Сочинение по картине Портрет доктора Ф. А. Усольцева — Михаил Врубель
Карандашные рисунки 1904 года исключительно интересны. Это единственная в наследии Врубеля сохранившаяся большая серия натурных зарисовок. Возвращаясь к художественному труду, Врубель чувствовал потребность заново, как в годы ученичества, упражнять руку и глаз усиленной работой с натуры.
В это время он мало «фантазировал». Главным образом рисовал портреты врачей, санитаров, больных, навещавших его знакомых, делал пейзажные наброски из окна, зарисовывал уголки комнаты, простые предметы: кресло, брошенное на стул платье, подсвечник, графин, стакан.
Самыми замечательными среди рисунков, сделанных в больнице, являются несколько портретов — доктора Усольцева и членов его семьи. Карандашный Портрет доктора Ф. А. Усольцева по красоте и твердости техники и по выразительности психологической стоит на уровне лучших портретных работ Врубеля. Он сделан вдохновенно.
Тонкое худощавое лицо с шапкой курчавых волос, проницательные, в упор глядящие глаза — в них светится гипнотическая сила.
Безупречная лепка портрета достигнута системой угловатых разнонаправленных штрихов, которые, при всей прихотливости арабеска, чеканно моделируют форму в ее выпуклостях и углублениях, тенях и бликах. Характер передан мужественной, волевой манерой рисунка.
Весной 1905 года художник снова ощутил уже знакомые симптомы приближения недуга. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно. Собираясь опять вернуться в клинику, он, как вспоминала его сестра, «прощается с тем, что ему особенно близко и дорого». Он пригласил к себе перед отъездом друзей юности, а также своего любимого старого учителя Чистякова; посетил выставку «Нового общества художников», которому симпатизировал; отправился в сопровождении жены и вызванного из Москвы Усольцева в Панаевский театр, где девять лет тому назад впервые увидел Забелу.
Круг жизни замыкался. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой «санаторий».
Сочинения по картинам:
- Портрет Саввы Мамонтова — Михаил Врубель Купец Савва Иванович комфортно расположен в кресле, будто сейчас начнет деловую беседу. Презентабельный вид Саввы Ивановича свидетельствует об утонченном вкусе Врубеля. Эта комната представляет собой кабинет, в котором работает Мамонтов. Меценат настолько суров, что, по мнению критиков-портретистов похож на русского богатыря. В работу добавлена гиперболичность и экспрессия — основная цель Врубеля. Выражается нрав предпринимателя, как […]...
- После концерта. Портрет Н. И. Забелы — Михаил Врубель В сложной, многогранной судьбе Врубеля не было с самого года рождения безмятежного благополучия: он рано потерял мать, много скитался, переезжая с семьей из одного города в другой. Потом тяжелая пора учения, окрашенная невзгодами, лишениями, затем долгие, долгие годы непризнания, тяжелая болезнь и вот наконец после порога пятого десятка лет намечается перелом. Наконец в 1896 году […]...
- Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете «Empire» — Михаил Врубель Врубель был женат на одной из самых выдающихся русских певиц Надежде Ивановне Забеле. Она была любимой певицей Римского-Корсакова, для нее он писал сопрановые партии в операх, начиная с «Царской невесты». У Врубеля много портретов Забе-лы, и это тоже одно из особенных страниц его творчества. Роман с Надеждой Ивановной был обставлен всеми атрибутами романтической влюбленности. Н. […]...
- Портрет В. Я. Брюсова — Михаил Врубель Последней работой Врубеля стал портрет поэта Валерия Брюсова. Его «двоемирие» тонко прочувствовано Ниной Петровской: «Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна, испещренного иероглифами. Все в ней каменно, мертво, аскетично-застывшие линии черного сюртука, тонкие руки, скрещенные и плотно прижатые к груди, словно высеченное из гранита лицо. Живы одни глаза, — провалы в дымно-огненные бездны. Впечатление […]...
- Кровать — Михаил Врубель Врубель был превосходным рисовальщиком. Умение рисовать он ценил необыкновенно высоко и часто пенял современным художникам за их пренебрежительное отношение к рисунку. Рисовал Врубель всегда — рисовал метко, точно, подробно: в качестве примера приводим его работу «Левая рука художника», 1882-83 . Иногда кажется, что графика Врубеля не слишком сочетается с его размашистой живописью, но на самом […]...
- Принцесса Греза — Михаил Врубель Декоративное панно представляет собой картину, предназначенную для постоянного или временного украшения участка стены или потолка, то есть оно определенным образом выстраивает жизненное пространство, влияет на него, заставляет обитателей этого пространства жить по своим законам. Если не забывать о том, что главной целью символизма было построение жизни по законам искусства, по законам абсолютной красоты, то можно […]...
