Сочинение по картине Святые Иоанн Лествичник, Георгий, Власий
Новгород. Икона относится к числу ранних новгородских краснофонных икон. В ее центре представлен один из столпов монашества — преподобный Иоанн Лествичник — игумен Синайского монастыря, автор знаменитой книги наставлений «Лествицы».
По сторонам от него небольшие фигуры святых: великомученика Георгия и епископа Власия Севастийского. Разномасштабность фигур святых, изображенных на иконе, свидетельствует об особом замысле создателя памятника, по-видимому, исполнявшего икону по специальному заказу.
Не исключено, что увеличенное масштабно изображение святого Иоанна Лествичника, изображенного на иконе не с традиционным свитком, а с книгой в руках, указывало на статус ее заказчика, возможно, являвшегося игуменом одного из новгородских монастырей. Монументальная фигура монаха, в несколько раз превышающая фигуры воина и святителя, свидетельствовала, что автор иконы стремился акцентировать тему монашеского подвига, подчеркнуть его превосходство над воинской доблестью и святительским служением.
Икону отличает красочность и декоративность, монументализация образов, берущая начало во фресках домонгольской Руси. Ее характерной чертой является ярко выраженное линейное начало. Оно явственно проступает в разработке складок одежд, в рельефе сосредоточенных ликов святых, усиленных белильными пробелами, в палеографии белильных надписей с их надстрочными и подстрочными значками.
Колорит иконы построен на контрасте киноварного фона с изумрудно-зелеными, ярко-желтыми, синими и красно-коричневыми тонами. Новгородская живопись, яркая по краскам, сильная и мужественная, близка по характеру к народному искусству.
Сочинения по картинам:
- Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Монголо-татарское нашествие прервало процесс развития древнерусской живописи, переживавшей в XII — начале XIII века период расцвета. Только в сохранившем независимость Новгороде продолжалась культурная жизнь. В условиях постоянных войн, при ослаблении связей с Константинополем и Южной Русью здесь формируется своеобразное, близкое народному мироощущению искусство. Композиция иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» необычна. Центральная фигура Иоанна несоизмеримо […]...
- Святые Иероним и Иоанн Креститель — Томмазо-ди-Джованни Мазаччо Одна из последних работ художника — боковая створка триптиха, изображающая Святых Иеронима и Иоанна Крестителя. Она была написана незадолго до смерти Мазаччо в Риме в 1428 году. Работам Мазаччо чужд декоративный стиль, столь распространенный з живописи начала XV века. В них, как и в произведениях его предшественника Джотто, все подчинено перспективному построению пространства и использованию […]...
- Святой Иоанн Лествичник и образ монашеского восхождения Композиция является повторением более древних образцов. Слева на фоне розового храма св. Иоанн Лествичник со свитком в руках, поучающий стоящих перед ним монахов. Ниже — группа монахов, стоящих перед лестницей, достающей до небес. По ней поднимаются монахи. Одни из них, подхваченные бесами, падают в адскую пасть, другие, охраняемые ангелами, достигают небесной сферы, где их встречают […]...
- Святые Гурий, Самон и Авив Охранители домашнего очага, защитники бесправных жен от своеволия мужей, молитвенники-спасители крестьян от гибельного пьянства — такими предстают перед нами византийские святые Гурий, Самон и Авив. Отзывчивость женской выстраданной молитве позволила им занять очень важное место, особенно в крестьянском быту. Хотя почитание святых в России восходит к XIV в., наиболее ранние иконы датированы XVII в., а […]...
- Иоанн Богослов в молчании, с житием в 12 клеймах Иконы Иоанна Богослова в житии являются редкостью. Еще более редки такие житийные иконы этого святого, в среднике которых он изображается «в молчании» — с перстами, касающимися сомкнутых губ и с вдохновляющим его софийным ангелом. Икона является произведением иконописцев Ивана Иванова Богданова и Ивана Алексеева Богданова, крестьян-иконописцев из деревни Карбатово Чекуевской волости Онежского уезда. Иван Иванов […]...
- Святые князья Борис и Глеб Святые князья Борис и Глеб представлены в богатых изысканно орнаментированных одеяниях. Техническое совершенство исполнения сочетается с безупречным чувством линии и цвета, с утонченностью образного решения. Образец столичной живописи первой трети XVII в., исполненной по аристократическому заказу. Представляет значительную художественную, историко-культурную и музейную ценность. Икона является памятником иконописи 18 века. Украшающий икону оклад выполнен профессионально и […]...
