Сочинение по картине Портрет Волконской Марии Николаевны с сыном Николаем — Петр Соколов
Мария Николаевна Волконская была одной из самых замечательных женщин своего времени. Ее яркая индивидуальность, цельность натуры, живой и быстрый ум, обаяние пленили Пушкина сразу же при знакомстве. Первое чувство поэта к ней, глубоко скрытое, нашло свое воплощение в романтических образах южных поэм.
«Мария, идеал пушкинской Черкешенки, дурна собой, но очень привлекательна остротою разговоров и нежностью обращения», — писал в 1824 году одесский приятель Пушкина поэт В. И. Туманский. События, последовавшие за восстанием 14 декабря 1825 года, потрясли Пушкина. Решение Волконской оставить младенца-сына, горячо любимого отца, семью и друзей, чтобы последовать за мужем, приговоренным к двадцати годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири, вызывает у Пушкина восхищение ее мужеством, верностью долгу, преклонение перед ее гражданским подвигом.
Свой портрет с сыном Мария Николаевна специально заказала П. Ф. Соколову для передачи мужу в Сибирь: все тридцать лет пребывания Волконских на каторге и поселении он служил единственным напоминанием об их первенце, вскоре умершем Получив в 1829 году четверостишие Пушкина, высеченное на надгробном памятнике младенцу, Волконская писала отцу: «Я читала и перечитывала, дорогой папа, эпитафию моему дорогому ангелочку. Она прекрасна, сжата, полна мыслей, за которыми слышится очень многое. Как же я должна быть благодарна автору»
М. Н. Волконская просила художника сделать повторение этого портрета для своей сестры, но о судьбе копии ничего не известно. Первый портрет находился у Волконских все 30лет пребывания в Сибири. В 1910-ых годах следы его затерялись.
В 1966г он был обнаружен в Париже, в собрании В. К. Звягинцева, далнего родственника Волконских. В 1968г В. К. Звягинцев подарил портрет музею.
Сочинения по картинам:
- Портрет Волконского С. Г — Петр Соколов Профессиональный военный, удостоенный многих орденов и медалей, генерал-майор в двадцать четыре года, один из руководителей Южного общества декабристов. Принадлежа к богатой аристократической семье, на взлете головокружительной карьеры, в 1819 году С. Г. Волконский стал членом «Союза благоденствия». «С этого времени, — писал он позднее в своих «Записках», — началась для меня новая жизнь… Избранный мною […]...
- Портрет сестер Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах — Петр Соколов Акварель экспонировалась на знаменитой дягилевской выставке русских портретов в 1905 году в Таврическом дворце, именно как портрет сестер Анны и Екатерины Васильчиковых. Позднейшие исследования подтвердили верность настоящей атрибуции, хотя во многих источниках она значится как «Великие княжны Ольга Николаевна и Александра Николаевна… «...
- Портрет А. С. Пушкина — Петр Соколов «Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более, что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: «Это единственный настоящий Пушкин» […]...
- Портрет П. Н. Рюминой — Петр Соколов Прасковья Николаевна Рюмина, в замужестве Вельяшева, дочь тайного советника, камергера Высочайшего двора Н. Г. Рюмина. Портрет заказан к свадьбе. В. А. Соллогуб писал, что жених «обязывается к самому смешному мотовству… Предстоят непременные подарки. Портрет, писанный Соколовым, браслет чувствительный, турецкая шаль…»...
- Портрет великой княжны Марии Николаевны — Константин Маковский Константин Егорович Маковский начинал свою художественную карьеру как участник Товарищества передвижников, выставляясь с картинами на тему повседневной жизни народа. Однако со временем его интересы поменялись, и с 1880-х он стал успешным салонным портретистом. Мария Николаевна являлась третьей дочерью императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Четыре сестры были дружны между собой, но всеобщей любимицей считалась […]...
