Сочинение по картине Иван Грозный и сын его Иван — Илья Репин
Это один из примеров обращения художника к историческим сюжетам, вызывавшим у него ассоциации с событиями современной российской жизни. Впервые мысль написать горестный эпизод из жизни Ивана IV Грозного пришла Репину в 1882 году после концерта Римского-Корсакова на Московской выставке.
С одной стороны, Репин захотел создать что-то подобное услышанной музыке по силе ее трагизма. С другой стороны, картина явилась прямым откликом на 1 марта 1881 года — убийство императора Александра II. Сам художник находился под впечатлением этого и писал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Кровавое событие 1 марта всех взволновало».
Превосходный портретист, в этой картине Репин добился недосягаемой высоты психологической выразительности. Лица царя Иоанна IV и его сына отличаются эмоциональностью, поразительной жизненностью, умением передавать сиюминутные состояния. На лице тирана изображен момент, когда в нем пробуждается человек, когда с него слетела оболочка зверя и он — в припадке горя отца. На лице сына — полуулыбка человека при смерти, который прощает отца и хочет облегчить сознание содеянного им и чувство вины.
Поза сына похожа на фигуру Христа в полотне Эль Греко «Снятие с креста».
Написание картины отняло много сил у Репина. Он ходил по улицам, искал образы, делал этюды. В квартире 1 помещение было отведено под «апартаменты царя».
Когда маленькая дочь Вера упала с трапеции, и у нее пошла кровь из носа, художник просил не унимать ее сразу и наблюдал, запоминал направление струек и цвет.
Картина взбудоражила общество. В Третьяковскую галерею шли смотреть массово только ее. В зале, где она была выставлена, положили красный ковер, как бы продолжающий рисунок и вводящий зрителя в комнату убийства, — прообраз современной инсталляции.
Между тем в Академии Художеств ее критиковали за погрешности против законов пропорций и анатомии, император Александр III порицал за голый реализм и тенденцию обличения. В конце концов, по царскому указу картина была запрещена к показу.
Через несколько месяцев ее снова выставили, но судьба ее трагична. 16 января 1913 года молодой иконописец из старообрядцев Абрам Балашов пришел в галерею и нанес картине 3 больших пореза ножом. Реставрация картины была проведена успешно, но подлинное репинское письмо утрачено.
Сочинения по картинам:
- Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года — Илья Репин Эта грандиозная по масштабам и великолепная по исполнению картина была написана по заказу царя. Поводом для заказа явился 100-летний юбилей со дня учреждения в России Государственного Совета. «Эта картина великая, — писал русский философ В. Розанов, — это Карфаген перед разрушением». Имелось в виду, что буквально через 2 года случилась Первая русская революция, и вся […]...
- Арест пропагандиста — Илья Репин В 1880 году Репин начал писать «Арест пропагандиста». Он работал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стоила художнику работа над центральным образом. Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели. Все внимание в картине сосредоточено на революционере. Он только что схвачен. Руки скручены на спине. Возле него суетятся сотские […]...
- Стрекоза — Илья Репин Используя ряд импрессионистических приемов в живописи, художник в картине «Стрекоза» остается в рамках свойственной ему манеры с четкой лепкой формы. Влияние импрессионизма просматривается здесь и в построении композиции, которая словно фрагментируется, что придает особую подвижность и ощущение сиюминутности происходящего. Верочка Репина, дочь художника, качает ногой, легко присев на жердочку изгороди. Она как стрекоза на цветке, […]...
- Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу — Илья Репин Репин много раз писал портреты Толстого. В 1891 году он изобразил писателя лежащим с книгой под деревом, в Ясной Поляне. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Солнечные зайчики, испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду — по одежде, траве, листве деревьев — придают картине неизъяснимое очарование. Репин […]...
- Павел Михайлович Третьяков — Илья Репин Павел Михайлович Третьяков является основателем картинной галереи, меценатом, успешным предпринимателем. С ним любили общаться многие художники, он был замечательным добрым и скромным и отзывчивым человеком. Создание картинной галереи было главным делом его жизни, в то время как он сам старался оставаться в тени. В 1883 году русский живописец Илья Репин написал портрет Третьякова. Репин дружил […]...
- Негритянка — Илья Репин Картина исполнена Репиным во время пребывания в Париже в качестве пенсионера ИАХ. В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника Мариано Фортуни — одного из самых даровитых представителей академического салонного искусства. С произведениями Фортуни Репин познакомился в 1873 году в Риме, затем в 1875 году на его посмертной выставке в Париже и был сверх меры […]...
