Сочинение по картине Святые проповедники Гурий, Самон и Авив, в раме с житием в 10 клеймах
Рама иконы, с помещенными на ней 10 клеймами жития исповедников, является иконографической редкостью.
Стройные пропорции фигур, стилизованных в духе живописи Ярославля позднего XVII в., а также характер изображения архитектуры — сближают памятник с искусством данного художественного центра. Икона в раме представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Сочинения по картинам:
- Святые Гурий, Самон и Авив Охранители домашнего очага, защитники бесправных жен от своеволия мужей, молитвенники-спасители крестьян от гибельного пьянства — такими предстают перед нами византийские святые Гурий, Самон и Авив. Отзывчивость женской выстраданной молитве позволила им занять очень важное место, особенно в крестьянском быту. Хотя почитание святых в России восходит к XIV в., наиболее ранние иконы датированы XVII в., а […]...
- Спас оплечный, в раме с 33 клеймами Господских и апостольских страстей Икона Спаса украшена окладом с мелким растительно-геометрическим орнаментом. Накладной венец украшен бирюзой. На раме в 21 клейме изображены Страсти Христовы, начиная с Тайной вечери и кончая Опечатанием гроба. Ниже -12 клейм Апостольских страданий. На полях — мученики Христофор и Вонифатий. По-видимому, число клейм — 33 — наделялось сакральным смыслом — это возраст Христа в то […]...
- Триодь Цветная Клейма: Проповедь Христа во храме, Исцеление расслабленного, Беседа Христа с женой самаритянкой у кладезя, Исцеление слепого. Икона является частью цикла Цветной триоди, который состоял из нескольких икон с подобной композицией. В церкви этот цикл мог размещаться в общем киоте горизонтального формата. В настоящее время подобные древние триодные иконы чрезвычайно редки. Колористические особенности произведения сближают его […]...
- Святые князья Борис и Глеб Святые князья Борис и Глеб представлены в богатых изысканно орнаментированных одеяниях. Техническое совершенство исполнения сочетается с безупречным чувством линии и цвета, с утонченностью образного решения. Образец столичной живописи первой трети XVII в., исполненной по аристократическому заказу. Представляет значительную художественную, историко-культурную и музейную ценность. Икона является памятником иконописи 18 века. Украшающий икону оклад выполнен профессионально и […]...
- Священномученик Харлампий, с житием в 14 клеймах В среднике представлен священномученик Харлампий, молящийся Христу, восседающему на троне в облаках. Среди всхолмленного пейзажа — фигура умершего святого; его душу, нагую фигурку, принимают ангелы, возносящиеся с нею к небесам. В облаках — представшая перед Христом душа Харлампия, в цветных одеяниях. Вокруг средника 14 клейм жития Харлампия. Икона является памятником палехской живописи начала XIX в. […]...
- Богоматерь Умиление — Произведение принадлежит к иконографическому типу Умиления. Икона довольно близка к «Умилению Ярославскому», но с рядом отличий, наиболее радикальное из которых — движение левой ручки младенца, лежащей на плече Марии. Эта деталь делает произведение редким по иконографии. Памятник представляет безусловную художественную, историко-культурную и музейную ценность....
- Богоматерь Одигитрия, типа Грузинской Нижнее поле изначальной доски значительно шире верхнего, из чего возможен вывод, что икона имела рукоять и была двустороним прецессионным образом. Иконографически она близка к типу, именуемому «Богоматерь Одигитрия Грузинская». Но от этой иконографии памятник отличает перстосложение десницы младенца и ее положение перед его ликом, — в жесте демонстрации. Младенец словно показывает этим жестом, что Он […]...
- Святой Николай с житием в 16 клеймах В среднике св. Николай Мирликийский в поясном изображении, с фигурами Христа и Богоматери из Никейского чуда. В16 клеймах представлено житие святого. Имеется ряд интересных деталей, например, изображение школы в сцене «Приведение во учение» . Икона является высокопрофессиональным произведением палехских мастеров. Представляет музейную ценность....
- Зачатие святой Анны Иконография «Зачатия св. Анны» в том варианте, который представлен данным произведением, становится популярной с конца XVI в. и получает наибольшую распространенность в первой половине — середине XVII в. Это основная группа обнимающихся Иоакима и Анны, фоном которой служат здания Иерусалима, и две сцены Благовестия, с фигурами меньшего масштаба, вверху слева — Благовестив Иоакиму, справа — […]...
