Сочинение по картине Портрет императрицы Екатерины II — Федор Рокотов
Федор Степанович Рокотов — один из величайших русских художников-портретистов второй половины XVIII века. Парадный Портрет императрицы Екатерины Алексеевны был написан им на основе портрета шведского художника Александра Рослина.
По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое белое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте. У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает».
Работа исполнена в серебристой гамме, градации цвета подчеркивают белизну и свежесть лица, выделяющегося на темном фоне. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. До 1918 портрет находился в Романовской галерее Малого Эрмитажа.
Сочинения по картинам:
- Портрет Александры Петровны Струйской — Федор Рокотов Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах — гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают […]...
- Портрет поэта Василия Ивановича Майкова — Федор Рокотов Это произведение Ф. С. Рокотова иногда называют первым психологическим портретом в русской живописи. Острота и полнота характеристики, проникновение в духовную суть изображаемого человека, умение не ограничиться передачей внешнего сходства заметно выделяют этот шедевр раннего Рокотова среди портретов того времени. В. И. Майков принадлежал к просвещенной московской дворянской интеллигенции, е которой сблизился молодой художник. Помощник московского […]...
- Портрет А. Г. Бобринского в детстве — Федор Рокотов Этот портрет поступил в Русский музей как изображение Великого князя Павла Петровича. На обороте холста имеется скрепленная печатью старинная записка, которая свидетельствует, что в 1772 году портрет был передан на хранение в камер-цалмейстерскую контору из личных комнат Екатерины II. По стилистическим и технологическим особенностям эту работу следует датировать серединой 1760-х годов. Между тем, такая датировка […]...
- Портрет А. П. Сумарокова — Федор Рокотов Рокотов пишет пожилого человека со всеми сановными регалиями действительного статского советника. Но за внешней парадностью он не скрывает тревожную неудовлетво — ренность личности огромной творческой силы, колкую язвительность и неуравновешенную натуру поэта, столь дорого обходившуюся ему в жизни. Улыбка, выражающая жизнерадостность и превосходство, не гасит, а еще и освещает грусть в глазах. Перед нами крупнейший […]...
- Портрет В. И. Майкова — Федор Рокотов Среди работ Ф. Рокотова особенно выделяется портрет Василия Ивановича Майкова, в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Чувственное лицо Майкова написано осязаемо материально, а колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, еще более подчеркивает полнокровность, жизненность образа. Это произведение — одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Сам […]...
- Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой — Федор Рокотов На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно. Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее — сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое […]...
- Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире — Федор Рокотов Сопоставляя многочисленные факты, кандидат искусствоведения И. Г. Романычева с уверенностью утверждает, что «со средины 1750-х гг. Рокотов находился в. Петербурге и обучался, очевидно, в Гарнизонной школе, а’возможно, в самом Кадетском корпусе, как классный ученик или приватно обучающийся… Но так или иначе, он был тесно связан со Шляхетным Кадетским корпусом». В пользу этой версии свидетельствует и […]...
- Портрет императрицы Екатерины I — Иван Никитин Екатерина I Алексеевна, императрица всероссийская, родилась 5 апреля 1684 г. в Лифляндии, в крестьянской семье Скавронских, литовского или латышского происхождения. При крещении по католическому обряду она была названа Мартой. Рано лишившись родителей, она нашла приют у своей тетки Веселовской, жившей в Крейцбурге, от которой 12-ти лет от роду поступила в услужение к мариенбургскому суперинтенденту Глюку […]...
- Портрет Варвары Николаевны Суровцевой — Федор Рокотов Хранящиеся в Русском музее парные портреты В. ТТ. Суровцевой и ее мужа — прекрасный образец зрелого, изощренного живописного мастерства Ф. С. Рокотова. Художник подчиняет форме овала не только всю композицию, но и плавные, гибкие, круглящиеся движения кисти. Ему с удивительным благородством и тактом удается объединить в одно колористическое целое серебристые и пепельные тона прозрачной ткани, […]...
- Портрет неизвестного в треуголке — Федор Рокотов В доме Струйских хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. Полон обаяния беспечной юности образ неизвестного в треуголке. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным и свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность Черты лица отличаются женственной мягкостью. Искрится бриллиантовый аграф треуголки, сквозь черное прозрачное маскарадное […]...