- Святые проповедники Гурий, Самон и Авив, в раме с житием в 10 клеймах Рама иконы, с помещенными на ней 10 клеймами жития исповедников, является иконографической редкостью. Стройные пропорции фигур, стилизованных в духе живописи Ярославля позднего XVII в., а также характер изображения архитектуры — сближают памятник с искусством данного художественного центра. Икона в раме представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность....
- Рождество Богоматери, с двумя святыми на полях «Рождество Богоматери» принадлежит к числу шедевров позднего иконописания. Автор иконы, вероятно, был хорошо знаком с наследием царских мастеров XVII в., которое сохранялось в многочисленных домашних молельнях. Иконописец демонстрирует удивительное мастерство в построении архитектурных фантазий, свободно варьируя их элементы. В иконе тонко связаны разновременные и разнопространственные эпизоды богородичного цикла. Молящиеся Иоаким и Анна, изображенные по краям […]...
- Иоанн Богослов и Прохор Москва. Святой Иоанн Богослов — апостол и евангелист, автор одного из четырех Евангелий, трех посланий и текста Апокалипсиса, именуемого также «Откровением» св. Иоанна Богослова. Священное Писание сообщает о его проповеди христианства в Малой Азии, за которую святой был сослан на остров Патмос. Здесь в заточении им был написан Апокалипсис — таинственная книга, наполненная множеством темных […]...
- Святой Иоанн Креститель и святая Мария Магдалина. Боковые створки из триптиха — Ганс Мемлинг В 1851 году собрание Лувра пополнилось двумя боковыми створками из триптиха Ханса Мемлинга с изображением Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Обе фигуры искусно включены в пейзаж, в их расположении господствуют симметрия и размеренный ритм, создающие ощущение возвышенного спокойствия. Идеализируя фигуры святых, Мемлинг всегда умел оставаться серьезным и торжественным. Иоанн Креститель даже в своем рубище выглядит […]...
- Богоматерь «Утоли моя печали», с четырьмя святыми на полях Почитание этого образа восходит к 1640 г., когда икона была принесена в Москву. К сожалению, первоисточник не дошел до наших дней. Повторения XVII в. также нам пока не известны. Наиболее ранним образцом является икона из московской церкви, датируемая 1773 г. Большая часть сохранившихся икон этого типа относится к XIX в. «Охранительность», выраженная в названии иконы, […]...
- Иоанн Предтеча — Дионисий Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Личное письмо в целом близко к иконе Богоматери того же иконостаса, но выполнено более плотно...
- Шестоднев В иконе оригинально изображение Субботы Всех святых, занимающее среднюю и нижнюю часть композиции. Над святыми, стоящими внизу, представлено грехопадение Адама и Евы, со сценами изгнания из рая. Над райским древом — Христос во славе, выше — Господь Саваоф в силах, им предстоят ангелы и сонмы святых. Выше — шесть дней Творения в сокращенном изображении. Икона […]...
- Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, со сценами жития В этой выразительной народной иконе интересно отметить сохранение иконографической традиции, восходящей к творчеству выдающегося мастера XVII в. Тихона Филатьева. На иконах Тихона Филатьева великий аскет и пророк изображался среди эпического пейзажа, в зеленые кущи которого тактично вплетались основные сцены жития. Мастер XIX в., сохранив в целом полюбившуюся композицию, пошел по пути графического ее упрощения. Память […]...
- Четыре клейма с изображением жития святого — ГеоргияРусская икона Содержание клейм : 1. Св. Георгия сажают на раскаленного медного быка. 2. Мучение св. Георгия на колесе. 3. Погребение святого Георгия. 4. Чудо о язычнике, стрелявшем в икону святого Георгия. Живопись обладает художественными достоинствами и имеет историко-культурное и музейное значение. Врезок является фрагментом той же иконы второй половины XVI в., которая в данном собрании представлена […]...
- Иоанн Богослов в молчании Евангелист изображен сидящим, с раскрытым Евангелием. Пальцы десницы поднесены к сомкнутым устам. За спиной Иоанна ангел с восьмиконечным «софийным» нимбом, словно нашептывающий в ухо его слова Евангелия. Икона является образцом иконографии Иоанна Богослова, излюбленной в XVIII-XIX веках, и высокопрофессионального искусства, расцветшего в XIX в. в селах Владимирской губернии. Вероятным местом ее исполнения является Палех....
