Сочинение по картине Богоматерь — Андрей Рублев
В деисусном чине Рублева в Успенском соборе образ юной Богоматери в темном одеянии необычно лаконичен и покоряет строгой благородной красотой. В законченности, отчетливости силуэта сказались особенности творчества Рублева. Иначе писали Богоматерь византийские художники.
В подобном чине Высоцкого монастыря в Серпухове в ее облике они выразили трагическое начало.
Богоматерь не такая юная, как у Рублева, и написана тяжелыми, глухими тонами. В Третьяковской галерее хранится маленькая икона с оплечным изображением Богоматери, предстоящей распятию, возможно, византийского письма рублевского времени. Ее бледное лицо выражает страдание и кажется немолодым и утомленным.
Горестный взгляд, угловатые движения костлявых пальцев создают мрачное настроение.
В развитии трактовки образа Богоматери ярко выражены особенности византийской и русской школ. Художники Византии на первый план выдвигают скорбь и силу духа. В их великолепно выполненных памятниках живописи передача образа, тем не менее, более сухая и торжественная. Русские мастера стремятся вызвать у зрителя светлые и радостные чувства.
Для искусства Древней Руси типичны ясность образа, его чистота и задушевный характер.
Сочинения по картинам:
- Апостол Павел из деисусного чина — Андрей Рублев Из всего ряда до нас дошли лишь три произведения, в которых древний мастер глубоко раскрыл человеческую сущность образа, что особенно хорошо передано в образе апостола Павла. Смягченный сероватой дымкой, в легких голубых и серо-лиловых тонах, облик Павла полон добродушия и силы. Рублев рисует тихого сосредоточенного человека, мягкого темперамента, физически сильного. В этом образе, носящем монументальный […]...
- Троица — Андрей Рублев Рублев смело ввел в охристо-раскаленный колорит византийской иконописной аскезы голубое — зеленое — розовое — сиренево-фиолетовое — золотисто-лимонное — серебристо-палевое; он придал композиции, рисунку, линии космическую текучесть, утонченность и чистоту, и все это позволило выделить рублевские шедевры из безымянного реестра древнерусской изобразительности; сам Мастер свои работы не метил ни буквой, ни знаком, все они погружены […]...
- Иконостас Успенского Собора во Владимире-Чин Деисусный — Андрей Рублев В иконном деисусе, соотносящемся с образами фрескового ансамбля, как бы усилены, заострены индивидуальные характеристики Спаса и представленных в молении перед ним святых. На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Святые, молящиеся перед Спасом, представленные на других иконах, исполнены самозабвенной веры в справедливый суд. Для каждого […]...
- Иконостас Успенского Собора во Владимире-Чин Праздничный — Андрей Рублев Располагавшийся над деисусом праздничный ряд, иллюстрирующий евангельские события, сохранился не полностью. Всего дошло пять икон: «Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение» , «Сретение» и «Рождество Христово» . Большинство исследователей склонны рассматривать эти памятники как произведения мастерской Андрея Рублева и Даниила Черного. Три праздничные иконы из собрания галереи исполнены разными мастерами, но их объединяют единство масштаба, композиционно-ритмические […]...
- Страшный суд — Андрей Рублев Рублев — один из известнейших иконописцев, чья манера письма на долгие годы определила все развитие русской иконописи. О личности Рублева известно очень мало — только то, что можно сказать, глядя на его труды. Однако, достоверно известно то, что в 1408 году он отправился во Владимир, чтобы расписать там собор Успения Богородицы. Тема была волнующая — […]...
- Архангел Михаил из деисусного чина — Андрей Рублев Данной работой художник будто соединил все возможные лучшие качества человека и надежды. Михаил — первый ангел по правую руку Бога всегда олицетворялся, как надежная защита человечества и его интересов. Как известно, работа над иконой происходила в тяжелое для художника время. Именно тогда в его сознании и начали зарождаться образы гармонии и процветания. И наилучшим из […]...
- Спас — Андрей Рублев «Спас» Рублева — не картина в полном смысле этого слова. Это икона, а значит, смысл ее написания принципиально иной. «Спас» изображает Христа вполне привычно. Узкое лицо, русая короткая бородка, синий гимантий, взгляд полон спокойной мудрости. Выглядит он, впрочем, немного иначе, чем на большинстве икон. Вместо скорби за весь мир и всепоглощающего милосердия, от которого хочется […]...
- Вознесение — Андрей Рублев Икона «Вознесение» выделяется наиболее совершенным исполнением, и многими исследователями приписывается самому Андрею Рублеву. Развернутое на сравнительно небольшом пространстве иконной поверхности изображение возносящегося в горний мир Христа в круге славы, сопровождаемого грациозно парящими ангелами, захватывающе передает величие момента. Фигуры двух стоящих среди апостолов ангелов в белых, как бы пронизанных светом одеждах указуют поднятыми руками на очевидность […]...