- София Премудрость Божия Подобные изображения Софии Премудрости были популярны в русской иконописи XVI-XVII веков. Необычной деталью памятника являются красные ткани одеяний ангелов, которые образуют как бы пяты небесной арки. По-видимому, это результат декоративной интерпретации изображения небосвода в виде свитка, у которого видна «оборотная» сторона. Колорит иконы позволяет связывать ее с иконописью Карелии. На ее нижнем поле имеется надпись, […]...
- Иоанн Златоуст, с житием Фигура святого плотно вписана в средник. Над нею — Троица Новозаветная, в силах. Позем с круглящимся горизонтом — деталь, популярная в конце XVII и в XVIII в. В клеймах подробно представлено житие святителя. Икона принадлежит к числу лучших памятников палехской живописи XIX в., уникальна по иконографическому интересу. Представляет художественную и музейную ценность....
- Святые Флор и Лавр в образе воинов Икона является памятником древнерусской живописи второй половины XV века. Ее стиль отражает как новгородские, так и московские традиции Иконография св. Флора и Лавра в воинском облачении — уникальна. Икона представляет художественную и музейную ценность....
- Иоанн Богослов в молчании, с житием в 12 клеймах Иконы Иоанна Богослова в житии являются редкостью. Еще более редки такие житийные иконы этого святого, в среднике которых он изображается «в молчании» — с перстами, касающимися сомкнутых губ и с вдохновляющим его софийным ангелом. Икона является произведением иконописцев Ивана Иванова Богданова и Ивана Алексеева Богданова, крестьян-иконописцев из деревни Карбатово Чекуевской волости Онежского уезда. Иван Иванов […]...
- Богоматерь Днепрская, с Акафистом в 20 клеймах и святыми на полях средника В среднике Богоматерь Умиление в типе Днепрской, как бы самостоятельная икона, на полях которой изображены Антоний и Феодосии Печерские, преподобный Анисим, мученик Мина, святитель Григорий и Захария. Вокруг — 20 клейм Акафиста Богородице. Памятник живописи середины XIX в., интересный по иконографии, представляющий художественную и музейную ценность....
- Святой Николай Чудотворец, с житием в 16 клеймах Новгород. Происходит из Никольской церкви в селе Озерово Ленинградской области. Святой Николай епископ Мирликийский относится к числу наиболее почитаемых на Руси святых. Его многочисленные житийные образы сохранились в новгородском искусстве, начиная с XIV столетия. Изображение святого в среднике иконы из Озерева относится к древнему иконографическому типу, получившему в XVI в. наименование «Никола Зарайский». По сторонам […]...
- Сошествие во Ад Христос представлен в остроконечной мандорле синего и голубого цветов. Слева от Него встающие из гроба Адам и Ева, а также группа ветхозаветных персонажей, среди которых узнаваем Моисей. Справа — ветхозаветные пророки Соломон, Давид, Иоанн Предтеча, Даниил. Изображены также адская пасть, пещера с вратами и круглый красный камень. Памятник живописи начала XVII в. Представляет художественную ценность, […]...
- Чудо святого Георгия о змие, с Параскевой пятницей и Николой Чудотворцем на полях Любимый народом сюжет Чуда Георгия о змие в иконе сопровождается изображениями также наиболее почитаемых Параскевы Пятницы и Николы чудотворца. Иконографической особенностью произведения является то, что при наличии венца над головой Георгия отсутствует изображение ангела, несущего этот венец. Нимб Георгия не был изображен; иконописец лишь наметил его левый край контуром плаща святого. Георгий держит копье в […]...
- Чудо святого Георгия о змие, с 9 клеймами праздников Композиция иконы соединяет крупное изображение Чуда св. Георгия о змие и расположенные вверху и справа клейма праздников. Это Рождество Богоматери, Рождество Христово, Богоявление, Благовещение, Распятие, Воскресение, Троица Ветхозаветная, Покров Богородицы, Огненное восхождение пророка Илии». Необычное размещение клейм объясняется тем, что мастер руководствовался безошибочным чувством иерархии, согласно которому более значимые сюжеты великих праздников не могли быть […]...
- Успение Богоматери Успение Богоматери представлено со сценой отсечения архангелом рук иудею Авфонию. Христос, держащий спеленатую душу Пресвятой Девы, окружен сферой с предстоящими архангелами, с херувимами и огненным серафимом вверху. Его благословляющая десница опущена над Богородицей. Подобная деталь появляется в русской иконописи во второй половине XVII в. За сферой — красная стена города. Над нею — возносящаяся Богоматерь, […]...
