Сочинение по картине Триптих Мероде. Правая створка — Робер Кампен
На правой створке обычно изображали другой библейский сюжет например, Страшный Суд, как на соответствующем триптихе Рогира ван дер Вейдена. По одной из гипотез, изображение Иосифа-плотника символизирует фамилию «Шринмехерс» . Всю правую створку занимает столярная мастерекая. Иосиф сверлит отверстия в верхней части предмета, напоминающего грелку для ног. На то обстоятельство, что центральная часть и створки были исполнены в разное время, указывает не только отсутствие цельной перспективы и несовпадение двери с проемом за архангелом слева.
Для произведений Кампена нарушение пространственной логики является распространенным явлением. Определяющее значение имеет двадцатипятилетняя разница в возрасте между древесиной центральной секции и створок. Но даже это не говорит однозначно о том, что части триптиха исполнялись в разное время; зато можно с большой долей уверенности утверждать, что в первоначальном виде к центральной секции алтаря створки не планировались, а были добавлены позднее.
Иосиф иногда считается апокрифическим персонажем, который, назвав себя отцом Христа, перехитрил дьявола.
Будучи плотником, он изготавливает и мышеловки среди прочих вещей. Одну из них видно на верстаке, а другую — на дальнем столе. По выражению Августина Блаженного, «Крест Господа Бога стал мышеловкой для дьявола». Возник целый научный спор, являются ли изображенные предметы мышеловками на самом деле.
Дело дошло до того, что была изготовлена модель объекта и установлена в Художественной галерее Уокера в Ливерпуле; однажды ночью в нее действительно попалась мышь.
Судя по белым пятнам на небольшой фигуре снаружи, на этой створке идет снег. Является ли это намеком на время года, когда родился Иисус? Я не хочу сказать, что теолог того времени сделал бы такой вывод при взгляде на произведение, но это могло бы быть его личным открытием.
Как бы то ни было, нам не известны границы символического смысла, определенные художником и его покровителем.
Сочинения по картинам:
- Триптих Мероде. Левая створка — Робер Кампен На левой створке изображены наблюдающие за чудом коленопреклоненные мужчина и женщина, которые пришли домой и распахнули дверь. Мужчина обнажил голову, а женщина держит четки в молитвенно сложенных руках. Бородатый мужчина на заднем плане левой створки — бейлиф с гербом города Мехелена на груди. Питер Энгельбрехт заказал произведение до своей свадьбы, он мог первоначально иметь другие […]...
- Благовещение (Алтарь Мероде) — Робер Кампен «Алтарь Мероде», названный так по фамилии долго владевшего им семейства, сначала приписывался Рогиру ван дер Вейдену, потом — мастеру из Флемаля, которого позже отождествили с Робером Кампеном. В произведении видны особенности искусства позднего Средневековья — яркие краски, некоторая условность изображения и отчасти уплощенное пространство, но оно уже принадлежит Возрождению: божественные персонажи, хоть и отделены от […]...
- Рождество (Алтарь Портинари). Правая створка — Хуго Гус На правой створке запечатлена жена Томмазо, Мария, с дочерью Маргаритой. Интересно, что у Марии Барончелли тот же самый головной убор, ожерелье и кольцо, как и на брачном портрете кисти Мемлинга. Ей покровительствует Святая Мария Магдалина, смотрящая на нее из-за спины Маргариты. Для контраста Святая Маргарита смотрит на дочь донатора из-за спины Марии. Святая Маргарита стоит […]...
- Правая створка — Мария Магдалина. Триптих семьи Брак — Рогир ван дер Вейден «Триптих семьи Брак» был написан после путешествия художника в Италию. Сущность картины составляет душевное напряжение погруженных в молитвенную тишину святых. Правая створка триптиха, изображающая Марию Магдалину, трактуется как портрет молодой женщины в модном платье, но ее погруженность в себя, молитвенная отрешенность говорят о верности мастера религиозной идее. Прекрасный пейзаж, служащий фоном для портрета, разработан очень […]...
- Троица — Робер Кампен Часть с изображением Троицы столь же замечательна по концепции, как и композиция с женскими фигурами. Это один из старейших, если не самый ранний, образец гризайли, имитирующий каменную скульптуру на внешней секции алтаря. Идея заключалась не только в том, что закрытая сторона алтаря создавала иллюзию слияния со стеной церкви за ней, но также и в том, […]...
- Святая Варвара — Робер Кампен На правой створке — читающая Святая Варвара. Она показана сидящей в уютной комнате бюргерского дома. За окном, на фоне пейзажа, — сцена ее мученичества. Прием соединения в одной работе разных эпизодов, сюжетно связанных с основным персонажем произведения, был характерен для нидерландской живописи XV века. На первом плане работы перед нами белокурая девушка с чуть скуластым, […]...