- Портрет императрицы Екатерины II — Петр Дрождин Традиционный по своей композиции и атрибутике парадный императорский портрет в рост. А вот его атрибуция весьма интересна. Полотно было куплено в 1882 г. П. М. Третьяковым как произведение Т. В. Боровиковского — на подушке фальшивая подпись: «писал Боровиковскiй». Долгое время портрет приписывался Ф. С. Рокотову и даже экспонировался на его персональной выставке в 1923 году. […]...
- Портрет И. Б. Куракина — Федор Рокотов «Портрет А. А. Куракиной» и «Портрет И. Б. Куракина» — поступали в собрание из знаменитой коллекции князей Куракиных. «Портрет И. Б. Куракина» поступил как работа неизвестного автора и находился в запаснике галереи. Холст был сильно деформирован, прорван, живопись загрязнена, местами осыпался красочный слой. Реставрирован А. И. Садиковой в 1978 году. Художественный образ, полный глубокого лиризма, […]...
- Портрет графа Г. Г. Орлова в латах — Федор Рокотов Портрет графа Г. Г. Орлова в латах долгое время приписывался Л. Токе, французскому художнику при дворе Елизаветы Петровны. А. В. Лебедеву принадлежит атрибуция произведения Ф. С. Рокотову и новая датировка портрета. Исследователь справедливо отметил, что «Токе не мог написать портрета Орлова, так как художник уехал из России в 1758 г., когда Г. Орлов был еще […]...
- Портрет И. И. Шувалова — Федор Рокотов Иван Иванович Шувалов, прекрасно воспитанный, хорошо знающий иностранные языки, в 1742 г., 22 лет отроду был взят ко двору Елизаветой Петровной и через семь лет стал фаворитом императрицы, которая была старше его на восемнадцать лет. Молодой фаворит пользовался исключительным влиянием, но употреблял его для благих дел. Примечательно, что он отказался от графского титула. В последний […]...
- Портрет графа Ивана Григорьевича Орлова — Федор Рокотов Творчество Рокотова открывает период блестящего расцвета русской портретной живописи второй половины XVIII века. К сожалению о жизни художника практически ничего неизвестно. Персонаж портрета — один из братьев Орловых, новоявленных вельмож, которые содействовали возведению Екатерины II на престол и были осыпаны царскими милостями. Рокотову принадлежит также портрет Григория Орлова, фаворита императрицы и, по-видимому, третьего брата Алексея, […]...
- Портрет графини Е. В. Санти — Федор Рокотов Заслугой Федора Степановича Рокотова, великолепного художника конца XVIII века, стало создание типа интимного, камерного портрета, раскрывающего внутренний мир человека. Судьба Елизаветы Васильевны Лачиновой, дочери простого военного бригадира, сложилась, казалось бы, удачно. Она вышла замуж за богатого Графа Санти и стала занимать высшее положение в обществе. Фирменная рокотовская полуулыбка, которая присутствует в изображении графини, отмечает все […]...
- Портрет Е. Н. Орловой — Федор Рокотов Екатерина Николаевна Орлова, дочь Н. Я. Зиновьева и Е. Н. Сенявиной, жена Г. Г. Орлова и фрейлина Екатерины II Когда многолетняя и запутанная любовная связь с Екатериной II пришла к окончательному разрыву, князь Григорий Орлов на сорок третьем году жизни решился на женитьбу со свой двоюродной сестрой, Екатериной Николаевной Зиновьевой, фрейлиной императрицы. Государыня одобрила этот […]...
- Портрет Петра Федоровича, в будущем Петра IIIг — Федор Рокотов Петр III Федорович — император всероссийский, сын герцога голштейн-готторпского Карла-Фридриха, сына сестры Карла XII шведского, и Анны Петровны, дочери Петра Великого; он приходится, таким образом, внуком двух государей-соперников и мог, при известных условиях, являться претендентом и на русский, и на шведский престол. В 1741г. он был избран, после смерти Элеоноры Ульрики, преемником ее мужа Фридриха, […]...
