Сочинение по картине Портрет поэта Василия Ивановича Майкова — Федор Рокотов
Это произведение Ф. С. Рокотова иногда называют первым психологическим портретом в русской живописи. Острота и полнота характеристики, проникновение в духовную суть изображаемого человека, умение не ограничиться передачей внешнего сходства заметно выделяют этот шедевр раннего Рокотова среди портретов того времени. В. И. Майков принадлежал к просвещенной московской дворянской интеллигенции, е которой сблизился молодой художник.
Помощник московского губернатора, барин — эпикуреец, Майков был и способным литератором — его поэмы получили впоследствии высокую оценку Пушкина. Скупыми средствами Рокотов дает убедительную характеристику этого яркого и многогранного человека. Темпераментно и в то же время, мягко вылепленное лицо дышит уверенностью и самодовольством.
Ироническая улыбка трогает румяные губы сибарита и гурмана, проницательный взгляд светится умом. Хотя живописная виртуозность здесь не является самоцелью, нельзя не восхищаться мастерством, с которым Рокотов сумел сгармонизировать дополнительные цвета зеленого кафтана и шитых золотом красных отворотов, использовав объединяющий золотистый тон просвечивающего подмалевка.
В последующие годы характер творчества Рокотова изменился, и портрет Майкова остается его лучшим созданием 1760-х годов. Приобретен Советом Третьяковской галереи у А. А. Майковой в Петербурге в 1907 году.
Сочинения по картинам:
- Портрет В. И. Майкова — Федор Рокотов Среди работ Ф. Рокотова особенно выделяется портрет Василия Ивановича Майкова, в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Чувственное лицо Майкова написано осязаемо материально, а колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, еще более подчеркивает полнокровность, жизненность образа. Это произведение — одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Сам […]...
- Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире — Федор Рокотов Сопоставляя многочисленные факты, кандидат искусствоведения И. Г. Романычева с уверенностью утверждает, что «со средины 1750-х гг. Рокотов находился в. Петербурге и обучался, очевидно, в Гарнизонной школе, а’возможно, в самом Кадетском корпусе, как классный ученик или приватно обучающийся… Но так или иначе, он был тесно связан со Шляхетным Кадетским корпусом». В пользу этой версии свидетельствует и […]...
- Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой — Федор Рокотов На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно. Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее — сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое […]...
- Портрет императрицы Екатерины II — Федор Рокотов Федор Степанович Рокотов — один из величайших русских художников-портретистов второй половины XVIII века. Парадный Портрет императрицы Екатерины Алексеевны был написан им на основе портрета шведского художника Александра Рослина. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое белое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте. У Рокотова Екатерина II — владычица империи […]...
- Портрет Варвары Николаевны Суровцевой — Федор Рокотов Хранящиеся в Русском музее парные портреты В. ТТ. Суровцевой и ее мужа — прекрасный образец зрелого, изощренного живописного мастерства Ф. С. Рокотова. Художник подчиняет форме овала не только всю композицию, но и плавные, гибкие, круглящиеся движения кисти. Ему с удивительным благородством и тактом удается объединить в одно колористическое целое серебристые и пепельные тона прозрачной ткани, […]...
- Портрет графини Е. В. Санти — Федор Рокотов Заслугой Федора Степановича Рокотова, великолепного художника конца XVIII века, стало создание типа интимного, камерного портрета, раскрывающего внутренний мир человека. Судьба Елизаветы Васильевны Лачиновой, дочери простого военного бригадира, сложилась, казалось бы, удачно. Она вышла замуж за богатого Графа Санти и стала занимать высшее положение в обществе. Фирменная рокотовская полуулыбка, которая присутствует в изображении графини, отмечает все […]...
- Портрет Александры Петровны Струйской — Федор Рокотов Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах — гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают […]...
- Портрет А. Г. Бобринского в детстве — Федор Рокотов Этот портрет поступил в Русский музей как изображение Великого князя Павла Петровича. На обороте холста имеется скрепленная печатью старинная записка, которая свидетельствует, что в 1772 году портрет был передан на хранение в камер-цалмейстерскую контору из личных комнат Екатерины II. По стилистическим и технологическим особенностям эту работу следует датировать серединой 1760-х годов. Между тем, такая датировка […]...
- Портрет А. П. Сумарокова — Федор Рокотов Рокотов пишет пожилого человека со всеми сановными регалиями действительного статского советника. Но за внешней парадностью он не скрывает тревожную неудовлетво — ренность личности огромной творческой силы, колкую язвительность и неуравновешенную натуру поэта, столь дорого обходившуюся ему в жизни. Улыбка, выражающая жизнерадостность и превосходство, не гасит, а еще и освещает грусть в глазах. Перед нами крупнейший […]...