- Верль-алтарь — Робер Кампен На правой створке — читающая Святая Варвара. Она показана сидящей в уютной комнате бюргерского дома. За окном, на фоне пейзажа, — башня и сцена ее мученичества. Прием соединения в одной работе разных эпизодов, сюжетно связанных с основным персонажем произведения, был характерен для нидерландской живописи XV века. На первом плане работы перед нами белокурая девушка с […]...
- Алтарь двух Иоаннов. Правая створка — Ганс Мемлинг На правой створке — Иоанн Богослов на Патмосе. Изображения на капителях колонн над головами обоих святых на центральной части произведения — еще одна иллюстрация их биографий. Однако существует еще и третья тема, отраженная на заднем плане. Хотя она и включена в общее пространство картины, но относится исключительно к донаторам: монахам и монахиням при госпитале Святого […]...
- Женский портрет — Робер Кампен Портрет женщины и Портрет мужчины, как считает большинство исследователей, являются парными и, возможно, первоначально они были соединены вместе. Об этом свидетельствуют не только их одинаковый размер, но и композиционно-стилистические особенности. Моделями были зажиточные граждане города Турне, где работал Робер Кампен. Установлено также, что они являлись супругами. На обеих работах герои предстают погрудно и занимают все […]...
- Троица. Мадонна с младенцем (диптих) — Робер Кампен Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой — «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. В настоящее время большинство исследователей отождествляет его автора с живописцем Робером Кампеном, работавшим в городе Турне. Первоначально создателя диптиха условно называли Мастером с мышеловкой, затем Мастером […]...
- Мужской портрет — Робер Кампен Робер Кампен — нидерландский живописец, один из родоначальников искусства Раннего Возрождения в своей стране. Имя Робера Кампена встречается во многих старинных документах. Портреты Кампена представляют собой поразительное явление в нидерландской живописи XV столетия. Они отличаются от довольно условных профильных портретов предыдущего века предельной точностью написания модели, ее индивидуальных черт. Художник создал новый тип композиции: погрудное […]...
- Мадонна с младенцем у камина — Робер Кампен Искусство Робера Кампена стоит у истоков нидерландской живописи XV века. Его кисти исследователи приписывают группу произведений, которые ранее считались работами анонимного художника, известного под именем Флемальский мастер. Почти все работы Робера Кампена представляют собой небольшие алтари. Несмотря на то, что, как и в средневековье, темы его произведений религиозные, художник решает их по-новому. В маленьком шедевре […]...
- Иоанн Креститель и Генрих фон Верль — Робер Кампен Левая створка триптиха изображает фон Верля, возносящего молитву вместе со Святым Иоанном Крестителем. . Генрих фон Верль был теологом-францисканцем. Художник изобразил его в длинной светлой комнате с деревянной ширмой, на которой висит металлическое зеркало с отражающимся в нем интерьером комнаты. За спиной каноника стоит его духовный покровитель Иоанн Креститель, одетый в алую мантию и держащий […]...
- Святая Вероника — Робер Кампен Легендарная Святая Вероника выглядит старше, в скорби готовящаяся преклонить колени перед ликом Христа. Кусок прозрачного воздушного шелка с ее головного убора, которым она отирала лицо Иисуса во время несения креста, стал настоящим шедевром художника. Он похож на тонкую ткань с белой каймой на ее тюрбане. «Нерукотворный образ», чудесный отпечаток лика Христа, не совпадает с линиями […]...
- Воскресение Христово (Алтарный полиптих Аверольди), правая створка, сцена вверху. Дева Мария — Тициан Вечеллио Полиптих, состоящий из 5 частей: «Вознесение Христа» — 278X122; «Епископ Аверольдо со святыми Назарием и Цельсием» и «Св. Себастьян» — 169X65 каждая; «Архангел Гавриил» и «Дева Мария» — 79X65 каждая Надпись на колонне под ногой св. Себастьяна: TITIAN F АС I ЕВ AT MDXII Брешия, церковь Санти Надзаро э Чельсо Полиптих был заказан епископом Брешии […]...
- Алтарь двух Иоаннов. Левая створка — Ганс Мемлинг На левой створке — Усекновение главы Святого Иоанна Крестителя и соблазнительная Саломея. В целом композиция триптиха безупречна с повествовательной точки зрения: разные части произведения взаимосвязаны и тематически, и пространственно, что еще не стало типичным для живописи того времени. А выбор темы Апокалипсиса — уникальное явление в истории изобразительного искусства. Никогда еще художник не предпринимал попытки […]...
- Мученичество святой Либераты. Триптих — Иероним Босх Святая Либерата или Вильгефортис — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля — закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии. Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к […]...
