Сочинение по картине Портрет Н. В. Гоголя — Александр Иванов
Портрет Н. В. Гоголя — один из немногих портретов, написанных Ивановым. Художник долго присматривался к облику этого высоко чтимого им человека. В том же году, когда был написан портрет, Иванов присутствовал при чтении Гоголем его комедии «Ревизор», которое происходило в доме княгини Зинаиды Волконской в Риме.
Художник делился с отцом своими впечатлениями: «С некоторыми русскими приезжими я знаком. И в особенности с лучшим нашим литератором, с Н. В. Гоголем. Это человек необыкновенный, имеющий светлый и высокий ум и верный взгляд на искусство…
Как поэт, он понимает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал их. Словом, человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства».
Художник без труда улавливает портретное сходство — характерный длинный тонкий нос Гоголя — предмет насмешек самого писателя, его прямые волосы. Ивановский Гоголь благодушен, спокоен, задумчив. В этом застенчивом человеке трудно представить гениального сатирика, творца «Ревизора» и «Мертвых душ».
Розовый полосатый халат, в котором изображен писатель, лишь добавляет его образу простоты и тихой интимности.
Сам Гоголь был не слишком доволен своим изображением. «Там я изображен, как был в своей «берлоге», — писал он позднее, — «забулдыгой», «в халате»».
Впоследствии этот портрет был преподнесен писателем поэту В. А. Жуковскому.
Сочинения по картинам:
- Портрет Виттории Кальдони-Лапченко — Александр Иванов Виттория Кальдони — дочь винодела из Альбано, отличалась редкой красотой. Она стала любимой натурщицей для многих знаменитых живописцев и скульпторов, живших в первые десятилетия XIX века в Италии. Ее красотой вдохновлялся Н. В.Гоголь, увековечив ее в своей повести «Рим» под именем Аннунциаты....
- Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц — Александр Иванов Пейзаж представляет собой законченное живописное произведение, хотя именно этот мотив Иванов использовал как этюд для центральной части картины Явление Христа народу, изображая ветви дерева над головой Иоанна Крестителя. Внимание художника привлекли несколько молодых олив, вырисовывающихся на фоне далекой равнины. Тонкоствольные, причудливо изогнутые деревья четко выступают среди кустарников и рыжеватой земли. Вдали, на горизонте еле виднеется […]...
- Самосожжение Гоголя — Илья Репин Известна картина Репина: «Самосожжение Гоголя». В конце концов каждый зритель привносит в произведение живописи нечто свое, и доказать, что именно он видит в данной картине нечто такое, чего не видят другие, невозможно. Среди профессионалов-живописцев эта картина Репина вызывает иной раз отзывы скорее скептические, а иногда даже возмущенные. Некоторые полагают, что тут налицо незаконное вторжение «литературы» […]...
- Старик и юноша, выходящие из воды. Фрагмент — Александр Иванов Картина необычайно продумана. Каждый персонаж, каждый предмет несет свой философский смысл. Вот старик и юноша, выходящие из воды — это символ юности и старости. Фигуры «дрожащих» справа — символ душевного трепета, стесненности, Божьего страха. Художник пытается передать религиозный сюжет как реальное событие. Для этого им было создано к картине более щестисот этюдов с натуры. Всех […]...
- Портрет Анны Михайловны Виельгорской — Карл Гампельн Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской и даже пытался сделать ей предложение. В издании переписки Гоголя с Виельгорскими этот эпизод освещается следующим образом: «По семейному преданию Виельгорских, в конце 1840-х годов Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне. Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого […]...
- Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения — Александр Иванов Знаменитый художник мифологических и библейских сюжетов Иванов Александр Андреевич перед созданием своей грандиозной незаконченной картины «Явление Христа народу» попробовал свои силы в написании полотна «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». И хотя эта картины была всего лишь так называемой репетицией, она все же заслуживает должного внимания. Именно благодаря ей автор получил звание академика, а картина […]...
- Явление Христа народу — Александр Иванов Картину художника Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители. Конечно, она поражает не только своими огромными размерами. Что же привлекает наше внимание? Библейский сюжет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно. Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для […]...
- Хождение по водам — Александр Иванов Известную картину «Хождение по водам» художник Иванов написал белилами в сочетании с акварелью на бумаге коричневого цвета в 1850 году. Мастер кисти решил проиллюстрировать эпизод из Библии, в котором апостол Петр с огромнейшим удивлением наблюдает, как по глади воды движется Иисус. Пребывая в полном изумлении, Петр умоляет своего Учителя смилостивиться над ним и дать возможность […]...