- Портрет графини П. А. Воронцовой в детстве — Федор Рокотов В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях. Прасковья Артемьевна Воронцова — графиня, младшая дочь графа А. И. Воронцова и Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной — Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А. У. Тимофеева — сына […]...
- Портрет графа Ивана Григорьевича Орлова — Федор Рокотов Творчество Рокотова открывает период блестящего расцвета русской портретной живописи второй половины XVIII века. К сожалению о жизни художника практически ничего неизвестно. Персонаж портрета — один из братьев Орловых, новоявленных вельмож, которые содействовали возведению Екатерины II на престол и были осыпаны царскими милостями. Рокотову принадлежит также портрет Григория Орлова, фаворита императрицы и, по-видимому, третьего брата Алексея, […]...
- Портрет неизвестного в треуголке — Федор Рокотов В доме Струйских хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. Полон обаяния беспечной юности образ неизвестного в треуголке. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным и свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность Черты лица отличаются женственной мягкостью. Искрится бриллиантовый аграф треуголки, сквозь черное прозрачное маскарадное […]...
- Портрет А. М. Обрескова — Федор Рокотов Реализм и конкретность характеристики, как и виртуозность живописной манеры, присущи и портрету талантливого дипломата А. И. Обрескова. Его изображение, построенное на контрасте оплывшего, желчного лица и ярких проницательных глаз, является образцом внутренней собранности и дисциплины, поражает «найденностью» и выразительностью образа. Обресков, Алексей Михайлович — выдающийся русский дипломат. Учился в шляхетном корпусе. Служа при посольстве в […]...
- Портрет неизвестной в розовом платье — Федор Рокотов Здесь запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-белых тонов придает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица девушки — полуулыбка, скользящая на губах, загадочный взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая — то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна....
- Портрет графа Г. Г. Орлова в латах — Федор Рокотов Портрет графа Г. Г. Орлова в латах долгое время приписывался Л. Токе, французскому художнику при дворе Елизаветы Петровны. А. В. Лебедеву принадлежит атрибуция произведения Ф. С. Рокотову и новая датировка портрета. Исследователь справедливо отметил, что «Токе не мог написать портрета Орлова, так как художник уехал из России в 1758 г., когда Г. Орлов был еще […]...
- Портрет Е. Н. Орловой — Федор Рокотов Екатерина Николаевна Орлова, дочь Н. Я. Зиновьева и Е. Н. Сенявиной, жена Г. Г. Орлова и фрейлина Екатерины II Когда многолетняя и запутанная любовная связь с Екатериной II пришла к окончательному разрыву, князь Григорий Орлов на сорок третьем году жизни решился на женитьбу со свой двоюродной сестрой, Екатериной Николаевной Зиновьевой, фрейлиной императрицы. Государыня одобрила этот […]...
- Портрет И. Б. Куракина — Федор Рокотов «Портрет А. А. Куракиной» и «Портрет И. Б. Куракина» — поступали в собрание из знаменитой коллекции князей Куракиных. «Портрет И. Б. Куракина» поступил как работа неизвестного автора и находился в запаснике галереи. Холст был сильно деформирован, прорван, живопись загрязнена, местами осыпался красочный слой. Реставрирован А. И. Садиковой в 1978 году. Художественный образ, полный глубокого лиризма, […]...
- Портрет Д. Н. Сенявина — Федор Рокотов Дмитрий Николаевич Сенявин — выдающийся русский адмирал, участник русско-турецкой войны и Средиземноморского похода, где был главнокомандующим морских и сухопутных сил. В конце жизни, командовал Балтийским флотом....
- Портрет Н. А. Демидова — Федор Рокотов Никита Акинфиевич, отличался любовью к наукам и покровительствовал ученым и художникам. Он издал «Журнал путешествия в чужие края» , в котором много верных замечаний, указывающих на широкую наблюдательность автора. Состоял в переписке с Вольтером; в 1779 г. учредил при Академии Художеств премию-медаль «за успехи в механик». Его брат, Прокофий Демидов, был известен своими чудачествами, удивлявшими […]...
- Портрет А. А. Долгорукой — Федор Рокотов Княгиня Анна Александровна, дочь Александра Федоровича Бредикина, полковника, новгородского губернатора при императрице Анне Иоанновне, была второй женой князя Николая Алексеевича Долгорукова....