- Триптих — Бернардо Дадди В религиозной жизни XIV в. большую, чем ранее, роль стали играть маленькие алтари, служившие для домашних молений. Их иконографическая программа сжато включала в себя христианское учение. На центральной доске триптиха изображена богородица Мария во славе, окруженная ангелами и святыми. Сидящий у нее на коленях младенец счастливо тянется за красным крестом и цветком, которые протягивают ему […]...
- Рождество (Алтарь Портинари). Левая створка — Хуго Гус Томмазо Портинари преклонил колени на левой створке перед открытой дверью в хлев. Его представляет Святой Фома с копьем в руке, поставивший ногу на полу его плаща. Юные сыновья Портинари Антонио и Пиджелло стоят на коленях за ним; первого из них представляет Святой Антоний, которого можно узнать по колокольчику, его атрибуту. Вероятно, нехватка места помешала изобразить […]...
- Моденский триптих — Эль Греко Доменико Теотокопули, известный нам под именем Эль Греко, написал триптих, который называли Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. […]...
- Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота — Фрэнсис Бэкон Свою работу Фрэнсис Бэкон назвал «Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота». К творчеству английского поэта-романтика, декадента и фаталиста обращались многие художники, его поэма «Бесплодная земля» и другие вдохновляла не только Бэкона, английская художница Рафаэлла Спенс написала прекрасную картину «Полет Элиота», светлую, жизнерадостную. Что хотел донести до нашего сознания Фрэнсис Бэкон, глядя на его триптих, […]...
- Страшный суд. Центральная створка триптиха — Ганс Мемлинг В истории искусства известны мастера, творчество которых соединяет в себе достижения предшественников и современников. При этом оно гармонично, способно вызывать восхищение, но в нем нет того, что поражает и удивляет, — неожиданности художественных решений. К числу таких мастеров можно отнести выдающегося нидерландского живописца Ганса Мемлинга. Он учился живописи у себя на родине и в Германии, […]...
- Диптих. Мартина ван Ньювенхофе. Правая половина — Ганс Мемлинг Кажется, что длинные волнистые волосы Мартина чуть дрожат на концах от дуновения ветерка, наполняющего комнату через раскрытое окно. Его полные полуоткрытые губы произносят молитву. Его полный жизни образ похож на зеркальное отражение, которое в любое мгновение может исчезнуть. Мартин ван Ньювенхофе, которому предстояло стать бургомистром Брюгге в 1497 году, происходил из поколениями занимавшей доминирующее положение […]...
- Триптих с Поклонением волхвов — Андреа Мантенья Андреа Мантенья — художник, в живописи которого уже за несколько десятилетий до начала Высокого Возрождения чувствовались приближающиеся шаги этого мощного искусства. Триптих был написан по заказу маркграфа Лудовико Гонзага для капеллы при его фамильном дворце в Мантуе. Миниатюрное письмо алтарного образа, обилие дивных подробностей, характерное для искусства Раннего Возрождения, соединяются здесь с той мощью и […]...
- Триптих «Распятие» — Рогир ван дер Вейден На центральной панели этого триптиха изображена сцена распятия со стоящими у подножия креста Богородицей, Иоанном Богословом и благотворителями. На боковых панелях зритель видит Марию Магдалину — ее легко можно узнать по сосуду с миром, который она держит в руках, — и святую Веронику, держащую плат с отпечатавшимся на нем Ликом Христа. Каждая сцена обведена бордюром, […]...
- Триптих «Семь таинств» — Рогир ван дер Вейден Этот замечательный запрестольный образ историки считают одной из поздних работ Рогира ван дер Вейдена. Сильно затрудняет датировку то, что Жан Шевро, по чьему заказу художник, по всей видимости, и создал триптих, был епископом Турне в течение довольно длительного времени — с 1436 по 1460 год. О том, что запрестольный образ написан именно в годы его […]...
- Святые отшельники. Триптих — Иероним Босх Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворенные ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет «тихие» добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. […]...
- Фресковой триптих Распятие — Пьетро-ди-Христофоро-Вануччи Перуджино Вероятно, незадолго до начала работы в Колледже дель Камбио, в 1496 году Перуджино выполнил одну из лучших своих монументальных работ — фресковой триптих Распятие. Он состоит из трех, разделенных колоннами и пилястрами и вписанных в арочное обрамление композиций: центральной — Распятие с Марией Магдалиной и двух боковых — Мадонна со Святым Бернардом и Иоанн Богослов […]...
- Триптих Брака — Рогир ван дер Вейден Из всех дошедших до нас работ Рогира ван дер Вейдена эта датирована наиболее точно. На тыльной стороне крыльев триптиха нарисованы гербы гражданина города Турне Жана Брака и его жены, Катерины де Брабант, а также череп и надпись: «Знай, честолюбивый и гордый, мое тело тоже было когда-то прекрасно, но теперь оно служит лишь пищей для червей». […]...