- Ветка — Александр Иванов Творчество Иванова не ограничивалось только библейской тематикой. Он умел очень тонко и душевно писать картины природы. Одно из таких полотен — «Ветка». На первый взгляд, в ней нет ничего особенного. Все очень просто, безыскусно. Наверное, нужно быть настоящим художником, чтобы в этой обычности разглядеть нечто, достойное запечатления. На первый план вынесена ветка дерева. Она, как […]...
- Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора — Александр Иванов Это первая большая картина, выполненная художником в восемнадцать лет. Это раннее произведение получило высокую оценку и у публики, и у руководства Академии художеств, благосклонно отозвавшегося о картине. Общество поощрения художников удостоило автора малой золотой медали. Тему картины определила Академия художеств. Иванову было предложено написать сцену на сюжет последней, двадцать четвертой песни «Илиады» Гомера. Приам — […]...
- Подножие Виковары. Камни на берегу реки — Александр Иванов Этюд — первый в большой серии «пейзажей с мальчиками», созданный Ивановым в 1850-е годы. Этюды играли прикладную, вспомогательную роль: работая над большой картиной, художник проверял и уточнял световые и пространственные соотношения фигур и пейзажа. Он стремился к сочетанию традиционных композиции и рисунка с новыми понятиями о цвете и свете. Этюд писался в Италии в окрестностях […]...
- Рабы. Фрагмент — Александр Иванов На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя — группа будущих учеников Христа, апостолов. Справа — одна из важнейших для философского понимания картины группа — раб и хозяин. Господин сидит спиной к зрителям и одевается после Крещения. Приняв новую веру, хозяин, однако, не считает нужным обратить в нее раба, поскольку думает, что это необходимо только свободнорожденным […]...
- Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающийся музыкой и пением — Александр Иванов Картина стала первым произведением, созданным Ивановым за границей и, соответственно, первым итогом соприкосновения художника с искусством античности и Ренессанса, с классической традицией европейского искусства. Три обнаженные фигуры напоминают древнегреческую скульптуру. Следуя описанию Овидия в «Метаморфозах», художник изобразил Аполлона — бога, покровителя искусств, и его юных спутников — поющего Гиацинта и Кипариса, играющего на свирели. Аполлон, […]...
- Бюст мальчика — Александр Иванов Скульптор видит перед собой не просто портретируемую модель, а создает трогательный и привлекающей своей жизненностью пленительный образ ребенка....
- Образ кающегося грешника (Н. В. Гоголь). Фрагмент картины — Александр Иванов Художник всю жизнь работал над картиной и все-таки остался ею недоволен. В 1858 году Иванов выставил картину в Академии художеств, однако успеха у публики она не имела. И лишь по прошествии много лет картина, наконец, оценена по достоинству....
- Беллерофонт отправляется в поход против Химеры — Александр Иванов Картина выполнена на сюжет античной мифологии. Беллерофонт, сын коринфского царя Главка, обладатель волшебного крылатого коня Пегаса, совершил множество подвигов. Однажды по воле ликийского правителя Иоабата он отправился в победоносный поход против трехликого чудовища Химеры. Работа была предложена Иванову как своего рода проверка после явной удачи — картины «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице […]...
- Аппиева дорога при закате солнца — Александр Иванов Иванов внимательно вглядывался в пейзажи Италии — колыбели европейской цивилизации. Здесь не только каждый камень, но и сама земля свидетель истории. Вот Аппиева дорога, которая была проложена древними римлянами в 312 г. до н. э. Подобно морщинам на лице старика, она несет следы прошедших времен и символизирует вечность. Прототипом образа странника, или путешественника, изображенного на […]...
- Образ Христа. Фрагмент картины — Александр Иванов Картина написана на библейский сюжет о иудеях, принимающих крещение на реке Иордан. В этот момент происходит чудо — к народу является Христос, чей приход. как возвещал праведный проповедник Иоанн Креститель, должен будет произвести коренной поворот в жизни человека....
- Вода и камни под Палаццуоло, близ Флоренции — Александр Иванов Почти все пейзажи Александра Андреевича Иванова связаны с работой над картиной «Явление Христа народу». Поиски ее пластически-образного решения повлекли за собой создание множества этюдов, выполненных с натуры. Вбльшая часть из них, например, «Вода и камни под Палаццуоло», посвящены изучению природы. Природу Иванов воспринимал в философско-историческом аспекте, и это отличает его пейзажные этюды от работ современных […]...
