные морские виды. В картине «Корабль среди бурного моря» ясно читается […]...
- Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами — Иван Айвазовский Эта картина посвящена славной истории бесстрашных черноморцев — бриг «Меркурий» после победы над турецкими судами встречается с русской эскадрой. 14 мая 1829 года русский 18-пушечный бриг «Меркурий» на рассвете у Босфора принял неравный бой с двумя турецкими кораблями. Один из них был 110-пушечный линейный корабль, другой — 74-пушечный. Командир брига капитан-лейтенант Казарский вместе со своими […]...
- Судно в открытом море — Виллем ван де Велде Вильям ван де Вельде-младший, умер 6 апреля 1707 в Лондоне) — голландский живописец. Сын Вильяма ван де Вельде старшего, который также был живописцем, младший де Вельде сначала обучался живописи у своего отца, затем у Симона де Влиегера, известного художника-мариниста того времени. Еще до переезда в Лондон его искусство получило широкую известность. В 1673 году де […]...
- Морское сражение при Ревеле — Иван Айвазовский Долгий век И. К. Айвазовского пришелся на пору войн, которые вела Россия — в том числе за выход к морям. Не принимая непосредственного участия в морских сражениях и даже не всегда присутствуя на борту того или иного судна, художник не мог остаться в стороне от бурь и перипетий эпохи. Его батальные картины — лучший ответ […]...
- Портрет А. П. Боголюбова — Илья Репин Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов «Боголюбов — отличный человек, в нем много простоты, откровенности, юношеской горячности» — эти слова молодого Репина, ярко характеризуют человеческие качества хозяина мастерской на бульваре Батиньоль, которую называли «Русским Парижем». Боголюбов опекал молодых художников-пенсионеров Академии, нередко выезжал с ними на этюды, устраивал заказы и продажи их картин. […]...
- Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года — Иван Айвазовский Большое место в творчестве художника занимают события, героические победы русского флота, происшедшие непосредственно при жизни И. К. Айвазовского. Он имел большую возможность поговорить с участниками морских сражений, побывать на местах боевых действий. Так, в 1848 г. художник пишет картину «Наваринский бой», на котором запечатлено событие, тоже прославившее русский флот. Объединенный флот союзников вошел в Наваринскую […]...
- Чесменский бой — Иван Айвазовский Картина Ивана Айвазовского «Чесменский бой» была написана в 1848 году. Она посвящена историческому событию 1770 года. В ночь с 25 на 26 июня произошло морское сражение в Чесменской бухте между турецким и русским флотами. Закончилось оно полным разгромом некогда величественного турецкого флота русскими моряками. Великую победу, которая принесла славу нашему флоту, и хотел показать на […]...
- Портрет Петра I — Алексей Антропов Несмотря на угасание своего таланта в конце 1760-х годов, художник все последующее десятилетие продолжает много работать. Антроповские семидесятые годы открываются большим парадным портретом Петра I, созданным для «поставления» в синодальную членскую палату. Художник использует традиционные, общеупотребимые атрибуты парадного царского портрета. Следуя апробированной схеме, Антропов изображает стол с царскими регалиями, тронное кресло, обязательную колонну и столь […]...
- Вид в окрестностях Ораниенбаума — Алексей Саврасов Очевидная незаурядность работ Саврасова, экспонировавшихся в 1854 году на выставке в МУЖВ, привлекла внимание и «августейших» любителей искусства. Великая княгиня Мария Николаевна приобрела его картину «Степь с чумаками вечером» и предложила отправиться «для написания видов с натуры» в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом. Исполненные там картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» […]...
- Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» — Иван Айвазовский Иван Айвазовский «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд», описание картины Русский Маринист Иван Айвазовский, кроме морских пейзажей любил изображать сцены морских баталий. Название картины «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» говорит само за себя. На картине изображено два сражающихся судна в период русско-турецкой войны. Пароход «Веста» сближался с турецким броненосцем, чтобы отрезать его […]...
- Портрет А. К. Воронцовой — Алексей Антропов В парадном портрете сочетаются принципы западноевропейского портрета и идущие от русского парсунного письма четры застылости, скованности, плоскостности. Женщина средних лет изображена с отставленными в сторону руками, кокетливо склоненной головой, на фоне традиционной витой колонны с листьями. Художник не скрывает ее сутулости и возраста. Поражает полнозвучная декоративная красочность этого портрета. Анна Карловна Воронцова, урожденная Скавронская — […]...
- Могила на Волге — Алексей Саврасов Среди работ Саврасова 1870-х годов есть и глубоко драматические образы, отразившие скорбные размышления художника о краткости жизни, сиротливом одиночестве любящего сердца. Такова элегическая картина «Могила на Волге» . Критик Г. Урусов точно характеризовал ее: «Это пейзаж-поэма: тут выражена целая жизнь — и туча, как горе; тепло и свет, как радость и надежда…». Очень любил это […]...
- Перед атакой. Под Плевной — Василий Верещагин С началом русско-турецкой войны Верещагин отправляется на места боевых действий. Он участвовал во всех решающих сражениях, был при знаменитом штурме Плевны, совершил зимний переход через Балканы, участвовал в бою под Шейново, решающем исход войны. Много тысяч жизней было загублено царскими офицерами в этой войне. Сплошной лес крестов простирался на полях проигранных сражений. Грандиозной неудачей был […]...
- Печерский монастырь под Нижним Новгородом — Алексей Саврасов Некоторые из его картин, связанных с образом Волги, имеют поистине масштабный, эпический характер. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является как бы олицетворением «убогой и обильной, забитой и всесильной» Руси. В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, […]...
- Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года — Иван Айвазовский Картина Ивана Айвазовского «Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года» отображает события русско-турецкой войны 1768-1774 гг. 24 июня 1770 года эскадра русского флота во главе с графом А. Орловым и адмиралом Г. Спиридовым, обнаружила главные силы флота Турции, стоящие на якоре недалеко от Чесменской бухты. Многочисленные турецкие боевые корабли были укрыты в проливе, чтобы […]...
- Соборная площадь в Московском Кремле ночью — Алексей Саврасов Особую линию в творчестве Саврасова 1870-х годов представляют его городские, московские пейзажи. Вместе с созданными им изображениями ближних окрестностей родного города они представляют собой уникальную страницу отечественного художественного «москвоведения», ибо, в отличие от произведений большинства других живописцев, несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы. В некоторых из этих работ, продолжая традиции […]...
- Портрет архиепископа С. Кулябки — Алексей Антропов Грузный и одутловатый Сильвестр Кулябка изображен в полном епископском облачении: в фелони, клобуке, с посохом и панагией. На темном фоне — родовой герб Кулябок. Преосвященный Сильвестр родился в городе Лубны Полтавской губернии, в семье бунчукового товарища. В 1726 году он окончил курс Киевской Духовной академии; в марте 1727 года принял монашество и поступил в число […]...
- Снежная буря, пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом — Уильям Тернер Он вошел в историю как мастер морских далей и небесных просторов, виртуоз света и туманной дымки Между тем он родился в одном из самых тесных и темных районов старого Лондона, неподалеку oт Ковент Гардена, в семье парикмахера, 23 апреля 1775 года. Уильям рано стал проявлять интерес и способности к искусству — в 1789 году он […]...
- Свадьба Петра I и Екатерины I 19 февраля — Алексей Зубов Выдающийся русский гравер Петровской эпохи Алексей Федорович Зубов учился и работал у Адриана Шхонебека в Оружейной палате в Москве. Насыщенная деталями и персонажами гравюра со сценой Свадьбы Петра I и Екатерины I представляет зрителю большой зал, стены и потолок которого украшены вытканными гобеленами, зеркалами и коврами. Многочисленные столы поставлены друг за другом в форме замкнутой […]...
- Портрет Петра Федоровича, в будущем Петра IIIг — Федор Рокотов Петр III Федорович — император всероссийский, сын герцога голштейн-готторпского Карла-Фридриха, сына сестры Карла XII шведского, и Анны Петровны, дочери Петра Великого; он приходится, таким образом, внуком двух государей-соперников и мог, при известных условиях, являться претендентом и на русский, и на шведский престол. В 1741г. он был избран, после смерти Элеоноры Ульрики, преемником ее мужа Фридриха, […]...
- Портрет княгини Т. А. Трубецкой — Алексей Антропов Татьяна Алексеевна Трубецкая — дочь обер-прокурора Синода князя А. С. Козловского, сестра писателя Ф. А. Козловского. Он был близко знаком с виднейшими литераторами второй половины XVIII века — Д. И. Фонвизиным, М. М. Херасковым, Н. И. Новиковым, В. И. Майковым. В основу образной характеристики героини портрета положены неизменные, статичные свойства ее натуры. Для художника середины […]...
- Вид Волги под Юрьевцем — Алексей Саврасов Особенно масштабна начатая Саврасовым в 1870 году картина «Волга под Юрьевцем», за которую Алексей Кондратьевич весной 1871 года был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств. Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: «Картина эта довольно обширных размеров. Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги; […]...
- На пашне. Весна — Алексей Венецианов Полотно «На пашне. Весна» — одна из самых прославленных картин Венецианова — была написана вскоре после «Гумна». Название ее менялось со временем: «Женщина, боронящая поле», затем — «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того — «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было […]...
- Утро помещицы — Алексей Венецианов Эта картина экспонировалась на той же выставке, что и «Гумно». Ее Венецианов преподнес в дар императору Александру I. В эти годы — под императорским патронажем — в Эрмитаже создавалась Галерея художественных произведений русской школы. «Утро помещицы» стало одним из первых полотен, попавших в это собрание. В «Отечественных записках» на появление новых картин Венецианова отозвался П. […]...
- Вид порта — Пауль Бриль Родившись в Антверпене, Пауль Бриль в двадцатилетнем возрасте переехал в Рим, где испытал влияние итальянского искусства. Однако его творчество относится, скорее, к южнонидерландской школе, и данная картина особенно: она напоминает светлые, тщательно выписанные и в то же время окутанные единым воздухом пейзажи Питера Брейгеля Старшего. С брейгелевских морских видов началось на его родине, жизнь которой […]...
- Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду — Алексей Саврасов Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года «Перед грозой, В усадьбе» и особенно «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» , перекликающихся с «грозовыми» пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые […]...
- Портрет Петра III — Алексей Антропов Глядя на портрет Петра III, созданный Алексеем Петровичем Антроповым, обращаешь внимание на контраст торжественной обстановки с непривлекательным образом императора, незадачливого супруга великой и великолепной Екатерины II. В 1762 году Святейший Синод решил украсить свою парадную залу портретом недавно взошедшего на престол императора Петра III. Написать портрет пригласили Федора Рокотова, но его работа не понравилась государю. […]...
- Проводы начальника — Алексей Лукич Юшанов «Проводы начальника» — загадочнейшая картина, хотя бы потому, что она — единственное, что осталось в истории от художника Алексея Лукича Юшанова ). Он не заслужил даже главки в Большой Советской энциклопедии; неясно, когда он, собственно, умер. Имя осталось в ряду художников второго плана, как шлейф кометы, выстроившихся за Перовым. Концентрат социальной злости, на котором были […]...