- Богоматерь Неопалимая Купина, с другими образами Богоматери, праздниками и святыми В среднике — Богоматерь Неопалимая купина, в иконографическом варианте, сложившемся в России в XVI в. Вокруг 16 клейм, в которых представлены Богоматерь Казанская, Покров, Троица Новозаветная, Богоматерь Всех скорбящих радость, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Знамение, Собор архангела Михаила, Чудо св. Георгия о змие; в остальных клеймах — избранные святые. На полях — преподобные Антоний и Феодосии […]...
- Спас в силах — Андрей Рублев Особенно выразителен образ Христа, так называемый «Спас в силах». Он дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — […]...
- Богоматерь с младенцем — Ганс Бальдунг Картина «Богоматерь с младенцем» написана в поздний период творчества художника и она отличается от его ранних композиций прежде всего отсутствием декоративных деталей и сдержанной цветовой гаммой. На темном фоне молодая прекрасная женщина, уже покормившая младенца, глубоко задумалась, а малыш спокойно уснул. На ее лице нет печали, но черный фон вызывает предчувствии тревоги. Мадонна изображена как […]...
- Богоматерь с Младенцем — Михаил Врубель К евангельским сюжетам Врубель впервые обратился во время учебы в Академии художеств. Переезд в Киев — по приглашению искусствоведа А. Прахова — для реставрационных работ в Кирилловской церкви и оформления Владимирского собора стал судьбоносным. Труды в киевских храмах помогли творческой самоидентификации художника. Помимо реставрации, он выполнил для Кирилловской церкви несколько композиций взамен утраченных, написал икону […]...
- Богоматерь Владимирская Великая хранительница российской государственности древняя чудотворная икона Богоматерь Владимирская в бесчисленных копиях и повторениях была известна во всех уголках страны. Ее благоговейно копировали Андрей Рублев, Симон Ушаков и др. Проследив максимальный ряд интерпретаций этой иконы, мы получим изумительную, неповторимую галерею образов, каждый из которых несет черты своего времени. К числу незаурядных вариантов XIX в. относится […]...
- Богоматерь с младенцем — Наталья Гончарова Картина выполнена в духе русской иконографии. Художница пользовалась традиционными схемами и приемами, и в то же время ее не сковывали никакие рамки. Богоматерь изображена в желтых одеждах с коричневыми складками. На ее левой руке сидит младенец, которого она придерживает правой. Вопреки православным традициям, ребенок не смотрит ни на нее, ни на зрителя. Простой синий фон […]...
- Успение Богоматери Успение Богоматери представлено со сценой отсечения архангелом рук иудею Авфонию. Христос, держащий спеленатую душу Пресвятой Девы, окружен сферой с предстоящими архангелами, с херувимами и огненным серафимом вверху. Его благословляющая десница опущена над Богородицей. Подобная деталь появляется в русской иконописи во второй половине XVII в. За сферой — красная стена города. Над нею — возносящаяся Богоматерь, […]...
- Многочастная икона. 25 клейм Композиция состоит из пяти регистров, с пятью клеймами в каждом. Их последовательность, слева направо, сверху вниз: 1. Богоматерь Ясногорская. 2. Богоматерь Неопалимая Купина. 3. Вознесение Господне. 4. Похвала Богоматери. 5. Богоматерь Утоли моя печали. 6. Богоматерь Прибавление ума. 7. Успение Богоматери. 8. Предста Царица одесную Тебя. 9. Покров. 10. Богодательница. 11. Оранта. 12. Купятицкая. 13. […]...
- Богоматерь «Всех скорбящих радость» Тема покровительства и помощи Богоматери всем страждущим получила наиболее полное воплощение в этом иконографическом типе. К концу XVII в. он существовал в двух вариантах. Более распространенным стал тот, в котором Богоматерь с Младенцем на руках молится за предстоящих Ей больных, увечных, чудесно спасенных от гибели в морской пучине и от рук жестоких разбойников. Материнскому состраданию […]...
- Богоматерь Одигитрия, типа Грузинской Нижнее поле изначальной доски значительно шире верхнего, из чего возможен вывод, что икона имела рукоять и была двустороним прецессионным образом. Иконографически она близка к типу, именуемому «Богоматерь Одигитрия Грузинская». Но от этой иконографии памятник отличает перстосложение десницы младенца и ее положение перед его ликом, — в жесте демонстрации. Младенец словно показывает этим жестом, что Он […]...