- Образ Иоанна Крестителя. Фрагмент картины — Александр Иванов В центре картины — крупно выделенная фигура Иоанна Крестителя, страстного проповедника, аскета, призывавшего народ покаяться, избавиться от грехов, чтобы приблизить Царствие Небесное. Второй центр картины — Христос. На него указывает Иоанн, к нему обращены взоры людей. Христос — это символ добра, душевной чистоты, высшей справедливости....
- Портрет А. О. Смирновой-Россет — Петр Соколов Александра Осиповна Смирнова, урожденная Россети, фрейлина двух императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны, друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых… Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи. Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мертвых душ». Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века...
- Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару — Александр Иванов Сюжет для этой картины был взят Ивановым из Библии, из Книги Бытия. Виночерпий и хлебодар — вельможи египетского фараона, были заключены в темницу, где томился Иосиф. Однажды они попросили его истолковать их сны. Иосиф предсказал виночерпию освобождение: «…Через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое». А хлебодару — смерть: «…Через […]...
- Оливковое дерево. Долина Аричча. В парке Аричча — Александр Иванов В местечке Аричча с XVII века существовал огромный парк, прилегающий к старинному дворцу Киджи. В конце XVIII века этот парк вызвал восторг великого немецкого поэта И. В. Гете. К середине XIX столетия парк был уже полностью запущен, его вековые деревья разрослись и были перевиты плющом, дорожки исчезли за кустарником и травой, а в некоторых местах […]...
- Портрет графа М. М. Сперанского — П. А. Иванов Искусство портретной миниатюры на кости достигло своего расцвета в XVIII — первой половине XIX века. Маленькие изображения — прообразы современной фотографии — были настолько популярны, что в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге даже существовал отдельный класс, где обучали этому трудоемкому ремеслу. Павел Алексеевич Иванов сначала сам учился в Академии, а после почти десять лет возглавлял […]...
- Портрет юноши в образе святого Себастьяна — Антонио Больтраффио В картине Больтраффио «Портрет юноши в образе святого Себастьяна» в полной мере воплощены ренессансные представления о человеке. В моделировке лица, оттененного дымкой прозрачной светотени, заметно влияние Леонардо да Винчи, в миланской мастерской которого Больтраффио долгое время учился и работал. На портрете изображен светский молодой человек, на христианскую историю мученичества указывает лишь стрела — атрибут святого […]...
- Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна — Александр Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна» относится к числу лучших работ художника и сценографа А. Я. Головина. На нем воспроизведена мизансцена из оперы А. Н. Серова «Юдифь». Шаляпин-Олоферн возлежит на роскошном ложе в пышно убранном шатре, держа в правой руке чашу, а левой надменным жестом указывая вперед. Композиция полотна строится по законам станковой живописи, […]...
- Портрет мужчины — Эль Греко Портрет мужчины мастер Доменико Теотокопули написал в конце его учебы в Риме. На сегодняшний день не удалось установить, кто изображен на этом портрете, существует несколько предположений. В этом произведении ясно прослеживается рост мастерства художника, прошедшего путь от византийской иконописной традиции через гуманизм Итальянского Возрождения к своему собственному глубоко индивидуальному стилю. Потому неслучайно до 1898 года, […]...
- Портрет старейших советских художников И. Павлова, В. Бакшеева, В. Бялыницкого-Бирули и В. Мешкова — Александр Герасимов А. Герасимов. Портрет старейших советских художников И. Павлова, В. Бакшеева, В. Бялыницкого-Бирули и В. Мешкова [1944] «Мой групповой портрет возник не случайно,- рассказывает автор полотна. — Уже давно я мечтал запечатлеть в живописи портреты русских советских художников старшего поколения. Мне хотелось показать их демократизм и характеризовать их как носителей тех благородных национальных реалистических традиций, которыми […]...
- Святой благоверный князь Александр Невский Почти 120 лет спустя после смерти героя Ледового побоища и битвы на Неве князя Александра Ярославича он был канонизирован. Его мощи, находящиеся во Владимире в Рождественском монастыре, были потом перенесены в Санкт-Петербург в созданную Петром I Александро-Невскую лавру. Всем памятна величественная серебряная гробница святого, сооруженная повелением Елизаветы Петровны и хранящаяся ныне в Эрмитаже. Иконография благоверного […]...