- Святые Флор и Лавр в образе воинов Икона является памятником древнерусской живописи второй половины XV века. Ее стиль отражает как новгородские, так и московские традиции Иконография св. Флора и Лавра в воинском облачении — уникальна. Икона представляет художественную и музейную ценность....
- Святые Никола Чудотворец и Евфимий Новгородский Святые в рост, в полоборота друг к другу, в молении образу Богоматери Знамение, представленному в сегменте неба. Они облачены в фелони из тканей с вписанными в круги крестами; омофоры белые. В руках каждого Евангелие. Св. Николай с непокрытой головой, св. Евфимий в белом округлом клобуке. Икона является памятником живописи XVII в., вероятно, новгородской. Имеет художественное […]...
- Святые Женевьева и Аполлония — Лукас Кранах Картины Кранаха на религиозные темы и мифологические сюжеты чаще всего населены белокурыми и белотелыми красавицами. В них, то с младенцем на руках, то обнаженных, художник воспроизводил тип современных ему немецких женщин. Работа Святые Женевьева и Аполлония относится к 1506 году. Их изображения вместе с образами Святых Христины и Одилии служили внешними створками знаменитого алтаря Святой […]...
- Святые Апостолы Петр и Павел — Эль Греко Эль Греко — автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов «апостоладос» . К ним тесно примыкает эрмитажная картина «Апостолы Петр и Павел». Сопоставление в одном произведении Петра и Павла представляло особый интерес для художника. Согласно священному писанию, Павел до принятия христианства яростно преследовал приверженцев этой веры, но, приобщившись к ней, стал фанатичным ее […]...
- Введение во храм Происходит из Успенской церкви в селе Кривое Архангельской области. Икона, вероятно, являлась храмовым образом небольшой древней церкви во имя Введения Богородицы во храм. В Успенский храм Кривецкого погоста, возведенный в 1775 г., она, вероятно, попала после упразднения старой церкви вместе с другими иконами. Литературную основу сюжета иконы составляет рассказ Протоевангелия от Иакова о посвящении младенца […]...
- Святой Георгий и дракон — Рафаэль Санти Написанная на заказ картина в 1504 году для Генриха VII из Англии, Гуидо да Монтефельтро, Герцог Урбино, уполномочил Рафаэля рисовать картину Св. Георгия как подарок для Короля и поручил Бальдассаре Кастильоне, доставить ее в Англию. Св. Георгий — один из самых популярных из христианских святых и является святым заступником Англии. Он был также любимым предметом […]...
- Апостол Лука пишет образ Богородицы — Эль Греко Наряду с иконой «Успение Богородицы», «Апостол Лука пишет образ Богородицы» — одна из наиболее ранних из известных нам работ Доменико Теотокопули, известного нам под именем Эль Греко. Она была создана во время учебы в иконописной мастерской на о. Крит. Эта работа плохо сохранилась, часть краски отшелушилась, однако на некоторые участки остались неповрежденными. Фактически, утрачено лицо […]...
- Святые отшельники. Триптих — Иероним Босх Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворенные ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет «тихие» добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. […]...
- Святой Георгий и дракон — Джованни Беллини Картина Джованни Беллини «Святой Георгий и дракон». Размер картины 40 x 36 см, дерево, масло. По-видимому, около 1475 Беллини совершил путешествие вдоль побережья Адриатики, где познакомился с искусством Пьеро делла Франчески. Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» он написал композицию на тот же сюжет. В этом произведении Беллини впервые под влиянием живописи Пьеро […]...
- Преподобный Михаил Клопский и святая мученица Александра В иконе справа внизу на среднике авторская подпись с датой: «В. Гурьянов. 1912 г.». На обороте иконы чернильная печать : «Художественно-иконописная мастерская Василия Павловича Гурьянова въ Москве». Икона написана выдающимся мстерским иконописцем и реставратором рублевской «Троицы» Василием Павловичем Гурьяновым и представляет собой яркий пример церковной художественной культуры рубежа XIX и XX веков. В произведении налицо […]...