- Искушение святого Антония Великого Древний фрагмент врезан в тонкую липовую доску с двумя дубовыми шпонками. В первоначальном красочном слое находятся изображение преподобного Антония Великого, лежащего на ложе лицом к горе с черной пещерой, из которой в его сторону выходят серовато-зеленые бесы и различные звероподобные существа. Икона с уникальным сюжетом, по-видимому, являлась частью житийной иконы Антония Великого. Этот святой, египтянин, […]...
- Святой Модест патриарх Иерусалимский, с 9 клеймами жития Справа — стоящий в холмистом пейзаже патриарх Модест, взор которого обращен к Троице Новозаветной, восседающей в небесах. Внизу слева — 9 клейм жития Модеста: 1. Осуждение отца св. Модеста правителем Максимианом за исповедание христианства. 2. Смерть родителей Модеста в темнице. 3. Плач Модеста над гробом родителей. 4. Явление огненного столпа при крещении Модеста. 5. Модест […]...
- Воскресение Христово, со сценой Единородный Сыне и с праздниками в 12 клеймах В среднике — Воскресение Христово, представленное как Восстание от гроба и Сошествие во ад, с Шествием праведных в рай и другими сценами. Средник венчает изображение Троицы Новозаветной, в силах. Над средником в медальоне образ «Единородный Сыне». В клеймах 15 праздников: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Богоявление», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Вознесение», […]...
- Первоверховные апостолы Петр и Павел, с деяниями в 12 клеймах В среднике представлены апостолы Петр и Павел, в рост, в молитвенном обращении к Богу-Отцу, изображенному в верху средника, в красной сфере с белыми звездами, окруженной облаками. Петр с ключом, Павел с книгой. В 12-ти клеймах — сцены их деяний. Икона является памятником живописи русского Севера второй половины XVII в. Представляет иконографический интерес, имеет художественное и […]...
- Рождество Христово Многосюжетная композиция включает в себя изображение нескольких событий, связанных с повествованием о Рождестве Христовом. Подобно многим произведениям искусства Палеха, повторяет образец XVII в. Икона является профессиональным произведением палехской живописи XIX в., представляющим художественную и музейную ценность...
- Исцеление кровоточивой жены, с Ангелом-хранителем и тремя святыми на полях Композиция на текст Евангелия от Матфея. Многолюдная сцена умело скомпонована. На полях Ангел Хранитель, Савва Звенигородский, Сергий Радонежский и мученица Ахилина. Вероятно, икона написана по обету, данному для исцеления некоей Акилины, соименная святая которой изображена на поле позади евангельской кровоточивой жены. Икона является образцом высокопрофессиональной живописи Мстеры середины XIX в., интересна по иконографии. Представляет художественную […]...
- Святые Никола Чудотворец и Евфимий Новгородский Святые в рост, в полоборота друг к другу, в молении образу Богоматери Знамение, представленному в сегменте неба. Они облачены в фелони из тканей с вписанными в круги крестами; омофоры белые. В руках каждого Евангелие. Св. Николай с непокрытой головой, св. Евфимий в белом округлом клобуке. Икона является памятником живописи XVII в., вероятно, новгородской. Имеет художественное […]...
- Богоматерь Прежде Рождества и по Рождестве Дева, со святыми на полях Многосюжетная композиция включает в себя изображение нескольких событий, связанных с повествованием о Рождестве Христовом. Подобно многим произведениям искусства Палеха, повторяет образец XVII в. Икона является профессиональным произведением палехской живописи XIX в., представляющим художественную и музейную ценность. Богоматерь изображена сидящей, с младенцем Христом на коленях, ее правая рука — в жесте, обычном для иконографии Богоматери Седмиезерской; […]...
- Архангел Гавриил, из деисусного чина Архангел изображен в рост, в повороте влево, в его левой руке мерило, в правой — красное зерцало с буквами «ХС». Хитон красный, гиматий — темно-зеленый. Нимб светло-зеленый, крылья зеленоватые с белильными разделками; фон — охра; надпись красновато-коричневая: «Архистратиг Гавриил». Памятник провинциальной живописи XVII века, представляющий художественную и музейную ценность...
- Введение Богородицы во храм В иконе уникально изображение Иерусалимского храма с отверстыми вратами и приподнятой завесой, с деревьями на фасаде символизирующими рай. Редким для своего времени является изображение профиля в круглом окне здания, стоящего слева. Композиция, рисунок и пропорции фигур, типы ликов находят ближайшие аналогии во фресках Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле 1563-1564 годов, а также в ряде […]...
