Сочинение по картине Атрибуты искусств — Ден Жан Батист Шар
Гипсовая голова Меркурия, инструменты для рисования и черчения, книги в кожаных переплетах, рулон бумаги — вот все детали натюрморта «Атрибуты искусства». Каждый предмет весьма символичен и наделен внутренним смыслом. Меркурий известен как покровитель искусств, рисовальные принадлежности вызывают мысли о высоком статусе рисунка в ряду пластических искусств, книги вводят человека в мир изящного, они — универсальная точка отсчета духовного развития мастера и каждого человека.
Бюст мифологического героя на полотне представляет собой центр композиции. Его голова — сильная и упрямая — словно приказывает другим деталям картины подстраиваться под нее, что и делают коробочка для грифелей, мелки, медный инструмент, свернутые в рулон бумажные листы. Мягкая, упругая форма этого рулона подобна сговорчивому человеку, легко поддающемуся чужому влиянию.
Некоторым диссонансом выглядят тяжелые книги с красноватыми переплетами. Неуступчивыми стражами стоят они вертикально по краям холста, словно охраняя этот маленький мирок вещей, ни во что не вмешиваясь и отделив себя от других угловатостью форм и четкостью линий.
Изумительную жизненность предметам натюрморта сообщают отголоски цвета. В белоснежности бюста глаз зрителя различает голубоватые и охристые оттенки. Уголок бумаги бросает на тисненую кожу фолианта зеленоватую тень, а на неполированной доске стола можно различить красноватые отблески книжного обреза. Художник словно хочет испытать свое мастерство, изображая близкие или подобные по фактуре и цвету предметы.
Он искусно изображает гладкую белизну мрамора рядом с белой бумагой, а теплую по тону, шероховатую кожу книжных переплетов — на фоне столешницы цвета мореного дуба.
В натюрморте отсутствует палитра художника, но Шарден неспроста уделил столько внимания набору инструментов для рисования. Известны его слова о том, что художническое обучение — один из самых трудных и длительных процессов, в котором рисование так же важно, как первые шаги ребенка. «Атрибуты искусства» — своеобразная дань художника тяжелому труду постижения тайн рисунка.
Кисти Шардена принадлежит еще один натюрморт на тему атрибутов искусств, но если на предыдущем полотне дается перечисление способов работы мастера, то здесь художник определяет путь человека в мир искусства. Бюст Меркурия в окружении закатанных в трубку листов бумаги и увражей символизирует мир искусства, а книги, обрамляющие композицию, — единственное связующее звено между миром искусства и человеческой жизнью и в то же время стены, защищающие от нее этот мир.
Сочинения по картинам:
- Аллегория искусств — Бернардо Строцци Бернардо Строцци — известный мастер Генуэзской школы. Он учился у П. Строцци в Генуе. Художественная манера и мировоззрение мастера формировались под влиянием творчества ломбардских и фламандских художников, произведения которых были во множестве представлены в генуэзских собраниях, а также под явным воздействием творчества П. Рубенса, искусства Караваджо и его последователей. В 1597 художник вступил в орден […]...
- Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств — Помпео Батони Картина итальянского живописца Помпео Батони «Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств». Размер картины 118 x 87.5 см, холст, масло. Картина художника Помпео Батони является парной к картине «Сладострастие». Меркурий, в римской мифологии изначально бог торговли, покровитель путешественников. Обычно изображался с кошелем. Позднее был отождествлен с Гермесом и стал чаще изображаться в крылатых сандалиях, дорожной шляпе и […]...
- Гении искусств — Франсуа Буше Картина французского художника стиля рококо Франсуа Буше «Гении искусств». Размер картины 72 x 74 см, холст, масло. Гении — по древнеиталийским воззрениям — боги-покровители, бывшие у каждого человека от самого момента его рождения и сопровождавшие его повсюду, как второе «я». В римской мифологии гений — божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, […]...