- Портрет Полетики Идалии Григорьевны — Петр Соколов Идалия Григорьевна Полетика, внебрачная дочь графа Г. А. Строганова и португальской графини d’Era. Сыграла трагическую роль в преддуэльной истории А. С. Пушкина, была его злейшим врагом, сочувствовала Дантесу. Современники отмечали, что она «питала совершенно исключительное чувство ненависти к самой памяти Пушкина». Портрет, бывший в Париже у А. А. Попова, привез в Россию И. С. Зильберштейн...
- Портрет великой княжны Марии Николаевны — Карл Брюллов Великая княгиня Мария Николаевна — дочь императора Николая Павловича и Александры Федоровны, принцессы Прусской. В 1839 г. вступила в супружество с Максимилианом, герцогом Лейхтенбергским ; скончалась 9 февраля 1876 г. В последние годы царствования императора Николая I она стала принимать личное участие в высшем управлении женскими учебными заведениями, имея в непосредственном своем заведовании, между прочим, […]...
- Портрет А. И. Тургеневa — Петр Соколов Александр Иванович Тургенев — общественный деятель, археограф, литератор, камергер. Широко образованный человек, А. И. Тургенев был другом и единомышленником Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского, В. А. Жуковского, многих писателей, поэтов и художников. Автор писем о европейской жизни, опубликованных под названием «Хроника русского». В жизни Пушкина, которого он знал с детства, Тургенев играл заметную роль. […]...
- Портрет князя П. А. Вяземского — Петр Соколов Князь Петр Андреевич Вяземский, поэт, журналист, литературный критик, мемуарист, близкий друг Пушкина. В 1824 году написал предисловие к «Бахчисарайскому фонтану» и выступил как издатель этой поэмы, добившись исключительно высокого по тем временам гонорара, так необходимого автору. Тогда же Соколов написал портрет Вяземского, с которым был хорошо знаком....
- Портрет С. И. Тургеневa — Петр Соколов Сергей Иванович Тургенев, дипломат, младший брат А. И. и Н. И. Тургеневых, воспитанник Геттингенского университета, большую часть своей жизни прожил за границей. «Мне опять пишут о Пушкине, как о развертывающемся таланте. Ах, да поспешат ему вдохнуть либеральность и… пусть первая песнь его будет Свободе» . С. И. Тургенев знал Пушкина еще ребенком в Москве, бывая […]...
- Портрет М. А. Кикиной — Петр Соколов Мария Ардальоновна Кикина, по воспоминаниям Д. Н. Свербеева, «была очень умна, мила, образованна, чрезвычайно оригинальна и ничем не походила на всех московских и даже петербургских барынь. Все мне в ней особенно нравилось: ея речь, ея независимый образ мыслей, ея туалет, который отличался каким-то изящным удобством и практичностью» Образ М. А. Кикиной, запечатленный почти всеми современными […]...
- Портрет Александры Григорьевны Муравьевой — Петр Соколов 5 января 1826 года комендант Петропавловской крепости получил для передачи «с высочайшего соизволения» Н. М. Муравьеву От жены ее портрет. В одном из писем Никита Михайлович пишет: «В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет и это меня поддерживает». В другом письме: «Время от времени я беру твой портрет и беседую с ним». […]...
- Портрет С. Ф. Толстой — Петр Соколов Сарра Федоровна — дочь графа Федора Ивановича Толстого и цыганки Авдотьи Максимовны, урожд. Тугаевой. Граф, участник Отечественной войны, отставной гвардейский офицер, авантюрист, бретер и карточный игрок, послуживший прототипом А. С. Грибоедову и Л. Н. Толстому, друг П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова и К. Н. Батюшкова, путешествовал с И. Ф. Крузенштерном и был высажен на […]...
- Портрет Д. Ф. Фикельмон — Петр Соколов Графиня Дарья Федоровна Фикельмон, урожденная графиня Тизенгаузен, внучка фельдмаршала Кутузова и жена дипломата Карла Людвига Фикельмона. Ее мать Елизавета Михайловна, любимая дочь Кутузова, после гибели первого мужа стала женой русского дипломата Н. Ф. Хитрово и прожила с ним в Италии почти десять лет. Там семнадцатилетняя Долли, младшая дочь Елизаветы Михайловны, вышла замуж за австрийского посланника […]...