- Многочастная икона. 25 клейм Композиция состоит из пяти регистров, с пятью клеймами в каждом. Их последовательность, слева направо, сверху вниз: 1. Богоматерь Ясногорская. 2. Богоматерь Неопалимая Купина. 3. Вознесение Господне. 4. Похвала Богоматери. 5. Богоматерь Утоли моя печали. 6. Богоматерь Прибавление ума. 7. Успение Богоматери. 8. Предста Царица одесную Тебя. 9. Покров. 10. Богодательница. 11. Оранта. 12. Купятицкая. 13. […]...
- Сретение Сретение Господне представлено в усложненном иконографическом варианте, получившем распространение в XVII в. На данной иконе традиционная сцена Сретения дополнена назидательным изображением грядущего спасения тех, кто уверует во Христа, и адских мук для тех, кто не примет христианства. В нижних углах — пророк Симеон за писанием пророчества, справа — ангел указует на исполнение пророчества. Вверху слева […]...
- Илья пророк в пустыне со сценами жития и Огненным восхождением Иконография обычна для XIX в. На полях изображены святые покровители семьи, заказавшей икону: Иоаким, Иоанн Златоуст, мученица Анастасия и неизвестная мученица. Памятник палехской живописи XIX в., представляющий художественную и музейную ценность....
- Страшный суд На иконе представлено мученичество 40 воинов римской армии, осужденных на смерть за исповедание христианства в Севастии около 320 г. Стояла зима. Воинов раздели и поставили в ледяные воды озера. Чтобы сломить их волю, на берегу растопили баню. Изображены 39 стоящих в воде мучеников в набедренных повязках. Слева бревенчатая баня, в которую входит один из воинов, […]...
- Явление Богоматери Сергию Радонежскому Слева на фоне архитектуры — стоящая Богоматерь, с посохом, за нею — апостолы Петр и Иоанн. Справа на фоне архитектуры — предстоящий ей преподобный Сергий, за ним — преподобный Никон. Вверху в темно-зеленой небесной сфере — изображенная монохромно Троица Ветхозаветная. На окладе имеется клеймо с датой -1875 год. Памятник является характерным произведением мастерских Троице-Сергиева монастыря, […]...
- Илья Пророк с житием — Семен Холмогорец Эта икона признается лучшей во всей русской живописи второй половины XVII века. Написана она была в год выдвижения мастера на место царского жалованного изографа. В иконах Семена Холмогорца виртуозность техники «мелочного» письма, продолжающая традиции Строгановской школы, кажется, достигает предела возможностей. Каждую деталь иконописец выписывает со скрупулезностью, сопоставимой с умением лесковского Левши, подковавшего блоху. Предстоящий перед […]...
- Воскресение Христово, со Страстным циклом и годовой минеей В среднике изображено Воскресение Христово — Восстание от гроба с Сошествием Христа во ад. В композицию включены также другие сцены, ставшие традиционными для данного сюжета с конца XVII в. Средник окружен 12-ю клеймами с сюжетами Страстей Христовых, которые, в свою очередь, окружены 12-ю более крупными клеймами, каждое из которых разделено на 4 регистра. В регистрах […]...
- Троица Ветхозаветная, со сценами Бытия Вокруг крупного изображения Святой Троицы, представленного в виде трапезы трех ангелов, даны несколько сцен Гостеприимства Авраама. Вверху — Жертвоприношение Авраама. Правее — горящие Содом и Гоморра. Стиль иконы сближает ее с произведениями мастеров Мстеры рубежа XIX — XX веков. Икона представляет художественный и музейный интерес....
- Святые Иоанн Лествичник, Георгий, Власий Новгород. Икона относится к числу ранних новгородских краснофонных икон. В ее центре представлен один из столпов монашества — преподобный Иоанн Лествичник — игумен Синайского монастыря, автор знаменитой книги наставлений «Лествицы». По сторонам от него небольшие фигуры святых: великомученика Георгия и епископа Власия Севастийского. Разномасштабность фигур святых, изображенных на иконе, свидетельствует об особом замысле создателя памятника, […]...
- Благовещение Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная подробность иконографии — велум не переброшен между зданиями, как обычно, а свешивается с шарообразного навершия башенки. Редкую конфигурацию имеет изображение неба. Колорит иконы выдает ее вологодское происхождение. Важную роль в нем играет краска индиго, положенная на зеленовато-голубую подложку, и столь же типичные для вологодской иконописи зеленая краска и коричневая […]...
- Св. Митрополит Петр с житием — Дионисий По краям иконы расположены клейма — на них изображена вся жизнь святого Митрополита, все основные события....