- Обезьяна-художник — Жан Батист Симеон Шарден Мода на картины, и предметы декоративно-прикладного искусства с изображениями обезьян появилась во Франции в конце XVII столетия. Чаще всего художники писали обезьян одетыми в человеческое платье и занятыми каким-либо человеческим делом. Некоторые из «обезьяньих» полотен принадлежат кисти весьма известных мастеров. Несколько подобных картин написал и Шарден. В их число входит «Обезьяна-художник», где изображена обезьяна, пытающаяся […]...
- Разносчица — Жан-Батист Симеон Шарден Шарден прожил всю свою жизнь в Париже. Он учился в Парижской Академии св. Луки, а затем был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры. В 1720-е художник приобрел известность как мастер натюрморта, которым он занимался на протяжении всего своего творчества. Шарден во многом изменил этот жанр, придав ему лирическую философичность, за которой скрывалось понимание органичной […]...
- Серебряный кубок — Жан Батист Шарден В натюрморте с кубком глубокие гармоничные коричневые тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево — красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Все приобретает под кистью мастера непреходящую ценность и значение....
- Стакан с водой и кувшин — Жан-Батист-Симеон Шарден В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека....
- Автопортрет — Жан Батист Шарден Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающем на нос. И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, достигшего к старости чистоты, силы и свободы своего искусства....
- Мыльные пузыри — Жан Батист Шарден Сам художник называет картину так: «Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри». Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать. То, что юноша из бедной семьи, говорит порванная куртка, сквозь дыру видна нижняя рубашка, рукава куртки коротки. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а […]...
- Молитва перед обедом — Жан Батист Симеон Шарден Как и почти все жанровые картины Шардена, «Молитва перед обедом» существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна «Молитва перед обедом» хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, […]...
- В подвале — Жан Батист Симеон Шарден Даже вернейшим почитателям Шардена порой случалось удивляться тому, что художник растрачивает свой недюжинный талант на «низменные» и «непоэтичные» сюжеты. Почитателям казалось, что мсье Шардену не хватает общей образованности, что именно по этой причине он вдохновляется кухонной утварью и жизнью прачек вместо того, чтобы живописать подвиги античных героев. Однако, вероятнее всего, не в необразованности художника здесь […]...
- Первая борозда — Жан-Батист Грез Самым ортодоксальным проповедником идей руссоизма, вдохновлявшим направление сентиментализма в искусстве и литературе конца столетия, был Жан-Батист Грез. Морализирующая живопись Греза в преддверии французской революции вызывала восторженное отношение критиков и просвещенных любителей искусства не только во Франции, но и в России. Большая композиция Греза «Первая борозда» патетически-восторженно и сентиментально прославляет крестьян, чья жизнь облагорожена трудом на […]...
- Натюрморт с зайцем — Жан Батист Симеон Шарден Шарль Никола Кошен, первый биограф Шардена, утверждает, что художник понял свое призвание в тот день, когда увидел и попробовал написать тушку кролика. Именно в этот день, полагает биограф, Шарден осознал, что натюрморт привлекает его гораздо больше, чем аллегорические сцены с богами и героями. «До этого он никогда не писал мех, — говорит Кошен. — Теперь […]...
- Корзина с земляникой — Жан Батист Симеон Шарден Многие натюрморты Шардена составлены из предметов домашней утвари. В начале творческого пути художник отдавал предпочтение простым глиняным и стеклянным сосудам, но со временем в его натюрмортах появилась изысканная фарфоровая посуда и прочие «предметы роскоши». Эти изменения, безусловно, были связаны с переменами, произошедшими в образе жизни самого мастера. Он становился все более известным и состоятельным человеком. […]...
- Карточный домик — Жан Батист Симеон Шарден Эту картину Шарден показал в Салоне 1741 года под названием «Сын мсье Ле Нуара, забавляющийся постройкой карточного домика». «Мсье Ле Нуар» был краснодеревщиком и близким другом Шардена. Сюжет постройки карточного домика — один из самых популярных в жанровой живописи XVIII столетия. Достаточно сказать, что Шарден сам написал еще три картины на ту же тему. Ему, […]...