- Портрет императрицы Анны Иоанновны — Луи Каравакк Луи Каравакк, французский мастер, приглашенный в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Ели заветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье, который послужил образцом для остальных произведений этого жанра. В портрете пере дан […]...
- Портрет Николая Струйского — Федор Рокотов Это второй портрет из парного портрета четы Струйских — супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком. Он был помещиком-крепостником и фанатично любил поэзию, искусство; он был графоманом и устроил в своем имении даже типографию. Художник остро дает почувствовать эксцентричность […]...
- Портрет австрийской императрицы Марии Терезии — Жан-Этьен Лиотар Портрет австрийской императрицы Марии Терезии [1744] За свою долгую творческую жизнь Лиотар создал множество портретов. К числу лучших относится портрет австрийской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости. Императрица хотела, чтобы художник изобразил ее так, как того требовал ее высокий сан — на […]...
- Портрет Н. А. Демидова — Федор Рокотов Никита Акинфиевич, отличался любовью к наукам и покровительствовал ученым и художникам. Он издал «Журнал путешествия в чужие края» , в котором много верных замечаний, указывающих на широкую наблюдательность автора. Состоял в переписке с Вольтером; в 1779 г. учредил при Академии Художеств премию-медаль «за успехи в механик». Его брат, Прокофий Демидов, был известен своими чудачествами, удивлявшими […]...
- Портрет А. М. Обрескова — Федор Рокотов Реализм и конкретность характеристики, как и виртуозность живописной манеры, присущи и портрету талантливого дипломата А. И. Обрескова. Его изображение, построенное на контрасте оплывшего, желчного лица и ярких проницательных глаз, является образцом внутренней собранности и дисциплины, поражает «найденностью» и выразительностью образа. Обресков, Алексей Михайлович — выдающийся русский дипломат. Учился в шляхетном корпусе. Служа при посольстве в […]...
- Портрет Д. Н. Сенявина — Федор Рокотов Дмитрий Николаевич Сенявин — выдающийся русский адмирал, участник русско-турецкой войны и Средиземноморского похода, где был главнокомандующим морских и сухопутных сил. В конце жизни, командовал Балтийским флотом....
- Портрет А. А. Долгорукой — Федор Рокотов Княгиня Анна Александровна, дочь Александра Федоровича Бредикина, полковника, новгородского губернатора при императрице Анне Иоанновне, была второй женой князя Николая Алексеевича Долгорукова....
- Портрет А. А Бутурлиной — Федор Рокотов Бутурлина Анна Артемьевна, вторая дочь графа Артемия Ивановича Воронцова и графини Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной-Самариной. В 1793 вышла замуж за своего троюродного брата — графа Дмитрия Петровича Бутурлина. Современники отмечали ум и образованность графини. Она любила рисовать, занималась живописью, миниатюрой на слоновой кости. У нее бывали посланник сардинского короля в Санкт-Петербурге граф Жозеф де Местр, […]...
- Портрет князя И. И. Барятинского — Федор Рокотов Иван Иванович Барятинский — сын знаменитого дипломата И. С. Барятинского. В свое время известный англоман и агроном, крупный землевладелец. Был русским послом при дворе короля Баварии в Мюнхене. Женат был на немецкой графине Марии Келлер и прожил с нею всю жизнь. После отзыва его из Баварии поселился в своем имении, селе Ивановском, в центре его […]...
- Портрет неизвестной в розовом платье — Федор Рокотов Здесь запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-белых тонов придает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица девушки — полуулыбка, скользящая на губах, загадочный взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая — то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна....
- Портрет графини П. А. Воронцовой в детстве — Федор Рокотов В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях. Прасковья Артемьевна Воронцова — графиня, младшая дочь графа А. И. Воронцова и Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной — Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А. У. Тимофеева — сына […]...
- Портрет А. М. Римского-Корсакова в юности — Федор Рокотов Римский-Корсаков, сын государственного канцлера Михаила Андреевича — генерал от инфантерии. Участвовал во второй турецкой войне. В 1793 году состоял при графе д’Артуа, затем был волонтером в австрийской армии принца Кобургского, действовавшей против Франции; в 1796 году участвовал в походе Зубова в Персию. В 1799 году Р. командовал русским отрядом в Швейцарии, но неудачно; Массена нанес […]...
- Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе — Иван Крамской Русский живописец и рисовальщик Иван Николаевич Крамской был разносторонне одарен. Он работал как мастер жанровой, исторической и портретной живописи, являлся видным художественным критиком. Обучаясь в Императорской Академии художеств, Крамской возглавил «Бунт четырнадцати» художников, отказавшихся писать выпускную работу на тему скандинавской мифологии и просивших выбрать тему самостоятельно. Талант Крамского-портретиста высоко ценили и монаршие особы. В 1880-е […]...
- Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны — Эдуард Гау Эдуард Гау — русский художник середины XIX века, уроженец Ревеля, прославившийся прекрасными акварельными портретами современников середины XIX века. Кисти Гау принадлежат и многочисленные акварельные изображения интерьеров Эрмитажа и Зимнего дворца, представляющие большую ценность для истории русской культуры. Работа «Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императрицы Александры Федоровны» поражает легкостью и четкостью передачи всех деталей насыщенного интерьера. […]...
- Портрет Елизаветы Петровны ребенком — Иван Никитин Портрет дочери Петра I, Елизаветы, будущей императрицы самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный […]...
- Портрет Петра Великого — Андрей Матвеев Петр, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, родился 30 мая 1672 г. Когда ему еще не было четырех лет, в январе 1676 г., умер его отец, и Петра воспитывала мать, царица Наталья. 27 апреля 1682 г., умер старший брат Петра царь Федор. За смертью его последовали бурные события: провозглашение Петра царем в обход […]...
- Портрет Екатерины II в дорожном костюме — Михаил Шибанов Полотно «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» замечательно тем, что изображает стареющую императрицу во время ее путешествия в Таврический край. По преданию царствующая особа была написана в Киеве. Портрет М. Шибанова стал столь популярен, что один из его вариантов, написанный художником, был отправлен в Лондон в качестве подарка английской королевской семье....
- Портрет мальчика в охотничьем костюме — Луи Каравакк Впервые эта работа Л. Каравака экспонировалась в 1870 году на выставке русских портретов в Петербурге как «Портрет Петра III в ранней юности» . На выставке «Ломоносов и Елизаветинское время» полотно атрибутировали как «Портрет Петра II » кисти Л. Каравака. Между тем это произведение Л. Каравака разительно схоже с «Портретом Елизаветы Петровны в мужском костюме» ГРМ), […]...
- Торжественный бюст Петра I Торжественный бюст Петра, сделанный наподобие бюстов римских императоров, был исполнен в процессе работы над памятником императору, для создания которого Растрелли был приглашен в Россию. Динамическая барочная композиция бюста исполнена с подчеркнутой пространственностью, со светотеневыми контрастами пластических масс. Фигура полна напряженного динамизма, все в ней подчеркивает неукротимую энергию необыкновенного человека. На груди и латах императора многочисленные […]...
- Вид на Лаго Манжоре — Федор Матвеев Свою картину Федор Михайлович Матвеев построил как широкую панораму, открывающую вид на огромное пространство, ограниченное вдали цепью гор. Придерживаясь строгих правил композиции, художник делит пространство на три плана. На переднем он изобразил огромные деревья и несколько человеческих фигур. Далее слева и справа параллельно холсту выдаются в озеро два мыса, которые, подобно театральным кулисам, образуют второй […]...
- Портрет сестер Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах — Петр Соколов Акварель экспонировалась на знаменитой дягилевской выставке русских портретов в 1905 году в Таврическом дворце, именно как портрет сестер Анны и Екатерины Васильчиковых. Позднейшие исследования подтвердили верность настоящей атрибуции, хотя во многих источниках она значится как «Великие княжны Ольга Николаевна и Александра Николаевна… «...
- Портрет З. А. Волконской — Федор Бруни На портрете — княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, жена егермейстера князя Н. Г. Волконского. Федор Бруни представил княгиню в костюме Танкреда из оперы Россини «Танкред». Портрет, написанный в Италии, романтичен. Облаченная в рыцарские доспехи, окруженная сумрачным пейзажем, молодая женщина полна особенной, почти мистической одухотворенности, которая в пору романтизма считалась принадлежностью Средневековья. З. А. […]...