Сочинение по картине Польский национальный костюм — Ян Алоизий Матейко
С юных лет Ян Матейко зарисовывал исторические памятники, национальные костюмы, внутреннее убранство костелов. Кроме того, он делал выписки из средневековых фолиантов Ягеллонской библиотеки. Все эти рисунки и наброски он заботливо собирал в свой «скарбник».
В 1860 году Матейко на собственные средства издал альбом «Польский наряд 1200-1795», состоящий из 10 литографий. «Скарбчик» очень помог ему в работе над этим альбомом. На каждой картинке в альбоме — 9 сцен. В центре — король и придворные, шляхта и мещане.
По бокам — школяры и учителя, духовенство, крестьяне, евреи, рыцари, магнаты, цеховые ремесленники. Собственноручно раскрашенные акварелью экземпляры Матейко преподнес в дар Ягеллонской библиотеке и библиотеке им. Оссолиньских во Львове.
В 1879 году Матейко издал примечания с перечислением источников, которыми он пользовался, составляя альбом.
Сочинения по картинам:
- Проповедь Скарги — Ян Алоизий Матейко Каждой картине Матейко предшествовали эскизы. Многие из них сохранились до наших дней, и мы имеем возможность проследить процесс создания произведения. Например, первоначально в «Проповеди Скарги» художник изобразил казначея стоящим несколько по-другому. Все наброски Матейко делал резкими динамичными штрихами. Видно, как в каждом из них художник обдумывает композицию, выделяет важнейшие пункты уверенными линиями. Эскизы больших полотен […]...
- Ослепший Вит Ствош с внучкой — Ян Алоизий Матейко Образ знаменитого скульптора Вита Ствоша, создателя одного из красивейших готических алтарей, с юных лет запал в душу Матейко. На своей картине он показал Ствоша слепым, утомленным жизнью старцем. Денежные средства, собранные от публичного показа картины, а также от продаж ее фотокопий, художник направил на реставрацию алтаря Ствоша. На службе истории Ян Матейко создал около 350 […]...
- Упадок Польши — Ян Алоизий Матейко В картине «Упадок Польши» Матейко видел продолжение сюжета «Проповеди Скарги». В ее основе — реальные исторические события, произошедшие в 1773 году на сейме в Варшаве. Посол новогродской земли Тадеуш Рейтан, не желая допустить подписания документов, санкционирующих раздел Польши иностранными державами, бросился на пол, чтобы преградить собственным телом вход в Зал Сената. Против Рейтана стоят главные […]...
- Прием евреев в Польше — Ян Алоизий Матейко В 1887 году Ян Матейко был удостоен титула почетного доктора Ягеллонского университета. Год спустя, в июне 1888 года, художник приступил к работе над циклом «История польского народа», который позже снабдил авторским комментарием. Секретарь художника Мариан Гожковский писал: «Как мне говорил Матейко, он решил доказать, что достоин ученой степени доктора, которой наградил его университет». Цикл состоит […]...
- Портрет Болеслава III Кривоустого — Ян Алоизий Матейко В августе 1890 года Гожковский записал в своем дневнике: «Художник начал рисовать королей». Эту работу предложил Матейко венский книгоиздатель Маурицио Перлес, задумавший сделать альбом «Короли Польши — собрание исторических портретов». Художник, постоянно испытывавший материальные затруднения, с радостью согласился взяться за нее. Он сделал 44 портрета польских правителей от Метко I до Станислава Августа. Краковские историки […]...
- Битва под Грюнвальдом — Ян Алоизий Матейко На огромных размеров холсте художник изобразил последние мгновения исторической битвы, состоявшейся 15 июля 1410 года на поле под местечком Грюнвальд между войском крестоносцев и объединенной польско-литовско-русской армией под предводительством короля Владислава Ягайло. Из отдельных эпизодов складывается необычайно яркая картина битвы, которую художник видит как бы из «гущи событий». В центре композиции Матейко поместил летящего на […]...
- Ученики — Ян Алоизий Матейко Молодые художники, бесспорно, уважали строгого профессора Матейко. Но, тем не менее, многие упрекали его в консервативности, неприятии новых течений; ученики, не прислушиваясь к запретам профессора, стремились уехать в Париж, художественную Мекку Европы. Несмотря на то, что у Матейко было несколько десятков учеников, он не смог вырастить достойных последователей. Попытавшиеся продолжить его традицию — такие, как […]...
- Конституция 3 мая — Ян Алоизий Матейко В «Конституции 3 мая» Матейко вновь обратился к идее соединения в отдельно взятом моменте множества сюжетных линий развития польской истории. В данном случае наиболее подходящим для этой цели сюжетом художнику показался момент перехода послов Сейма из Зала заседаний в костел Св. Яна. Вдоль по улице по направлению к костелу движутся, окруженные приветствующей их толпой, творцы […]...