- Мальчик с юлой — Жан Батист Симеон Шарден Детские портреты кисти Шардена и по сей день восхищают зрителей. Даже и закованные в неудобные, «деревянные» камзольчики и тяжелые платьица, дети на картинах мастера все равно выглядят непосредственными и подвижными. Работая над детским портретом, Шарден предпочитал изображать ребенка «в действии», занятым каким-либо делом. Выставляя детские портреты, он, опять-таки, называл их обыкновенно не «портретами», а жанровыми […]...
- Портрет художника Жозефа Аведа — Жан Батист Симеон Шарден Шарден довольно редко обращался к жанру портрета, а если все же и портретировал кого-нибудь — то лишь близких друзей и знакомых. Кроме того, художник почти никогда не выставлял эти портреты как «собственно портреты», чаще всего он старался найти какое-нибудь другое, «жанровое» название. Так, например, портрет художника Жозефа Аведа, который вы можете видеть вверху, был показан […]...
- Иван Крылов среди деятелей искусств — Орест Кипренский Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1768г. в Москве, но первые годы детства провел в Оренбурге, куда, по случаю Пугачевского бунта, переведен был отец его, служивший в армии капитаном. По окончании бунта отец Крылова переехал в Тверь, где заботливая, хотя и малообразованная, жена его занялась воспитанием сына и, по смерти мужа в 1780 году, оставшись […]...
- Скат — Жан Батист Симеон Шарден Для вступления в Королевскую академию живописи и ваяния каждый художник должен был представить жюри академиков несколько своих работ. Шарден показал академикам натюрморты «Скат» и «Буфет». Оба они хранятся сейчас в Лувре. «Буфет» датирован 1728 годом, но на картине «Скат» дата отсутствует. Скорее всего, Шарден написал ее примерно в то же время — или, быть может, […]...
- Прачка — Жан Батист Симеон Шарден «Прачка» — одна из первых жанровых картин, написанных Шарденом. Заказчиком ее был Антуан де Ла Рок, владелец журнала «Меркюр де Франс». Одновременно с «Прачкой» Шарден написал для него «Женщину, наливающую воду из бака». Обе картины находятся сейчас в Национальной галерее в Стокгольме. В 1735 году на выставке Королевской академии живописи и ваяния художник представил зрителям […]...
- Утренний туалет — Жан Батист Симеон Шарден Молодая мать одевает девочку для прогулки. Девочка горделиво и чуть смущенно скосила глаза, чтобы увидеть свое отражение в зеркале, стоящем на туалетном столике. Еще на столике стоит горящая свеча, следовательно, изображенная сцена происходит рано утром, и тогда можно предположить, что девочку принарядили, чтобы вести с церковь....
- Кухарка, чистящая брюкву — Жан Батист Шарден В центре картины кухарка, сидящая на стуле, о чем-то задумалась, остановились ее трудолюбивые руки. Перед ней — котел с начищенными овощами, тут же сияющая медная сковорода, темный закопченый котелок, рядом огромный чурбан для рубки мяса, на нем — топор. Каждый предмет в картине написан с любовью и интересом. Чувствуется, что кухарке не в тягость ее […]...
- Женщина, наливающая воду из бака — Жан Батист Симеон Шарден Прислуга играла огромную роль в повседневной жизни средней французской семьи. В 1730-х годах Шарден написал несколько картин, посвященных жизни слуг. Для них ему часто позировала Мари Анна Шено, его собственная служанка. Сцены из «закулисной» жизни обыкновенного парижского дома, созданные Шарденом, хороши, прежде всего, искренностью и внимательным отношением к людям беднейшего сословия. При этом Шардену было […]...