- Портрет Н. И. Пирогова — Илья Репин В то время, когда в Москве с большим размахом отмечался юбилей профессиональной деятельности великого русского хирурга и ученного, Илья Репин захотел нарисовать его портрет. Николай Пирогов любезно согласился на его предложение, несмотря на плотный график празднований. Портрет Н. И. Пирогова был написан Репиным за пару месяцев до смерти известного хирурга, в мае 1881 года. Благодаря […]...
- Афанасий Фет — Илья Репин Илья Ефимович Репин — великий русский живописец, мастер портретного жанра. За всю свою жизнь он написал множество портретов знаменитых людей, писателей, поэтов, одним из которых является портрет Афанасия Фета. Афанасий Фет — русский поэт, его стихи наполнены романтикой, любовью к природе, музыкальностью и мимолетными мгновениями человеческой души. Трудный жизненный путь выработал в поэте мрачный взгляд […]...
- Портрет Протодиакона — Илья Репин Протодиакон — это титул, который давался в духовенстве за особые заслуги. Таким титулом был награжден Иван Уланов, изображенный на картине Ильи Репина «Протодиакон». Написана эта картина в 1877 году. И, казалось бы, на первый взгляд, что это обычный портрет, но автор сумел показать весь монументальный сатирический образ присущий типичному дьякону с его мощной и жизненной […]...
- Домаха — Илья Репин Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника мы найдем жанровые сцены, индивидуальные «Домаха» и групповые «Праздничный вечер в деревне» портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин […]...
- Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве — Илья Репин Изображен император Александр III с семьей в окружении придворных и министров вскоре после коронации 5 мая 1883 в момент произнесения им речи перед волостными старшинами, представлявшими все губернии России. На втором плане за императором изображены: императрица Мария Федоровна и дети — цесаревич Николай, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга. Картина исполнена по заказу Министерства Императорского двора, который […]...
- Абрамцево. Летний пейзаж — Илья Репин Летом 1877 года Илья Репин писал своему другу ученических лет, впоследствии крупному художественному деятелю Адриану Прахову: «Я склонен думать, что Абрамцево лучшая в мире дача; это просто идеал!..» В течение шести лет с 1877 года до переезда в Петербург в 1882 году Илья Ефимович Репин с семьей часто и подолгу гостил у Саввы Ивановича и […]...
- Не ждали — Илья Репин Картина Репина «Не ждали» имеет два варианта. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Картина была небольшого размера. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Но затем Репин ее дорабатывал, изменяя главным […]...
- Проводы новобранца — Илья Репин Нет такого человека, которому не было бы известно имя великого русского художника И. Репина. Его картины украшают собрания самых знаменитых музеев, а наиболее выдающиеся из них знакомы большинству школьников. «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге», «Садко», «Крестный ход в Курской губернии» и другие работы мастера в свое время восторженно встречались как простыми […]...
- Белорус — Илья Репин В Российской Империи белорусы — самые несчастные и забитые люди. Репин разрушает этот стереотип, создав портрет белорусского парня. Перед нами уверенный в себе юноша с осторожной, слегка застенчивой улыбкой на лице. Кафтан подвязан праздничным зеленым кушаком, под кафтаном виднеется розовая рубаха, явно также предназначенная для особых случаев. Черные, вьющиеся волосы, румянец на все щеки, светлые […]...
- На дерновой скамье — Илья Репин Илья Ефимович Репин — выдающийся русский художник. Он создал множество великолепных полотен, которые хранятся во многих собраниях музеев и частных коллекциях. Художник написал несколько картин, посвященных Красному селу, где он жил с семьей после приезда из Петербурга. В 1976 году он пишет картину «На дерновой скамье». Эта небольшая картина, но она примечательна тем, что художник […]...
- Монахиня — Илья Репин Моделью послужила Софья Алексеевна Репина, сестра жены художника. По воспоминаниям Л. А. Шевцовой-Споре, племянницы В. А. Репиной, И. Е. Репин сначала изобразил Софью Алексеевну в белом платье, затем переписал портрет, изменив одежду на монашескую. Технико-технологические исследования подтверждают эти изменения. Софья Алексеевна была изображена в открытом платье с веером в руках....
- Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила — Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Своего друга — знаменитого композитора и дирижера А. Г. Рубинштейна — Репин писал несколько раз. Антон Григорьевич Рубенштейн — выдающийся музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге, он был ее директором и профессором. Рубенштейн обладал значительным композиторским дарованием, […]...
- Портрет Антона Григорьевича Рубенштейна — Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Портрет своего друга — знаменитого композитора и дирижера А. Г. Рубинштейна — автор писал после его смерти. Антон Григорьевич Рубенштейн — выдающийся музыкальный деятель, основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории в Петербурге, он был ее директором и профессором. Рубенштейн обладал значительным […]...
- Осенний букет (Дочь Вера) — Илья Репин Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Живя в 1890-х годах в имении «Здравнево» в Белоруссии, Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре. Пейзаж играет большую роль в его картинах и портретах этого периода. О портрете В. И. Репиной, получившем название «Осенний букет», Репин сообщал: «Теперь начал писать с Веры; посреди сада с большим букетом […]...
- Садко — Илья Репин Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по достоинству. Зато на родине художника его произведение сразу же получило высокую оценку. Картина была куплена для своей коллекции Александром Третьим, будущим императором. Сам же Репин за свое мастерство был удостоен звания академика. На создание картины […]...
- Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево — Илья Репин Илья Ефимович Репин был еще подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин […]...
- Воскрешение дочери Иаира — Илья Репин Сюжету чуда воскрешения Иисусом посвящена картина Ильи Ефимовича Репина «Воскрешение дочери Иаира». Трудно ему далась работа над ней. Как найти настроение, чтобы передать одно из удивительных чудес Христа? Как в красках изобразить библейскую легенду? Четыре месяца художник не мог прикоснуться к полотну. Конкурс на золотую медаль Академии художеств неумолимо приближался. С чего начать? С перечитывания […]...
- Запорожцы пишут письмо турецкому султану — Илья Репин Как-то летом 1878 года в Абрамцеве среди друзей зашел разговор о запорожской старине. Историк Н. И. Костомаров прочел письмо, написанное в 17-м веке запорожскими казаками турецкому султану в ответ на его дерзкое предложение перейти в турецкое подданство. Письмо было с таким озорством, так издевательски написано, что все буквально покатывались со смеху. Репин загорелся и задумал […]...
- Бурлаки на Волге — Илья Репин Для того чтобы написать «Бурлаков на Волге», Репину потребовалось несколько лет напряженного труда. Он предпринял несколько поездок на Волгу, завел дружбу с будущими героями своей картины, общался с ними долгое время, стараясь понять то, как живут эти люди. Постепенно Репин решил изменить первоначальный замысел картины. Теперь он уже не старался изобразить контраст между весельем нарядных […]...
- Тургенев — Илья Репин Галерея портретов кисти И. Репина огромна и всеохватывающая — он рисовал писателей и академиков, дворян и писателей, итальянских натурщиков и бурлаков на Волге… Никто из художников с мировым именем не может презентовать столько портретов, ровно как никто не может передать в этом жанре дух эпохи, который меняется год за годом. Он отличается от остальных мастеров […]...
- Портрет К. П. Победоносцева — Илья Репин При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел увидеть в своих произведениях сущность индивидуального человеческого характера, раскрывая в то же время в создаваемом им образе черты, типичные для целого общественного слоя, в характеристике отдельной личности позволяя увидеть приметы эпохи. Уже на пороге XX […]...
- Отдых — Илья Репин Портреты своих близких Репин создавал всю жизнь. Особенно часто художник писал свою первую жену, Веру, и детей. Несколько раз Репину позировал его брат Василий, профессионально занимавшийся музыкой. Большинство таких портретов выполнено в свободной манере, но есть в наследии живописца и строгие произведения этого жанра. До нас дошло около десятка автопортретов Репина. Собранные вместе, они представляют […]...
- Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина — Илья Репин Мастерство Репина-портретиста поражает богатством и разнообразием созданных художником образов. В каждом конкретном случае Репин демонстрирует способность к модификации живописной манеры, изменению композиционных, колористических, световых эффектов, эмоционального строя портретов. Он всякий раз словно заражается личностью портретируемого, подчиняя свою живопись свойствам характера и стилю поведения модели. Личность Александра Порфирьевича Бородина привлекала художника особенно. С одной стороны — […]...