- Кампанулы — Михаил Врубель Художник болезненно одинокий, тянувшийся к запредельному, обретает радость творчества, когда в Абрамцеве у С. Мамонтова через своих друзей и товарищей приходит в соприкосновение с творчеством народных мастеров. Этот поворот Врубеля подкрепляет его дружбу с А. Римским-Корсаковым. «Национальная нота, — пишет он сестре, — которую так хочется поймать на холсте и в орнаменте». И вскоре после […]...
- Египтянка — Михаил Врубель Серьезными занятиями керамикой Врубель обязан сближением с Абрамцевским художественным кружком в начале 1890-х годов. Хотя скульптурой он интересовался и ранее. Никакого систематического обучения искусству скульптуры художник не получил и, еще живя в Киеве, на свой страх и риск совершил первые опыты в этом роде. Его постигла неудача — так, огромная голова Демона, вылепленная Врубелем, рассыпалась […]...
- Жемчужина — Михаил Врубель Пастель Жемчужина» — маленькое чудо искусства, удивительная игра переливов в жемчужной раковине. Кто когда-нибудь держал в руказ и рассматривал натуральную морскую раковину, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Они отсвечивают и тонами моря, и закатного неба, и сиянием радуги, и мерцаниями тусклого серебра. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Для Врубеля вся […]...
- Портрет сына художника — Михаил Врубель Врубель был счастлив, когда у него родился сын, названный им Саввой. Радостный отец находил в недавно появившемся на свет ребенке художественный талант, уверял близких, что Саввушка «необыкновенно пристально смотрит». На портрете мальчик изображен сидящим в плетенной из лозы коляске, опираясь на бело-розовые подушки из тончайшей ткани. Позади большой букет бело-желтых и бело-сиреневых цветов. Темно-синий с […]...
- Тамара в гробу — Михаил Врубель Завершив работу над «Демоном сидящим», Врубель не расстался с Лермонтовым; судьбе было угодно продолжить диалог двух великих мастеров. В роли судьбы выступил П. Кончаловский, совладелец издательства Кушнерева. Издательство готовило иллюстрированное собрание сочинений Лермонтова, приуроченное к пятидесятилетию со дня смерти поэта, и Кончаловский предложил Врубелю принять участие в этой работе. Врубель ответил согласием. Более того, по […]...
- Шестикрылый Серафим. Азраил — Михаил Врубель Михаил Врубель, хорошо знавший классическое искусство и литературу, говоривший на нескольких языках был открыт и легок в общении. Но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы он обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможным развивать перед своими коллегами. Загадочность, заложенная природой в натуре Врубеля и проявившаяся в его произведениях, и […]...
- Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок — Михаил Врубель Жена художника, Надежда Ивановна Забела, была известной певицей. Врубель говорил, что многие певцы поют, как птицы, а его Надя поет, как человек. Природа щедро одарила Надежду Ивановну красотой голоса, но ее пение отличалось еще и особой душевностью, глубоким проникновением в мелодию, в каждое слово. Врубель очень любил оперу, тонко чувствовал музыку. Он высоко ценил душевные […]...
- Демон сидящий — Михаил Врубель Все картины М. Врубеля созданы в таинственной и сказочной атмосфере. В особенности его Демоны. В 1891 году М. Врубель нарисовал 30 иллюстраций к новому юбилейному изданию сочинений русского поэта М. Ю. Лермонтова. Большая часть иллюстраций посвящены поэме Лермонтова «Демон». Первый эскиз картины под названием «Демон сидящий» был нарисован в 1890 г., он хранится там же, […]...
- К ночи — Михаил Врубель Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. Видны темные силуэты коней и смуглый полунагой пастух-цыган. Заросли чертополохов как живые красные факелы: они переговариваются, шепчутся, кажутся оживленными детьми земли. Реальный, кажется, пейзаж, становится фантастическим, когда замечаешь, что в жестких, черных волосах цыгана виднеются рога. Здесь фигура пастуха и ландшафт составляют единство, и друг без […]...
- Гамлет и Офелия — Михаил Врубель 1888. Картон, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Еще в ранние годы своего творчества Врубель начал работу над «Демоном». Тема Демона не оставляла художника всю жизнь. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Демон жил где-то в сокровенных тайниках его души. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского […]...
- Демон поверженный — Михаил Врубель Врубель давно задумал полотно «Демон поверженный». Он хотел потрясти зрителя, создать грандиозное произведение, но, кажется, он не представлял отчетливо замысел картины: Демон владел им больше, чем он — Демоном. Он долго думал, каким изобразить этого Демона — летящим или каким-то другим. Идея «Поверженного» Демона возникла как бы сама собой. Демон низринут в ущелье среди скал. […]...