- Богоматерь Прежде Рождества и по Рождестве Дева, со святыми на полях Многосюжетная композиция включает в себя изображение нескольких событий, связанных с повествованием о Рождестве Христовом. Подобно многим произведениям искусства Палеха, повторяет образец XVII в. Икона является профессиональным произведением палехской живописи XIX в., представляющим художественную и музейную ценность. Богоматерь изображена сидящей, с младенцем Христом на коленях, ее правая рука — в жесте, обычном для иконографии Богоматери Седмиезерской; […]...
- Казанская Богоматерь Иконография традиционная: Богоматерь изображена погрудно, ее голова склонена Младенцу, прямо стоящему по ее левую руку. Правой Младенец благословляет, левая опущена. Христос в одеждах охряного цвета, отмеченных ассистом. Памятник древнерусской живописи XVII века, имеющий музейное значение...
- Богоматерь Днепрская, с Акафистом в 20 клеймах и святыми на полях средника В среднике Богоматерь Умиление в типе Днепрской, как бы самостоятельная икона, на полях которой изображены Антоний и Феодосии Печерские, преподобный Анисим, мученик Мина, святитель Григорий и Захария. Вокруг — 20 клейм Акафиста Богородице. Памятник живописи середины XIX в., интересный по иконографии, представляющий художественную и музейную ценность....
- Богоматерь Одигитрия — Дионисий Она происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец сообщает, что при пожаре 1482 года эта икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, доска же ее сохранилась. И тогда Дионисию было поручено написать на той же доске икону «в тот же образ». Иконографический тип Богоматери Одигитрии был весьма почитаем на Руси. […]...
- Автопортрет с женой Ириной Степановной — Андрей Матвеев Хотя картина написана уже после смерти Петра I, но в ней чувствуется дух петровского времени, новое понимание значения человеческой личности. Перед нами первый автопортрет в русской живописи. Молодое, смелое, полное жизни и энергично вылепленное лицо художника А. М. Матвеева, пионера нового искусства, убеждает нас в том, что такому человеку было под силу руководить огромными монументальными […]...
- Богоматерь Аравийская (Арапетская, или «О, Всепетая Мати») По церковному преданию икона была явлена во время служения апостола Фомы в Аравии. Образ Богоматери полон простодушного обаяния. Край ее «муарового» мафория украшен каймой с текстом славословящего гимна. Глава Марии увенчана сказочной царской короной. На ее плечах и челе вместо привычных звездиц — символов девства — изображены медальоны с головами ангелов — отзвуки античных камей. […]...
- Богоматерь «Утоли моя печали», с четырьмя святыми на полях Почитание этого образа восходит к 1640 г., когда икона была принесена в Москву. К сожалению, первоисточник не дошел до наших дней. Повторения XVII в. также нам пока не известны. Наиболее ранним образцом является икона из московской церкви, датируемая 1773 г. Большая часть сохранившихся икон этого типа относится к XIX в. «Охранительность», выраженная в названии иконы, […]...
- Богоматерь с Младенцем на троне в окружении ангелов — Ченни Ди Пепо Уникальные произведения раннего Возрождения представлены в Лувре с удивительной полнотой. Собрал эту бесценную коллекцию директор Музея Наполеона, так тогда назывался Лувр, барон Виван-Денон. После падения Наполеона комиссия, призванная возвратить тосканские картины в Италию, их не востребовала. Одной из жемчужин этой коллекции был алтарный образ из церкви Сан-Франческо в Пизе с изображением Богоматери на троне с […]...
- Богоматерь с младенцем — Орест Кипренский Во времена Кипренского предполагалось, что живописцы, получившие серьезное академическое образование, должны испытывать влечение к религиозной живописи. Тому вроде бы способствовало и равнение на старых мастеров, во многом реализовывавших свой гений именно в области религиозного искусства. От «равнения» на старых мастеров Кипренский никогда не отказывался, занимаясь копированием их произведений, — об этом свидетельствует представленная вверху «Богоматерь […]...
- Богоматерь Казанская Чудотворный образ Богоматери Казанской был явлен в 1579 г. Принесенная в церковь Николы Тульского, она прославилась многими чудесами, которые описаны митрополитом Гермогеном. В 1612 г. икона находилась при войске князя Дмитрия Пожарского, вдохновляя русских воинов на борьбу с поляками. Возможно, казанцы прислали в Москву список с чудотворной. Последующие сведения о чудотворном образе противоречивы. По одним […]...