- Белая утка — Удри Жан-Батист Французский художник эпохи рококо Жан-Батист Удри хорошо известен как мастер натюрморта на охотничью тему. Он учился в Париже в мастерской Ларжильера, изучал искусство голландцев и фламандцев, однако академическая карьера художника, несмотря на пристрастие к натюрморту, начиналась с религиозной живописи и парадных портретов. Лишь со второй половины 1710-х натюрморт занял основное место в его творчестве. Искусство […]...
- Отцовское проклятие — Жан-Батист Грез В историю искусства Жан-Батист Грез вошел как глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII в. Произведения художника всегда нравоучительны. Они заслужили похвалу Дидро и пользовались грандиозной популярностью. Русские путешествующие меценаты заказывали художнику свои портреты, охотно покупали его произведения. Жан-Батист Грез родился в Турню, учился живописи у Гран-дона, а затем в Парижской Академии у […]...
- Портрет графа Арандэля — Питер Рубенс Томас Говард, 2-ой граф Арандэля — английский государственный деятель и знаток искусств. Он ииел большое влияние при дворе английских королей Георга I и Чарльза I, но больше известен своим собранием произведений искусств. Он поддерживал Вана Дейка в Лондоне. Рубенс знал и восхищался Томасом Говардом, вторым графом Арандэля. В этом необычно неофициальном этюде чувствуется дружеское отношение […]...
- Небесный живописец — Майкл Паркес Написанную в 2002 году картину Майкл Паркес назвал «Небесный живописец». Небесный художник, взяв в руки самую большую кисть, раскрашивает мраморную кожу удивительной неземной женщины с лебедиными крыльями в золотой солнечный цвет. На наших глазах девушка оживает, становится земной и прекрасной. Наверное, этот же невидимый волшебный живописец покрывает каждое лето и нашу кожу горячим бронзовым загаром....
- Фрески виллы Мачерелли. Лоренцо Торнабуони и Свободные искусства — Сандро Боттичелли На фреске виллы Марчелли «Лоренцо Торнабуони и Свободные искусства» изображен молодой человек, предстающий перед персонификациями Свободных искусств, главная среди них — Риторика, остальные представляют диалектику, арифметику, грамматику, геометрию, астрономию и музыку. Сцена развернута на фоне деревьев, сейчас едва различимых. Молодого человека сопровождает юная дева, некоторые признаки, в их числе наличие Купидона по другую сторону представляемого, […]...
- Портрет молодой женщины в шляпе с пером — Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио «Портрет молодой женщины в шляпе с пером». Размер картины 96 x 75 см, холст, масло. Словно умытое утренней росой, дышит свежестью и молодым задором лицо юной прелестницы. Кокетливо сдвинута на бок шляпка, живые любопытные глаза и нитка жемчуга на девичьей шее — перед нами еще один женский портрет великого итальянского мастера. […]...
- Кимон и Перо — Жан-Батист Грез Кимон — известный полководец и политический деятель Афин периода греко-персидских войн. Участвовал во многих военных походах, во многих сражениях. Судьба его, судя по легенде древнеримского историка Валериуса Максимума, очень интересная, очень сложная. И одному невероятному факту посвящена эта картина. Легенда гласит, что патриций Кимон за грехи был осужден на голодную смерть. Его дочери Перо разрешили […]...
- Торжественный бюст Петра I Торжественный бюст Петра, сделанный наподобие бюстов римских императоров, был исполнен в процессе работы над памятником императору, для создания которого Растрелли был приглашен в Россию. Динамическая барочная композиция бюста исполнена с подчеркнутой пространственностью, со светотеневыми контрастами пластических масс. Фигура полна напряженного динамизма, все в ней подчеркивает неукротимую энергию необыкновенного человека. На груди и латах императора многочисленные […]...