- Хирург Е. В. Павлов в операционном зале — Илья Репин Е. В. Павлов в 1880-1890-е был частым гостем в доме Репиных. Под его медицинским наблюдением находилась жена художника Вера Алексеевна. Дочь Репиных Надя проходила хирургическую практику в его клинике. Ученица И. Е. Репина М. В. Веревкина в 1888 лечилась в клинике у Павлова. В 1892 Репин исполнил портрет Е. В. Павлова....
- Бурлаки идущие вброд — Илья Репин Картины Ильи Репина имеют свою удивительную историю. Художник тщательно подготавливал эскизы и этюды к картинам, поэтому на работу над произведением уходил порой не один год. Свою историю имеет и картина «Бурлаки, идущие вброд», оконченная в 1872 году. После 1870 года Репин отправился путешествовать по Волге, где писал многочисленные этюды для подготовки к картине о бурлаках. […]...
- Отказ от исповеди — Илья Репин Исповедоваться в поступках, не считая их грехами, отказывается революционер, так можно коротко описать сюжет полотна великого живописца. Всего два человека изображены на картине, а сколько мощной динамики скрывается в их позах и выражении лица. Каждый из них поведал мне целую историю, которая заканчивается их встречей в застенках. Меня поразило то, как И. Е. Репин пользуясь […]...
- Портрет П. М. Третьякова — Илья Репин Знакомство И. Е. Репина и П. М. Третьякова относится к самому началу 1870-х. Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношений является коллекция произведений художника, собранных Третьяковым. Им были приобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Репин был одним из главных исполнителей портретных заказов Павла Михайловича для его галереи портретов выдающихся деятелей русской […]...
- Портрет композитора М. П. Мусоргского — Илья Репин Известный русский живописец Илья Репин за свою жизнь написал множество замечательных портретов. Но портрет Модеста Петровича Мусоргского занимает особое место в творчестве художника, так как это единственный портрет композитора сделанный при жизни. Работа была написана в последние дни жизни композитора. С картины на нас смотрит больной человек, который предчувствует свою близкую кончину. Небрежные борода и […]...
- Портрет Л. Н. Толстого — Илья Репин Л. Н. Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной Поляне, всего за три дня. Этот портрет принадлежит к лучшим портретам Толстого и пользуется большой популярностью. Писатель изображен сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия […]...
- Дуэль — Илья Репин Жанровая картина изображает участников дуэли после свершившегося события. Художник очень выразительно написал лица участников, особенно лицо раненого, который протягивает руку с просьбой о прощении и примирении. Выразительна и фигура второго участника дуэли, изображенного на переднем плане справа. Снимая перчатки, он повернулся спиной к раненому, давая понять, что дуэль окончена и победитель — он. Нежеланием примирения […]...
- Портрет В. С. Сурикова — Илья Репин Портрет Сурикова кисти Репина — несомненная удача художника. Мастер психологического портрета отлично передает характер, темперамент своего коллеги. Репинский Суриков полон сил и амбиций. Черные волосы, модная бородка, пухлые красные губы, чуть полное лицо, черные глаза — рассказали о полноте здоровья, о расцвете сил героя. Во взгляде заметно едва уловимое смущение, вызванное непривычностью выполняемой роли натурщика. […]...
- Читающая девушка — Илья Репин Некоторые утверждают, что на полотне изображена свояченица Репина. Если присмотреться к картине повнимательней, сразу станет видно, что именно с этого полотна Репин стал более качественно передавать жизнь напрямую, такой, какая она есть, не добавляя никаких украшений. Посередине полотна расположилась юная девушка в объемном платье черного цвета с длинными рукавами. Платье, достаточно скудно украшено, какими-то простыми […]...
- Самосожжение Гоголя — Илья Репин Известна картина Репина: «Самосожжение Гоголя». В конце концов каждый зритель привносит в произведение живописи нечто свое, и доказать, что именно он видит в данной картине нечто такое, чего не видят другие, невозможно. Среди профессионалов-живописцев эта картина Репина вызывает иной раз отзывы скорее скептические, а иногда даже возмущенные. Некоторые полагают, что тут налицо незаконное вторжение «литературы» […]...
- Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года — Илья Репин Картина была заказана Репину к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал настоящим «пушкинистом» в период подготовки написания картины, потому что прочел массу литературы о лицейском этапе биографии Пушкина. Композиция картины реалистична. Большой Зал Лицея с колоннами, рельефами и портретом императора на заднем плане переполнен. В несколько […]...