- Портрет троих детей художника — Ян Алоизий Матейко Помимо грандиозных исторических полотен, из-под кисти Матейко вышло множество портретов. Есть среди них парадные портреты знаменитых современников художника, есть и портреты друзей и близких. Написанные в интимных, домашних тонах, они не загромождены деталями и подробностями. Таков, например, портрет Антония Серафиньского. Особенно светло и нежно художник писал своих детей. Несмотря на то, что «Портрет троих детей […]...
- Прусская дань — Ян Алоизий Матейко 10 апреля 1525 года последний Великий Магистр Ордена крестоносцев и первый светский правитель Пруссии князь Альберт Гогенцоллерн принес вассальную присягу королю Сигизмунду Старому на краковском рынке. В 1882 году Ян Матейко закончил работу над картиной «Прусская дань» , в которой увековечил это значительнейшее событие в истории правления династии Ягеллонов. Статичность, монументальность композиции подчеркивает торжественность момента. […]...
- Баторий под Псковом — Ян Алоизий Матейко Это первое из полотен художника, посвященных знаменательным датам в истории Речи Посполитой и ее победам над государствами, которые впоследствии разделили Польшу. На картине художник изобразил исполненного собственного достоинства короля Стефана Батория, принимающего русских послов после битвы под Великими Луками. Эта картина была встречена необыкновенно лестными отзывами и выставлялась в Праге, Будапеште, Вене, Львове и Париже […]...
- Зигмунт Август и Барбара Радзивилл — Ян Алоизий Матейко История трагической любви короля Зигмунта Августа и Барбары Радзивилл была очень близка художнику. В эскизе он придал влюбленной паре сходство с собой и своей женой Теодорой. На заднем плане Матейко поместил портрет королевы Боны, противницы союза Зигмунта и Барбары. Королева Бона словно наблюдает за влюбленными....
- Польский всадник — Рембрандт Харменс Ван Рейн Таинственная, романтическая фигура молодого всадника вызвала больше споров, нежели любая другая картина Рембрандта, чье спорное авторство — лишь одна из неясностей, связанных с этой работой. Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь […]...
- Портрет Корнелиса Шата — Энтони Ван Дейк Приблизительно в 1630 году ван Дейк взялся за большую серию портретов-гравюр знаменитых современников, которая получила название «Иконография» . Возможно, ван Дейк помнил об огромном коммерческом успехе, коим увенчалась идея Рубенса опубликовать часть своих работ в виде гравюр. Ван Дейк в отличие от учителя часть гравюр выполнил сам. Не удалось установить, где и у кого художник […]...
- Темные земли — Кируэло Кабрал Творчество Кабрала многогранно: и живопись, где художник использует главным образом акриловую краску, и иллюстрации печатных изданий, и даже его известные рисунки на скалах, которые Кабрал называет»каменные картины». Художник издал четыре художественных альбома с репродукциями своих картин: «Книга Дракона» , «Кируэло», «Искусство Кируэло и Магия», «Альбом Кируэло». На картине Кируэло Кабрала «Темные земли» — холодная планета, […]...
- Призрак Тартара — Брюс Пеннингтон Карьера Брюса Пеннингтона, как художника, началась в 1967 году — он стал работать внештатным иллюстратором в издательствах фантастической литературы. В 1976 году Пеннингтон опубликован графический альбом Eschatus, в котором большая часть картин была навеяна пророчествами Нострадамуса. Позднее, в 1991 году, художником был опубликован еще один графический альбом Ultraterraneum, в котором были собраны избранные картины, частные […]...
- Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах — Диего Веласкес Картина севильского художника Диего Веласкеса «Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах». Размер портрета 58 x 45 см, холст, масло. Филипп IV Габсбург, король Испании, Португалии и Альгарвы с 1621 года, сын Филиппа III и Маргариты Австрийской. В течение долгого правления Филиппа IV Испания еще оставалась могущественной европейской державой, хотя экономическое положение страны пришло в […]...
- Король Фердинанд IV с семьей — Ангелика Кауфман Картина швейцарской художницы Ангелики Кауфман «Король Фердинанд IV с семьей». Размер картины 72 x 99 см, холст, масло. Полное название картины «Фердинанд IV, король Неаполитанский, с семьей на лоне природы». Графский род Лихтенштейнов, один из старейших родов Австрии, известен с начала XII века. В 1618 году род получил княжеское достоинство, а в 1699 году князь […]...
- Королева эльфов — Луис Ройо Маленькая волшебница, повелительница монстров холодной лунной ночью наводит порядок в своем волшебном лесу. Юная охотница бесстрашно оседлала страшное чудовище с мордой огромной прожорливой крысы и ее не испугаешь оскаленными ядовитыми клыками демонов. Картина Луиса Ройо «Королева эльфов» возвращает зрителя в фантастический мир детских сказок со злыми колдунами и добрыми прекрасными феями. Только в детстве бывают […]...