- Портрет А. В. Бобринской — Петр Соколов Графиня Бобринская — жена Алексей Григорьевича Бобринского, русского генерала, основателя рода графов Бобринских, внебрачного сына Екатерины II и князя Григория Орлова. В 1827 из-за какого-то якобы неуважительного отзыва о Бобринской у Пушкина чуть было не состоялась дуэль. О встречах с Бобринской 25 янв. 1834 у В. С. Трубецкого и 18 дек. 1834 в Аничковом дворце […]...
- Портрет А. О. Смирновой-Россет — Петр Соколов Александра Осиповна Смирнова, урожденная Россети, фрейлина двух императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны, друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых… Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи. Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мертвых душ». Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века...
- Портрет З. А. Волконской — Федор Бруни На портрете — княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, жена егермейстера князя Н. Г. Волконского. Федор Бруни представил княгиню в костюме Танкреда из оперы Россини «Танкред». Портрет, написанный в Италии, романтичен. Облаченная в рыцарские доспехи, окруженная сумрачным пейзажем, молодая женщина полна особенной, почти мистической одухотворенности, которая в пору романтизма считалась принадлежностью Средневековья. З. А. […]...
- Портрет Великой княгини Ольги Николаевны — Карл Брюллов Ольга Николаевна — королева вюртембергская, дочь императора Николая I. Получила образование под руководством П. А. Плетнева, протоиерея Павского и В. А. Жуковского; последний пользовался ее благосклонностью и состоял с нею в переписке. В 1846 г. Ольга Николаевна сочеталась браком с наследным принцем вюртембергским, позднее королем Карлом I. Королева была известна в Вюртемберге своей широкой благотворительностью, […]...
- Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой — Петр Соколов Одним из шедевров Соколовa является «Портрет Е. К. Воронцовой». Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. В этом портрете Соколов выявил все возможности акварели. Объемы лица он моделирует мелкими плотными мазочками, одежду пишет свободно прозрачной акварелью. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при […]...
- Портрет А. Ф. Львова — Петр Соколов Алексей Федорович Львов, виртуозный скрипач, дирижер, композитор. В 1818 году был назначен адъютантом А. Х. Бенкендорфа, позже — сенатор, гофмейстер. Но главным в его жизни оставалась музыка. Талантом А. Ф. Львова восхищались Ф. Мендельсон и Р. Шуман, посещавшие его концерты в Европе. В 1833 году по заказу Николая I написал музыку к Российскому гимну на […]...
- Портрет А. A. Олениной — Петр Соколов Дочь президента Академии художеств А. Н. Оленина. Пушкин бывал у Олениных с юности и знал Анну Алексеевну еще ребенком. Вернувшись из ссылки, он возобновил свои посещения семьи Олениных в Петербурге и в Приютине. В 1828 году Пушкин был глубоко увлечен Олениной....
- Портрет великой княгини Александры Федоровны — Петр Соколов Великая княгиня Александра Федоровна с 1817 года жена великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Она стала кумиром целого поколения, многие поэты пушкинской поры посвящали ей свои стихи К числу несомненных шедевров относится этот портрет. Виртуозно выписанный воздушный перламутрово-жемчужный наряд августейшей особы контрастирует с холодным взглядом ее глаз, создавая весьма неоднозначный образ....
- Портрет Ю. П. Соколовой — Петр Соколов Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюлло, сестра К. П. и А. П. Брюлловых, с 1820 года жена П. Ф. Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребенок, она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы», — вспоминала их внучка А. А. Исакова. Этот один из […]...
- Портрет А. В. Вельяшева — Петр Соколов Александр Васильевич Вельяшев, ротмистр лейб-гвардии Уланского полка, брат Катеньки Вельяшевой, которой Пушкин посвятил стихи «Подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса…». Сделал блестящую военную карьеру, за «отличную, усердную и ревностную службу» был пожалован многими орденами и золотой саблей с надписью «За храбрость»...