- Майская ночь (Русалки) — Иван Крамской Крамской написал картину «Майская ночь» или «Русалки» в 1871 году, по мотивам произведения Н. В. Гоголя. При создании этой картины, художнику необходимо было окунуться к мотивом украинских сказок, к их волшебным лунным ночам, заросшим прудам, а так же русалкам и ведьмам. На картине изображен берег реки. Ночь, темное время суток именно по этому люди выделяются […]...
- Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной — Василий Тропинин Елена Дмитриевна — жена знаменитого русского актера Малого театра Михаила Семеновича Щепкина. М. С. Щепкин много путешествовал по России, и его наблюдения послужили сюжетом для сочинений Гоголя, Герцена, Соллогуба....
- Марфа Посадница — Дмитриц Иванов Картина была написана по программе, данной 14 марта 1808 группе пенсионеров и учеников Императорской Академии художеств 4-го возраста. В центре композиции изображена Марфа — величественная женщина возглавлявшая борьбу Новгорода с Иваном III, героиня одной из неоконченных «дум» Рылеева. По указанию Марфы пустынник Феодосий Борецкий, ее дед, вручает Мирославу, выбранному в супруги дочери Марфы Ксении, меч […]...
- Портрет Лукаса ван Лейдена — Альбрехт Дюрер Портрет Лукаса ван Лейдена Альбрехт Дюрер написал в период наивысшего расцвета своего таланта. О виртуозном владении художника техникой, всеми инструментами и средствами рисунка говорит каждый штрих в этом произведении. Рисунок исполнен мелом и углем на бумаге, т. е. никаких исправлений и доработок. Твердой рукой гениального художника Альбрехт Дюрер сделал этот безукоризненный портрет. Он кажется цветным, […]...
- Автопортрет — Джошуа Рейнолдс Многие современники вспоминали о Рейнолдсе, как об очень застенчивом и скромном человеке. Однако скромность не помешала ему создать целую галерею собственных портретов. Самый ранний из автопортретов был написан им в юности, самый поздний — за семь лет до смерти. Удивительно, но с «орудиями труда» он изобразил себя всего один раз — на автопортрете 1749 года. […]...
- Портрет Эразма Роттердамского — Ганс Гольбейн Эразм Роттердамский — великий гуманист эпохи Возрождения — сам заказал Гансу Гольбейну Младшему два портрета. И молодой, но уже известный 25-летний портретист Ганс Гольбейн Младший блестяще справился с заказом. В этом портрете художник использует не характерный для него профильный поворот фигуры, что позволяет ему представить Эразма отрешенным от всего внешнего, земного и показать его духовный […]...
- Семья — Сергей Иванов На картине «Семья» С. В. Иванова изображен зимний пейзаж. Сельскую дорогу, по которой идут люди, замело снегом. На переднем плане произведения помещичья семья. Их наряды очень гармонично сочетаются друг с другом. Все члены семьи одеты очень ярко и празднично. Можно предположить, что сейчас Рождество. Судя по их улыбкам и гостинцу, который несет в руке бабушка, […]...
- Портрет балерины О. В. Лепешинской — Александр Герасимов Обладая безупречной техникой, Лепешинская умела в каждом образе, созданном на балетной сцене, отразить и свой собственный, живой искрометный характер. Художник застает балерину в момент репетиции. Героиня на миг замерла перед зрителем в типичном танцевальном па — она стоит на пуантах, руки опущены на балетную пачку, голова чуть повернута в сторону, словно приготовилась к следующему выходу […]...
- Портрет И. И. Бецкого — Александр Рослин Екатерина, знавшая Ивана Ивановича Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область — воспитательную. Указом 3 марта 1763 г. на него […]...
- Портрет Лоренцо Великолепного — Джорджо Вазари Архитектор, художник и первый историк итальянского искусства Джорджо Вазари писал этот портрет по заказу Алессандро Медичи спустя много лет после смерти изображенного на нем человека. Лоренцо Великолепный был внуком Козимо Старшего Медичи и сосредоточил в своих руках всю власть над Флоренцией, но в то же время покровительствовал художникам и поэтам и сам писал стихи. Время […]...
- Портрет графа Захара Григорьевича Чернышева — Александр Рослин Граф Захар Григорьевич Чернышев, генерал-фельдмаршал, в 1744 г. назначен камер-юнкером к великому князю Петру Федоровичу, которому успел внушить особое доверие. Вскоре Чернышев подвергся опале императрицы Елизаветы и переведен в армию. Во время Семилетней войны участвовал в сражении при Цорндорфе и при занятии Берлина. В 1761 г. император Петр III поручил ему командование войсками, назначенными для […]...