- Портрет Франциска I, короля Франции — Жан Клуэ (Clouet, Jean ) Жан Клуэ, в этом большом портрете, показывает Франциска I в богатом одеянии эпохи Возрождения. Традиционные знаки отличия королевского величества обходились без короны. Шляпа с белыми перьями, украшенная жемчугом, атласная одежда, щедро расшитая золотом, медаль на золотой цепи и короны на дорогой красной парчовой ткани позади фигуры короля — ясно указывают, что перед нами — Король. […]...
- Портрет Джулио Кловио — Эль Греко Джулио Кловио, хорватский «грек», работал художником-миниатюристом в библиотеке кардинала Аллесандро Фарнезе. В 1570-1572 гг., вскоре по приезде в Рим, Эль Греко поселился во дворце Фарнезе, где и подружился с Джулио Кловио. Портрет был написан ок. 1570 г., и позволяет судить о высоком мастерстве молодого Доменико Теотокопули как портретиста. Из общего темного фона свет выхватывает голову […]...
- Десятая казнь Египетская — Уильям Тернер Эта картина Тернера эксплуатирует библейский сюжет. Речь идет о последней из казней египетских — страшных чудес, терзавших Египет перед исходом из него евреев. Десятой казнью стало истребление всех первенцев египетских — от первенца фараонова до первенца последнего из рабов. После этого упрямство фараона было сломлено, и евреи получили долгожданную свободу....
- Портрет короля Филиппа III — Диего Веласкес Картина испанского художника Диего Веласкеса «Портрет короля Филиппа III». Размер портрета 305 x 320 см, холст, масло. Живописец Веласкес создал посмертный портрет покойного отца здравствующего испанского монарха Филиппа IV. Филипп III Габсбург, король Испании и Португалии с 1598 года, сын Филиппа II Габсбурга и его четвертой жены Анны Австрийской. Уже в юные годы, стали очевидными […]...
- Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера — Питер Блейк Обложка знаменитого на весь мир альбома Битлз «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» , работы английского художника стиля поп-арт Питера Блейка. В 1967 году обложка этого диска стала своеобразной вехой в среде пластиночно-оформительского дела. Питер Блейк, малоизвестный тогда художник-коллажист, познакомившись с Полом Маккартни, был приглашен оформить альбом нового диска Битлз. По договору с фирмой «Парлафон» за […]...
- Ферма в Шамбодуане. Франция — Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов, по настоянию врачей долгие годы живший в Париже, сыграл исключительную роль в ознакомлении русских художников и публики с искусством, природой и жизнью Франции. Этюды живописца, тщательно выполненные на небольших дощечках красного дерева, сохраняют прелесть живого восприятия природы и вместе с тем несут в себе значительность законченного произведения. В декабре 1879 года А. […]...
- Экзамен по танцам — Эдгар Дега На картине «Перед экзаменом» изображены молодые танцовщицы, пребывающие в эмоциональном возбуждении от волнения, связанного с предстоящим, знаковым для них выступлением. Здесь, Дега не ставил задачу подчеркнуть изысканную грацию и воздушность юных балерин, чему обычно он уделял главное внимание, а передал ощущение внутреннего эмоционального состояния танцовщиц. У каждой балерины подчеркнут индивидуальный характер, собственный настрой и переживание, […]...
- Повелитель марионеток — Майкл Паркес Картина «Повелитель марионеток» написана американским художником Майклом Паркесом в 1996 году. Красоту и лиричность картины основателя направления магического реализма портит неприятный маленький уродец, замаскировавшийся под прекрасного белого лебедя. Уж не всесильных ли шоуменов, повелевающих душами и телами юных служительниц искусства, изобразил под личиной сказочного персонажа Майкл Паркес в своей картине?...
- Базар у Троице-Сергиевской Лавры — Константин Юон Зима. Воскресный базарный день. У стен Лавры собирается праздничная толпа — крестьяне пешком, купцы и зажиточные мещане — все спешат на базар. Кто-то пришел купить необходимые в хозяйстве вещи, кто, наоборот, продать, кто-то еще не решился на покупку, а решил пока прицениться. А кто просто «поглазеть» на товары, на людей, встретиться с нужным человеком, послушать […]...
- Конный портрет Карла I — Энтони Ван Дейк Антонис ван Дейк — фламандский живописец, мастер портрета. В 1625 Карл I стал преемником своего отца Якова I как король Великобритании и Ирландии. С 1632 Ван Дейк был назначен придворным художником и постоянно писал короля и его супругу, королеву Генриетту Марию. Всего он создал 35 портретов монарха, семь из них — конные. Эти картины полностью […]...