- Портрет Софи Арну — Жан-Батист Грез Мадлен Софи Арну — французская актриса и певица, лучшее сопрано своего времени. В пятилетнем возрасте впервые выступила перед королевой и маркизой де Помпадур. Дебютировала как оперная певица. По окончании сценической карьеры Арну стала хозяйкой салона Софи Арну. Остроумие и интеллект ее сделали салон излюбленным местом встречи виднейших французских мыслителей, интеллектуалов — Вольтера, Дидро, Бомарше и […]...
- Септимий Север и Каракалла — Жан Батист Грез Французский художник Жан Батист Грез в своем творчестве стремился передать эстетические вкусы «века Просвещения». Он писал картины на исторические сюжеты, которые не принесли ему большую славу, как портреты и бытовые композиции. Но все же исторические картины являются неотъемлемой частью творчества великого художника. Одной из таких картин является «Септимий Север и Каракалла», которую художник представил публике […]...
- Казбич и Бэла — Владимир Бехтеев Иллюстрация Владимира Георгиевича Бехтеева комментирует один из самых драматических моментов повести — похищение Бэлы Казбичем. Рисунку созвучны слова: «Он что-то закричал нам по-своему и занес над нею кинжал». На переднем плане рисунка отчаянно сопротивляющаяся Бэла и «маленький, сухой, широкоплечий» Казбич в черкесской мохнатой шапке и бешмете. На втором плане видна раненая лошадь Казбича. Хотя художник […]...
- Музыка — Анри Матисс Напоминающая детский рисунок работа показывает пятерых людей неопределенного возраста. Один из них играет на скрипке, другой, сидящий рядом, — на каком-то духовом инструменте, трое остальных присели в стороне от играющих. Небо на картине — насыщенно-синее, деревья — ярко-зеленые, тела людей — красные. Решение картины типично для Матисса: с помощью контраста значительных по площади и объему […]...
- Дож Орсеоло и Феличита Малипьеро — Джованни Беллини Работы Джованни Беллини нельзя назвать динамичными. Для них не свойственно драматическое развитие сюжета. Все, что Беллини хотел сказать, он говорил с помощью колорита и ритмики рисунка. Сдержанные позы и мимика героев его зрелых полотен полны значительности. Внимательному зрителю они могут поведать о многом. Как о многом могут поведать и фоновые пейзажи мастера. Лишенное излишней декоративности, […]...
- Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели — Петр Басин Сюжет картины был подсказан Басину фреской с тем же названием из Геркуланума. Однажды, блуждая по полям Фригии, фавн Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение, сказав, что тот, кто поднимет эту флейту, будет жестоко наказан. Не зная […]...
- Портрет Е. Г. Флуга — Павел Федотов Постепенно заводились и новые, не армейские, знакомства. Федотов крепко сдружился с семейством Флугов, обитавших совсем неподалеку от него, на Пятнадцатой линии Васильевского острова, в собственном деревянном доме с террасой и большим старым садом: с Карлом Густавовичем, его женой Шарлоттой Францевной, их детьми Карлом Карловичем и Розалией Карловной, а еще Карлом Юлиановичем, и Карлом Гавриловичем, и […]...
- Сатир в гостях у крестьянина — Якоб Иорданс Якоб Иордане принадлежит к числу замечательных мастеров фламандской школы со свойственным ее художникам чувственным восприятием жизни и оптимизмом. Иордане родился в семье торговца. Он учился в Антверпене у живописца А. ван Норта и женился на его дочери. За изготовление шпалер в 1615 Иордане получил звание мастера гильдии св. Луки, а в 1621 стал ее деканом. […]...
- Венеция — Михаил Врубель За шумным карнавалом, полным красок, танцев и песен, мастер разглядел некую пустоту и печаль. Стоит только бросить мимолетный взгляд на картину, как становится ясно, что ни один из изображенных на полотне не улыбается. Город, играющий роль фона, как громоздкая декорация, мешающая актерам играть. Цветовая гамма тяжелая и безрадостная. Зритель словно чувствует жару, замедляющую праздничное действо. […]...