- Портрет доктора А. Е. Езерского — Василий Суриков Суриков был выдающимся портретистом. Написал он портретов великое множество, если не забывать, что многие этюды к его знаменитым картинам представляют собой именно портреты. Впрочем, немало у него и самостоятельных произведений, исполненных в этом жанре. В нем Суриков — за редкими исключениями — не работал на заказ; его главные герои — близкие, родные, знакомые и вовсе […]...
- Азраил — Михаил Врубель Одно время Врубеля захватила тема «Пророка» — полная высокой значительности, внушенная известным стихотворением Пушкина: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. В 1898 году Врубель сделал иллюстрацию к «Пророку» — она была заказана к юбилейному изданию сочинений поэта. Затем тема «Демон» целиком захватила художника, но после […]...
- Богоматерь с Младенцем — Михаил Врубель К евангельским сюжетам Врубель впервые обратился во время учебы в Академии художеств. Переезд в Киев — по приглашению искусствоведа А. Прахова — для реставрационных работ в Кирилловской церкви и оформления Владимирского собора стал судьбоносным. Труды в киевских храмах помогли творческой самоидентификации художника. Помимо реставрации, он выполнил для Кирилловской церкви несколько композиций взамен утраченных, написал икону […]...
- Снегурочка — Михаил Врубель Широко известный великий русский постимпрессионист Михаил Врубель использовал особую технику написания картин, которая поражает исследователей и ценителей его произведений. Тщательный подбор красок, напряженный колорит, фантастические сюжеты его работ дарят зрителю совершенно неземные эмоции. Множество работ Врубеля связаны с образом Надежды Ивановны Забелы. Она была его музой, многое связывало художника и актрису, много раз изображал он […]...
- Испания — Михаил Врубель Врубель много путешествовал — вместе с семьей Мамонтовых ездил в Италию, Францию, Грецию. По возвращении написал два панно — «Венеция» и «Испания». Это не жанровые картины, а обобщенный образ Испании и Венеции, такой, каким он представляется взгляду художника. По красоте живописи «Испания» — одна из наиболее совершенных картин Врубеля. Основные тона — красновато-лиловый и оливковый […]...
- Триптих «Цветы» — Михаил Врубель Период 1890-х годов был отмечен в творчестве мастера и выполнением крупных заказных работ по оформлению интерьеров. В собрании омского музея хранится замечательный пример опытов Врубеля в монументально-декоративном искусстве — триптих «Цветы» для московского особняка Елены Дмитриевны Дункер. Эффектная композиция, призванная решить пространство потолка, состоит из живописных панно: двух круглых — «Розы и лилии», «Желтые розы» […]...
- Пан — Михаил Врубель Картина «Пан» единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня! Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса «Святой Сатир». И свою картину художник сначала назвал «Сатир». Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Но больше все же от Лешего — и […]...
- Сирень — Михаил Врубель Стремление правдиво воспроизвести природу, характерное для большинства пейзажистов второй половины XIX века, у Врубеля уступает место восприятию природного мотива как декоративного. Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво, много работал в области монументально — декоративного и театрального искусства. Богатство природного мотива для него часто было лишь поводом. Его фантазия была способна преобразить простой цветок или […]...
- Сошествие Святого Духа на Апостолов — Михаил Врубель Одна из первых работ Врубеля. Это огромная фреска «Сошествие Святого Духа…», написана художником на коробовом своде Кирилловской церкви в Киеве. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя, исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. […]...
- Портрет М. И. Арцыбушевой — Михаил Врубель Изображая Марию Ивановну Арцыбушеву почти одновременно с ее мужем, Врубель создает репрезентативный портрет. Чопорная и бесплотная дама в строгом черном платье, оживленном лишь блеском золотой цепочки, почти распластана на прямой спинке кресла, параллельной плоскости холста. Лицо хранит замкнутое и нейтральное выражение. Врубелю все же удается проникнуть сквозь эту светскую маску. Он чутко улавливает нервную одухотворенность […]...
- Портрет Н. И. Забелы — Михаил Врубель Врубель часто рисовал свою жену. И всегда он чуть-чуть уходил от реальности, немного удлинняя лицо, расширяя глаза, тем самым делая образ загадочнее. И самым реальным портретом, пожалуй, был карандашный портрет Н. И. Забелы-Врубель, выполненный художником в 1905 году. Художник попытался изобразить жену совершенно трезво, даже прозаично, вне «образа», вне поэтического ореола, — это строгий, суховатый […]...
- Портрет Доктора Гаше — Винсент Ван Гог Портрет Доктора Гаше — одна из наиболее известных работ Ван Гога, замечательная по ряду причин: она была создана в последние месяцы жизни Винсента, а человек, запечатленный на ней, служит предметом оживленных дебатов. Был ли доктор Гаше компетентен? Что хотел сказать Винсент, адресовав Тео такие слова: «Прежде всего, он гораздо менее здоров, чем я, или, по […]...