- Портрет Е. А. Остерман-Толстой — Петр Соколов Графиня Елисавета Алексеевна Остерман-Толстая, в девичестве княжна Голицына — родной сестре Марьи Алексеевны, супруги графа Петра Александровича Толстого, бывшего послом во Франции при Наполеоне I. Жена Александра Ивановича Остерман-Толстого, графиня постоянно болела и в последние годы жизни время «страдала продолжительною водяною болезнию» . Брак был бездетен Александр Иванович Остерман-Толстой, российский генерал от инфантерии за отличия […]...
- Портрет А. С. Глинки-Мавриной — Петр Соколов Александра Семеновна Глинка-Маврина — жена Бориса Григорьевича Глинки, Андреевского кавалера, генерал-адъютанта, «которому, по женитьбе его на Александре Семеновне Мавриной, Высочайше дозволено в 1865 г. именоваться Глинка-Маврин » Борис Григорьевич — воспитанник Благородного пансиона при Петербургском ун-те cын сестры В. К. Кюхельбекера — Юстины Карловны. Пушкин, по-видимому, общался с ним во время частых посещений в пансионе […]...
- Портрет певицы Полины Виардо — Петр Соколов Виардо, Полина — знаменитая певица и автор многих музыкальных произведений, дочь певца Мануэля Гарсиа, сестра знаменитой Малибран. Родилась 6 июля 1821 г. в Париже, пению училась у своего отца, фортепианной игре — у Листа, композиции — у Рейха. Обладая великолепным меццо-сопрано чрезвычайно обширного диапазона и большим сценическим талантом, Виардо с 1837 г. стала выступать в […]...
- Портрет неизвестной в белом платье (С. А. Урусовой) — Петр Соколов Княжна Софья Александровна Урусова, одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А. М. Урусова. «…Дочери князя Урусова, три красавицы, справедливо считавшиеся украшением московского общества того времени», — писал французский историк Марк Рунье. Весной 1827 года в доме Урусовых часто бывал Пушкин, на которого «красота и любезность молодых хозяек действовала возбудительно, и он бывал весьма весел, остер, […]...
- Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме — Константин Маковский Портрет находился в кабинете дома князя Ф. Ф. Юсупова графа Сумарокова-Эльстон в Большом Харитоньевском переулке в Москве, реконструированном и декорированном в конце XIX века по проекту архитектора Н. В. Султанова. Княгиня, дочь князя Николая Борисовича Юсупова и княгини Татьяны Александровны, урожденной графини Рибопьер, последняя в роде Юсуповых. Владелица огромного капитала, обширных земель, дворцов и художественных […]...
- Портрет Франческо Марии делла Ровере — Рафаэль Санти Одним из ранних портретов работы Рафаэля, можно считать этот портрет. Франческо Мария был сыном Джованни делла Ровере и Джулианы Фельтрии, сестры Гвидобальдо Монтефельтро, герцога Урбинского. Дядя усыновил его в 1504 году и назначил своим наследником. Видимо, по этому случаю и был написан его портрет, одна из последних работ, связывающих художника с Умбрией. Франческо Мария изображен […]...
- Портрет кн. М. П. Волконской — Карл Брюллов Камерно-интимным портретом можно в известной мере считать и изображение кн. М. П. Волконской, хотя ему в большей степени, нежели другим аналогичным работам Брюллова, присущи черты заказного портрета. Однако и в нем условность парадного портрета смягчена теплотой эмоций. Еще в ранней молодости создал Брюллов прелестный акварельный портрет жизнерадостной девочки Кикиной, ставшей впоследствии светлейшей княгиней Волконской. Датировка […]...