- Мадонна с младенцем (скульптура) — Микеланджело Буонарроти Скульптура Микеланджело «Мадонна с младенцем». Высота скульптуры 128 см, мрамор.- Микеланджело Буонарроти изобразил классический вариант Богоматери с младецем Христом. Идеализацию подобного рода использовали многие другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы святого Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» — «Богоматерь, дочь своего Сына». […]...
- Едут! — Андрей Рябушкин На картине показаны выразительные психологические типажи представителей разных сословий. Несколько служивых людей изображены стоя в один ряд, с повернутыми налево головами. Ярко передано ощущение ожидания чего-то необычного. Патриархальная Москва допетровского времени еще не знала ничего иностранного, и любая другая культура воспринималась как нечто из ряда вон выходящее. Композиция построена по вертикальному принципу, фигуры людей сильно […]...
- Московская девушка XVII века — Андрей Рябушкин А. П. Рябушкин написал образ московской девушки в 1903 году. На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Всем своим видом юная красавица показывает, как гордится тем, что она москвичка. По ее внешнему виду, нельзя понять к какому сословию она принадлежит. Одежда указывает на то, что она не из бедной […]...
- Аллегория живописи — Андрей Матвеев Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» , исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Начинающий художник изобразил императрицу в виде Минервы, возлежащей на облаках, которая благожелательно и заинтересованно взирает на уверенно рисующую у мольберта Живопись. «В ней выражена надежда на будущее русской культуры. Маленькая аллегорическая картина, с незамысловатым […]...
- Зимнее утро — Андрей Рябушкин Русская земля богата знаменитыми и талантливыми поэтами, писателями и художниками. Одним из их числа есть Рябушкин Андрей Петрович, получивший свое признание благодаря Третьякову, который увидел его картину, написанную в Санкт-Петербургской Академии художеств. За всю свою жизнь автор создал много чудесных и завораживающих полотен. Одним из самых любимых мной есть холст «Зимнее утро». На своей картине […]...
- Портрет А. П. Голицыной — Андрей Матвеев Портрет Анастасии Петровны Голицыной написан по той же композиционной схеме, что и портрет ее супруга, князя И. А. Голицына — ведь полотна должны были висеть рядом и представлять собой, как их живые прообразы, согласную чету. Фигура княгини дана в поясном изображении, в легком повороте, навстречу мужу. Величественно возвышаясь на фоне облачного неба, она помещается в […]...
- Рождество Богоматери — Бартоломе Эстебан Мурильо Иконография Девы, Марии у Мурильо традиционно. Но, как видно, художник не чувствовал себя стесненным строгими каноническими рамками, поскольку каждая его Дева Мария не похожа на другую. При этом все изображения Богоматери, принадлежащие его кисти, имеют общие черты — какую-то неуловимую схожесть в разрезе глаз, очертаниях носа и лба. Внимательно вглядываясь в эти лики, мы обнаруживаем, […]...
- Богоматерь Умиление — Произведение принадлежит к иконографическому типу Умиления. Икона довольно близка к «Умилению Ярославскому», но с рядом отличий, наиболее радикальное из которых — движение левой ручки младенца, лежащей на плече Марии. Эта деталь делает произведение редким по иконографии. Памятник представляет безусловную художественную, историко-культурную и музейную ценность....
- Богоматерь — Дионисий Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография вцелом восходит к московской традиции. Однако ее отличает более редкий вариант рисунка одежд: уступчатая, а не острая форма спадающей справа полы мафория...
- Богоматерь с Младенцем на троне в храме — Ян ван Эйк Это небольшое по размерам произведение — подлинный шедевр нидерландского искусства XV века. В центральной части триптиха — Дева Мария с Младенцем в роскошном интерьере готического собора, восседающая на великолепном резном троне между двумя рядами разноцветных колонн из яшмы и мрамора. Левая створка изображает Архангела Михаила, облаченного в кольчугу и вооруженного щитом, копьем и мечом. Он […]...
- Покров Богоматери Новгород. Сюжет иконы основан на тексте Жития святого Андрея Юродивого и расказывает о видении ему Богородицы во Влахернской церкви в Константинополе, где, по преданию, хранилась риза Богоматери. Богородица, сопровождаемая Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей, молилась перед алтарем, а затем, сняв с себя мафорий, простерла его над стоящим в храме народом. На создание иконной композиции, вероятно, […]...
- Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд) — Андрей Рябушкин Чуть более ста лет назад художник отложил кисть и в раздумье отошел от картины. Больше знаменитый русский живописец Андрей Петрович Рябушкин так и не прикоснулся к полотну «Князь Глеб убивает волхва на Новгородском вече», оставив его незавершенным. В середине 1890-х годов художник потерпел неудачу на передвижной выставке с одной из картин и начал поиски принципиально […]...