- Портрет Н. А. Демидова — Федор Рокотов Никита Акинфиевич, отличался любовью к наукам и покровительствовал ученым и художникам. Он издал «Журнал путешествия в чужие края» , в котором много верных замечаний, указывающих на широкую наблюдательность автора. Состоял в переписке с Вольтером; в 1779 г. учредил при Академии Художеств премию-медаль «за успехи в механик». Его брат, Прокофий Демидов, был известен своими чудачествами, удивлявшими […]...
- Кристофель Плантин — Питер Рубенс Французский печатник и книготорговец, поселившийся в Антверпене с 1549. Его успешная деятельность вскоре стала известной благодаря отличному качеству книгопечатания и ксилографированных иллюстраций. Плантин получил поддержку ФИЛИППА II Испанского для своего главного проекта, издания «Biblia polyglotta» на пяти языках, появившейся в восьми томах в период с 1568 по 1572. Также печатал научные труды и по своей […]...
- Портрет Генриха VIII — Ганс Гольбейн Английский король Генрих VIII, с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Природа щедро одарила Генриха, наделив отличными способностями к языкам, наукам и особенно к музыке. Король играл на трех инструментах, поражал красивым голосом и писал инструментальные пьесы — до нас дошло около 30 его сочинений. 38-летнее правление Генриха VIII запомнилось многими событиями, […]...
- Актеон, подсматривающий за купанием Дианы — Тициан Вечеллио Картина вместе с парной к ней и также находящейся в Эдинбурге композицией «Диана и Каллисто» входит в цикл «поэзии», написанных Тицианом для Филиппа II. Тициан упоминает о работе над «Дианой и Актеоном» и «Дианой и Каллисто» в письме Филиппу II в 1556 году; 19 июня 1559 году он извещает Филиппа II, что картины заканчиваются. В […]...
- Портрет Филиппа Габсбурга — Диего Веласкес Картина была написана в 1628 году. В настоящее время находится в музее Прадо, Мадрид. На картине изображен Филипп IV Габсбург. Филипп Габсбург был королем Испании, Португалии и Альгарвы. Филипп IV пользовался неоднозначной репутацией. Он был любителем развлечений, праздников, охоты и меньшее значение уделял политике и экономике, что, как говорят историки, привело к ухудшению обстановки в […]...
- Портрет сестер Кэри — Энтони Ван Дейк Одно из лучших произведений художника. На портрете девочки, причесанные и одетые в нарядные шелковые платья, как придворные дамы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить «взрослую» серьезность, не могут сдержать детской непосредственности, лукавой улыбки на розовых, приветливых личиках, полных жизни, веселья и ликования. Для этого портрета ван Дейк нашел тонкую и нежную гамму красок. Он намеренно выделил […]...
- Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года — Илья Репин Картина была заказана Репину к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал настоящим «пушкинистом» в период подготовки написания картины, потому что прочел массу литературы о лицейском этапе биографии Пушкина. Композиция картины реалистична. Большой Зал Лицея с колоннами, рельефами и портретом императора на заднем плане переполнен. В несколько […]...
- Семейство Гонзага поклоняется Троице — Питер Рубенс Одну из ранних композиций Рубенс написал по заказу Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского,- три картины для алтарной части церкви иезуитов в Мантуе. В алтаре мантуанской церкви Рубенс поместил холст «Семейство Гонзага поклоняется Троице», а по бокам от него размещались «Крещение» и «Преображение». В 1773 году орден иезуитов был распущен, церковь потеряла постоянных хозяев и владельцев. […]...
- Смерть Инессы де Кастро — Карл Брюллов Перед нами драма из жизни кастильского короля Альфонса IV-Португальского. Придворная дама супруги сына короля Дона Педро Инесса пленила своей красотой инфанта, который после смерти своей жены тайно с ней обвенчался, т. к. у отца была другая кандидатура в жены сыну. Советники короля вызнали тайну сына и выдали ее Альфонсу. Дон Педро отказался женится на отцовской […]...
- Оплакивание Христа — Амброджо Боргоньоне Приобретена из коллекции Эстерхази в 1870 году. По композиции эта картина напоминает посвященную этой же теме работу Винченцо Фоппы — учителя Боргоньоне, которая была создана около 1490 года. От своего учителя Боргоньоне перенял четыре фигуры переднего плана и фигуру Христа, правда, довольно сильно изменив их. Эта композиция была распространена в ломбардской живописи, для изображения этой […]...
- Леонардо умирающий на руках Франциска I — Жан Огюст Доминик Энгр Леонардо Да Винчи был живой легендой, чье присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провел на правах почетного королевского гостя. Он получил официальный титул «первого королевского художника, инженера и архитектора», но […]...