- Портрет Марии Воронцовой — Дмитрий Левицкий Портреты девочек Вороцовых, создававшиеся, вероятно, для фамильной портретной галереи, признаюся исключительным явлением в русском искусстве XVIII века. Они поражают вниманием к внутреннему миру изображенных, удивительным мастерством в передаче фактур различных тканей и тонкой гармонией цветовых отношений. Мария Артемьевна Воронцова — графиня. Старшая дочь графа Артемия Ивановича Воронцова и Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной-Самариной. Фрейлина императрицы Марии […]...
- Портрет инфанты Марии Анны Испанской королевы Венгрии — Диего Веласкес Инфанта Мария Анна — испанская принцесса, первая жена Фердинанда III, короля Венгрии. Мария Анна — младшая дочь испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, а также младшая сестра французской королевы Анны Австрийской и испанского короля Филиппа IV/...
- Портрет Карла I и Генриетты Марии — Энтони Ван Дейк Приблизительно в 1627 году ван Дейк написал портрет братьев Лукаса и Корнелиса де Валь, фламандских художников. Они оказались гостеприимными хозяевами, — ван Дейк жил в их доме в Генуе, Это первый известный искусствоведам парный портрет в истории портретной живописи. Впоследствии ван Дейк неоднократно обращался к парному портрету. Его кисти принадлежат, например, портреты мужа и жены […]...
- Портрет императрицы Екатерины II — Петр Дрождин Традиционный по своей композиции и атрибутике парадный императорский портрет в рост. А вот его атрибуция весьма интересна. Полотно было куплено в 1882 г. П. М. Третьяковым как произведение Т. В. Боровиковского — на подушке фальшивая подпись: «писал Боровиковскiй». Долгое время портрет приписывался Ф. С. Рокотову и даже экспонировался на его персональной выставке в 1923 году. […]...
- Портрет Варвары Николаевны Суровцевой — Федор Рокотов Хранящиеся в Русском музее парные портреты В. ТТ. Суровцевой и ее мужа — прекрасный образец зрелого, изощренного живописного мастерства Ф. С. Рокотова. Художник подчиняет форме овала не только всю композицию, но и плавные, гибкие, круглящиеся движения кисти. Ему с удивительным благородством и тактом удается объединить в одно колористическое целое серебристые и пепельные тона прозрачной ткани, […]...
- Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни Медичи — Аньоло Бронзино Аньоло Бронзино был представителем маньеризма, живописного направления, возникшего в недрах клонившегося к закату Высокого Возрождения. Маньеризм ставил искусство выше природы, отсюда — некоторая холодность, которой веет от работ художника. В то же время портреты его кисти полны того знания о человеке, которое доступно только большим мастерам. Элеонору Толедскую, дочь неаполитанского вице-короля и жену Козимо I […]...
- Портрет австрийской императрицы Марии Терезии — Жан-Этьен Лиотар Портрет австрийской императрицы Марии Терезии [1744] За свою долгую творческую жизнь Лиотар создал множество портретов. К числу лучших относится портрет австрийской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости. Императрица хотела, чтобы художник изобразил ее так, как того требовал ее высокий сан — на […]...
- Портрет Марии Тюдор — Антонис Моро ван Дасхорст Антонис Мор ван Дасхорст — нидерландский портретист XVI века, работал при дворах Испании, Италии и Англии. В историю европейского искусства мастер вошел как создатель нового типа парадного аристократического портрета, получившего широкое распространение. «Портрет Марии Тюдор» — самое знаменитое произведение мастера, считающееся шедевром портретной живописи. Королева Англии изображена сидящей в кресле, обитом роскошным красным бархатом. Ее […]...
- Портрет королевы Марии Луизы Пармской — Франсиско де Гойя Королева представлена в виде махи — девушки из народа, так пожелала сама Мария-Луиза. Вот она стоит в естественной и вместе с тем величественной позе, маха и королева. Нос, похожий на клюв хищной птицы, глаза смотрят умным алчным взглядом, подбородок упрямый, губы над бриллиантовыми зубами крепко сжаты. На покрытом румянами лице лежит печать опыта, алчности и […]...