- Портрет А. А Бутурлиной — Федор Рокотов Бутурлина Анна Артемьевна, вторая дочь графа Артемия Ивановича Воронцова и графини Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной-Самариной. В 1793 вышла замуж за своего троюродного брата — графа Дмитрия Петровича Бутурлина. Современники отмечали ум и образованность графини. Она любила рисовать, занималась живописью, миниатюрой на слоновой кости. У нее бывали посланник сардинского короля в Санкт-Петербурге граф Жозеф де Местр, […]...
- Портрет И. И. Шувалова — Федор Рокотов Иван Иванович Шувалов, прекрасно воспитанный, хорошо знающий иностранные языки, в 1742 г., 22 лет отроду был взят ко двору Елизаветой Петровной и через семь лет стал фаворитом императрицы, которая была старше его на восемнадцать лет. Молодой фаворит пользовался исключительным влиянием, но употреблял его для благих дел. Примечательно, что он отказался от графского титула. В последний […]...
- Портрет Николая Струйского — Федор Рокотов Это второй портрет из парного портрета четы Струйских — супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком. Он был помещиком-крепостником и фанатично любил поэзию, искусство; он был графоманом и устроил в своем имении даже типографию. Художник остро дает почувствовать эксцентричность […]...
- Портрет князя И. И. Барятинского — Федор Рокотов Иван Иванович Барятинский — сын знаменитого дипломата И. С. Барятинского. В свое время известный англоман и агроном, крупный землевладелец. Был русским послом при дворе короля Баварии в Мюнхене. Женат был на немецкой графине Марии Келлер и прожил с нею всю жизнь. После отзыва его из Баварии поселился в своем имении, селе Ивановском, в центре его […]...
- Портрет А. М. Римского-Корсакова в юности — Федор Рокотов Римский-Корсаков, сын государственного канцлера Михаила Андреевича — генерал от инфантерии. Участвовал во второй турецкой войне. В 1793 году состоял при графе д’Артуа, затем был волонтером в австрийской армии принца Кобургского, действовавшей против Франции; в 1796 году участвовал в походе Зубова в Персию. В 1799 году Р. командовал русским отрядом в Швейцарии, но неудачно; Массена нанес […]...
- Портрет Петра Федоровича, в будущем Петра IIIг — Федор Рокотов Петр III Федорович — император всероссийский, сын герцога голштейн-готторпского Карла-Фридриха, сына сестры Карла XII шведского, и Анны Петровны, дочери Петра Великого; он приходится, таким образом, внуком двух государей-соперников и мог, при известных условиях, являться претендентом и на русский, и на шведский престол. В 1741г. он был избран, после смерти Элеоноры Ульрики, преемником ее мужа Фридриха, […]...
- Портрет поэта Г. Р. Державина-1795 — Владимир Боровиковский Блестящими образцами виртуозного владения кистью и. всеми средствами парадного изображения стали в творчестве Боровиковского портреты Г. Р. Державина. Xудожник запечатлел энергичного державного мужа, сенатора, члена Российской академии и прославленного поэта — человека, увлеченного общественными делами, просветительскими идеалами и творчеством. Живописец пишет великого сына России с предельным уважением и с дружеским расположением. Полный силы и энергии, […]...
- Портрет поэта К. Бальмонта — Валентин Серов Несвободная Россия всегда жила с оглядкой на художественные и журналистские авторитеты, внимательно вглядывалась в глаза всякого громко заявившего о себе — не этот ли мессия? Не этот ли откроет самое главное? Изображения знаменитых писателей, музыкантов, живописцев были необыкновенно популярны. Серов знал кого-то из них довольно коротко, а знаком был практически со всеми, — русская художественная […]...
- Портрет Василия Дарагана — Иван Вишняков Репрезентативный портрет Василия Дарагана написан по случаю возведения его в кавалер-пажи. Здесь все как у взрослых: позы, жест, парадный костюм с дорогим серебряным шитьем, черная треуголка и даже шпага. Видно, как трудно выстоять ребенку сеанс позирования, и он с трудом сдерживает улыбку и желание убежать. Шести-восьмилетний мальчик с живым, веселым взглядом широко открытых глаз простодушен […]...
- Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи — Иван Крамской Всегда радующийся чужой удаче, в 1877 году Крамской обращается к Репину с восторженным письмом по поводу написанного им Портрета А. И. Куинджи. После страстного, профессионально-глубокого анализа живописи Репина Крамской пишет: «В первый раз в жизни я позавидовал живому человеку, но не той недостойной завистью, которая искажает человека, а той завистью, от которой больно и в […]...