- Девочка на фоне персидского ковра — Михаил Врубель Девочка на фоне персидского ковра — одна из прекрасных работ известного художника Михаила Врубеля. Перед зрителем предстает красочная, яркая картина. В центре полотна — юная девочка, на вид ей 12-13 лет. Девочка ярко выраженной восточной национальности, у нее смуглая кожа, темные глаза и черные густые длинные волосы. На девочке яркое, цветастое атласное платье — оно […]...
- Портрет доктора Альфонса Леруа — Жак Луи Давид Картина французского живописца Жака Луи Давида «Портрет доктора Альфонса Леруа». Размер картины 73 x 93 см, холст, масло. Копия этого портрета, практически идентичная по размеру, хранится в музее Фабре в Монпелье. Портрет доктора Альфонса Леруа считается, пожалуй, самым лучшим в портретной галерее работ мастера. Живописец изобразил Леруа в тюрбане в слабо меблированном помещении, делающим заметки […]...
- Портрет доктора Гаше II — Винсент Ван Гог Потрет доктора Гаше Ван Гог написал в 1890 году, незадолго до смерти. Гаше был другом художника. Как врач он поддерживал его до конца жизни и следил за его состоянием. Но, как и сам Ван Гог, Гаше тоже был подвержен тоске и меланхолии. Художник был поражен тем, что, являясь врачом, его друг не мог справиться с […]...
- Италия. Неаполитанская ночь — Михаил Врубель Врубель с юности был завзятым театралом. Но оформлять спектакли он стал, лишь начиная с 1891 года, — к этой работе привлек художника С. Мамонтов, предложив ему создать эскизы занавеса для его Частной оперы и в качестве театрального художника поучаствовать в постановке оперы «Виндзорские проказницы» О. Николаи. Еще более упрочилась связь художника с Частной оперой после […]...
- Венеция — Михаил Врубель За шумным карнавалом, полным красок, танцев и песен, мастер разглядел некую пустоту и печаль. Стоит только бросить мимолетный взгляд на картину, как становится ясно, что ни один из изображенных на полотне не улыбается. Город, играющий роль фона, как громоздкая декорация, мешающая актерам играть. Цветовая гамма тяжелая и безрадостная. Зритель словно чувствует жару, замедляющую праздничное действо. […]...
- Валькирия — Михаил Врубель С древнеисландского «валькирия» — «выбирающая убитых мертвых». В скандинавской мифологии это воинственные девы, которые подчиняются богу Одину. Они учавствуют в распределении смертей и побед в битвах. Павших в бою храбрых воинов они уносят в вальхаяму и там прислуживают им — подносят питье, следят за посудой и чашами. Вальхаяма — валгалла — находящееся на небе жилище […]...
- Гадалка — Михаил Врубель Врубель любил путешествовать по странам. Он посетил: Рим, Милан, Афины и другие города, но сердце навсегда осталось в столице России — Москве. Такие скитания положительно сказались на работах художника, оставив пламенный след в истории. Картина «Гадалка» — один из таких творческих порывов. Посетив Испанию, Врубель принялся писать страстные полотна, полные чувств и нежности. Многие критики […]...
- Муза — Михаил Врубель Муза всякого художника живет в его воображении. Даже если мастер считает носительницей своего вдохновения реальную женщину, то фантазия все равно наделяет образ фантастическими, нереальными чертами. Для мастера музой всегда была его любимая жена. Но на полотне зрителю представлено, вне всякого сомнения, фантастическое создание. Рыжая шевелюра, большие зеленые глаза, в которых можно утонуть — все в […]...
- Фауст — Михаил Врубель Триптих создавался для украшения интерьера дома одного из меценатов Морозовых. Сюжет хорошо известен не только, как основа многочисленных литературных произведений, но и благодаря опере Гуно. Художник часто обращался к оперным сюжетам и любил «писать» музыку. Первая часть — молодой ученик и враг рода человеческого. Контраст двух образов разителен, конфликт работы в противопоставлении чистой юности, жадной […]...
- Богатырь — Михаил Врубель Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Врубелем невероятно быстро, в течение пары недель, практически без предварительных эскизов и набросков. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Заостренную сверху в виде огромного, тяжелого треугольного копья форму, она получила позже. В целом в картине нашли отражения самые монументальные и смелые замыслы художника. Писать своего «Богатыря» […]...
- Царевна-Лебедь — Михаил Врубель Картина стала результатом серьезной работы художника над декорациями к опере «Сказка о царе Салтане». В это время жизнь всей семьи мастера была тесно связана с этой постановкой. Жена исполняла партию Царевны, самому художнику было доверено создать декорации и эскизы костюмов. Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера. Два природных начала — холодное и […]...