- Мадонна с ангелами и святыми (триптих Сан Джовенале) — Мазаччо Более 500 лет этот маленький алтарный образ оставался в деревенской церкви, всего в нескольких милях от места рождения Мазаччо. Но в 1961 году образ был представлен во Флоренции, где он немедленно привлек к себе внимание искусствоведа Лучано Берти, одного из признанных знатоков итальянской живописи ХV-ХVI веков. Берти первым высказал предположение, что этот алтарный образ принадлежит […]...
- Алтарь — Ян Ван Эйк В романской базилике на троне восседает Мария с Младенцем, держащим в руках ленту с надписью «Dicite a me, quia mitis sum et humilis carde» . На левой створке показан коленопреклоненный донатор, представляемый архангелом Михаилом. Справа — святая Екатерина с ее атрибутами колесом, мечом и книгой. На обратной стороне створок в технике гризайль написано «Благовещение», Мария […]...
- Перуджийский триптих — Анджелико Фра Фра Анджелико в своих произведениях применяет новый принцип создания перспективы. Его суть заключается в том, что фигуры уменьшаются по мере их удаления от зрителя, а все линии сходятся к одной точке на горизонте. Впоследствии этот принцип стал одним из краеугольных камней ренессансной живописи. Впервые предложил его современник Фра Анджелико, Мазаччо, но Фра Анджелико отнесся к […]...
- Страшный суд. Левая створка — Ганс Мемлинг Слева Святой Петр ведет небольшую группу праведных душ вверх по хрустальным ступеням. Перед входом в Рай ангелы дают им одеяния, соответствующие занимаемому при жизни положению. Первыми проходят Папы, кардиналы и епископы. Повторяющийся в функции антитезы символизм новой эры, привитый на почву Ветхого Завета, присутствует в изображении небесного свода: он имеет форму готического портала за двумя […]...
- Триптих «Цветы» — Михаил Врубель Период 1890-х годов был отмечен в творчестве мастера и выполнением крупных заказных работ по оформлению интерьеров. В собрании омского музея хранится замечательный пример опытов Врубеля в монументально-декоративном искусстве — триптих «Цветы» для московского особняка Елены Дмитриевны Дункер. Эффектная композиция, призванная решить пространство потолка, состоит из живописных панно: двух круглых — «Розы и лилии», «Желтые розы» […]...
- Воображаемый вид Большой галереи в руинах — Юбер Робер В историю европейского искусства второй половины XVIII в. Юбер Робер вошел как один из самых любимых современниками художников. «Какой эффект! Какое величие! Какое благородство!» — отзывался о представленных в одном из Парижских Салонов картинах Робера Д. Дидро. Художник родился в Париже. Почти десять лет он учился и работал в Риме, где познакомился с Фрагонаром и […]...
- Триптих — Бернардо Торренс «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу» — вот самые невыполнимые для женщин вещи. Старая тема в новой трактовке испанского художника-гиперреалиста и мастера современной живописи в картине «Триптих». Неулыбчивая модель Лоурдес изображена в трех ипостасях: в первой она слепа и закрывает рукой глаза, во второй закрывает уши, а в третьей — рот: […]...
- Исцеление иерихонского слепца (триптих) — Лукас-ван Лейден Картина Луки Лейденского «Исцеление иерихонского слепца», написанная им незадолго до смерти,- своеобразный итог его творческой деятельности. Она мало похожа на религиозные композиции предшествующей эпохи. В ней нет ни молитвенного настроения, ни торжественных репрезентативных фигур святых. Подобно многим нидерландским живописцам начала XVI века, Лука Лейденский стремился порвать с традициями искусства прошлого и больше, чем кто-либо из […]...
- Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову — Диего Веласкес Картина испанского художника Диего Веласкеса «Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову». Размер картины 223 x 250 см, холст, масло. Иосиф, в Библии — сын патриарха Иакова от Рахили, герой библейской эпопеи. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его, но случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил его судьбу […]...
- Серия тополя — Клод Моне Эти тополя росли на берегу реки Эпт неподалеку от дома Моне в Живерни, и летом 1891 года художник начал рисовать их в разное время дня, сидя в своей знаменитой лодке. Когда Моне узнал о том, что эти тополя собираются срубить, он немедленно купил участок земли, на котором они росли, и продолжал свою работу на протяжении […]...
- Богоматерь с Младенцем на троне в храме — Ян ван Эйк Это небольшое по размерам произведение — подлинный шедевр нидерландского искусства XV века. В центральной части триптиха — Дева Мария с Младенцем в роскошном интерьере готического собора, восседающая на великолепном резном троне между двумя рядами разноцветных колонн из яшмы и мрамора. Левая створка изображает Архангела Михаила, облаченного в кольчугу и вооруженного щитом, копьем и мечом. Он […]...