- Портрет писателя Владимира Ивановича Даля — Василий Перов Замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля — писателя, этнографа, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле сухой старик, покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет. В облике Даля просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины ХIХ века искало носителей идеалов духовности и […]...
- Неопределенность поэта — Джорджо де Кирико В работах периода начала 19 века у де Кирико довольно часто встречаются изображения бананов. Выбор этих образов имеет сексуальную подоплеку, хотя может быть обусловлен также воспоминаниями о вечерних прогулках с Гийомом Аполлинером. На парижских улочках часто можно было встретить лотки продавцов бананов. В «Неопределенности поэта» гроздь бананов как бы выходит из женского лона или, наоборот, […]...
- Портрет поэта Алонсо Эрсильи-и-Суньиги — Эль Греко Алонсо Эрсильи-и-Суньига был придворным поэтом Филиппа II. Свою карьеру при испанском дворе он начинал пажом при наследном принце, впоследствии короля Филиппа II. Алонсо Эрсильи-и-Суньига принимал участие в войне в Чили, известной под названием «Арауканская война». Вернувшись в Испанию, он написал поэму «Араукана», . Это произведение по сути являлась дневником компании, переложенной в стихотворную форму. «Араукана» […]...
- Портрет Протодиакона — Илья Репин Протодиакон — это титул, который давался в духовенстве за особые заслуги. Таким титулом был награжден Иван Уланов, изображенный на картине Ильи Репина «Протодиакон». Написана эта картина в 1877 году. И, казалось бы, на первый взгляд, что это обычный портрет, но автор сумел показать весь монументальный сатирический образ присущий типичному дьякону с его мощной и жизненной […]...
- Портрет дамы в белом платье — Тициан Вечеллио Тициан написал множество портретов венценосных особ. Невозможно представить Филиппа II, Франциска I или Папу Римского Павла III иными, чем их изобразил мастер. В 1560-е он стал писать себя и своих детей. Считается, что моделью для этой картины послужила дочь художника, Лавиния, родившаяся после 1530. О портретном сходстве судить нельзя, ведь неизвестны другие изображения Лавинии. Что […]...
- После дождя — Федор Васильев Почетное место среди шедевров живописи, хранимых в Третьяковской галерее, занимает прекрасный пейзаж Федора Васильева «После дождя». Талантливый, получивший признание современников художник, с поразительным мастерством сумел показать красоту и величие русской природы через, казалось бы, неприметный, простой пейзаж. Только что прошел дождь. Он принес с собой свежесть, напоил влагой землю и наполнил ею воздух. Судя по […]...
- Муза, вдохновляющая Поэта — Анри Руссо Картина «Муза, вдохновляющая поэта» входит в список известных работ Руссо. Художник написал ее в период, когда его творчество достигло почти предельного рассвета. Несмотря на это, его материальное положение нисколько не улучшалось, и он часто вынужден был занимать деньги у знакомых. В жанре «портрет-пейзаж», являвшимся изобретением Руссо, художник изобразил друга, поэта-символиста Гийома Аполлингера в компании с […]...
- Портрет М. И. Алексеевой — Карл Брюллов По экспрессии осененного вдохновением лица и тонкости живописного мастерства портрет М. И. Алексеевой занимает одно из первых мест в наследии Брюллова. Биография Алексеевой не изобилует интересными жизненными эпизодами. Но весь ее облик дышит такой поэзией и возвышенностью чувств, что изображение оказывается воплощением совершенного идеала женской красоты. Образу Алексеевой, с ее нежным лицом, обрамленным пышными локонами, […]...
- Собор Василия Блаженного — Аристарх Лентулов В этом панно представлена действительная декоративная щедрость цветовой палитры. На нем изображено здание, разъятое на объемы и грани в духе кубофутуризма. Они выложены на плоскости и наполнены по-лентуловскими яркими оттенками, за счет чего картина приобретает удвоенную звучность. Знаменитый собор Василия Блаженного, расположенный в Москве на Красной площади, оказывается расположенным на плоскости холста в манере кубофутуристов. […]...
- Заря в Петербурге — Федор Васильев Значительная часть совсем недолго жизни Федора Александровича Васильева прошла в Петербурге. Жизнь эту нельзя назвать счастливой и безоблачной. В поисках лучшей доли и материального достатка из Гатчины семья будущего художника переехала в молодую столицу немногим после рождения Васильева, однако, большую часть своего заработка глава семьи либо спускал в карты, либо пропивал. Но, несмотря на тяжелое […]...