- Святой Георгий и дракон — Лукас Кранах «Святой Георгий и дракон». В христианстве святой Георгий Победоносец — один из наиболее почитаемых святых, каппадокийский воин, принявший во II в. н. э. мученическую смерть за исповедование христианства. По легенде, после смерти святой Георгий явился на землю, чтобы убить чудовищного дракона, пожиравшего людей на территории современного Ливана, что в последствии стало излюбленным сюжетом иконописцев. Картина […]...
- Радуга — Георгий Нисский Г. Г. Нисский мой любимый живописец. Его картины отражают и возвращают нас в советскую эпоху. Он очень любил воспевать городской пейзаж. Его внимание всегда привлекали высокие дома и большие мосты, все то, что человек создавал и конструировал сам. В этом художник и видел силу и возможности той эпохи, которой посвящена большая часть его работ. Картина […]...
- Святой Николай Чудотворец, с житием в 16 клеймах Новгород. Происходит из Никольской церкви в селе Озерово Ленинградской области. Святой Николай епископ Мирликийский относится к числу наиболее почитаемых на Руси святых. Его многочисленные житийные образы сохранились в новгородском искусстве, начиная с XIV столетия. Изображение святого в среднике иконы из Озерева относится к древнему иконографическому типу, получившему в XVI в. наименование «Никола Зарайский». По сторонам […]...
- Воскресение Христово с избранными святыми Один из излюбленных приемов средневековой иконописи — многорядность — связан в какой-то степени с месячными иконами. Он сохранил свое значение и в более позднее время. В данном случае произвольное, казалось бы, соединение изображенных святых и евангельских сцен в несколько рядов имеет глубокое значение, свою упорядоченность: это, скорее всего, память семейных праздников, именин, важных дат. Воскресение […]...
- Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский — Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из течений. Оригинальность манеры этого художника выражена и в представленной картине. Эль Греко изобразил на ней святого Иоанна Евангелиста, беседующего со святым Франциском. У ног Иоанна помещен его символ — орел, а в руках апостол держит […]...
- Архангел Михаил Иосиф Семенович Чириков принадлежал к мстерской элите. Его произведения и произведения его мастерской отличались виртуозностью исполнения. Недавно выявленный и поступивший в Оружейную палату складень 1899 г. с изображением многоярусного иконостаса может поразить самого искушенного зрителя: сотни миниатюрных фигурок, размер головок которых едва превышает 2-3 миллиметра, населяют композицию. Иконы выдающегося и еще недостаточно оцененного мастера иконописи […]...
- Крестный ход в Курской губернии — Илья Репин Сюжетом картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» стал крестный ход — перемещение чудодейственной иконы из одного храма в другой, сопровождающийся процессией. Однако художника интересует не священное действо, а процессия, характеры, образы. В центре толпы важно выступают сельские богачи, по краям плетутся сирые, убогие, бедные. Их старательно оттесняют жандармы, восседающие на конях. Внимание привлекает […]...
- Георгий В образе Георгия безвестный художник сумел воплотить народный идеал воинской доблести. Чуть тронуто румянцем молодое спокойное лицо. Огромные глаза смотрят открыто и прямо. В этом взгляде ощущается воля и сила. Алый плащ, схваченный бантом на правом плече, едва прикрывает стальной пластинчатый доспех. Правой рукой воин сжимает копье. Слева у пояса виден боевой меч. Икона эта […]...
- Чудо святого Георгия о змие, с Параскевой пятницей и Николой Чудотворцем на полях Любимый народом сюжет Чуда Георгия о змие в иконе сопровождается изображениями также наиболее почитаемых Параскевы Пятницы и Николы чудотворца. Иконографической особенностью произведения является то, что при наличии венца над головой Георгия отсутствует изображение ангела, несущего этот венец. Нимб Георгия не был изображен; иконописец лишь наметил его левый край контуром плаща святого. Георгий держит копье в […]...
- Богоматерь «Всех скорбящих радость» Тема покровительства и помощи Богоматери всем страждущим получила наиболее полное воплощение в этом иконографическом типе. К концу XVII в. он существовал в двух вариантах. Более распространенным стал тот, в котором Богоматерь с Младенцем на руках молится за предстоящих Ей больных, увечных, чудесно спасенных от гибели в морской пучине и от рук жестоких разбойников. Материнскому состраданию […]...
- Святой Георгий, поражающий дракона — Витторе Карпаччо Картина Витторе Карпаччо «Святой Георгий, поражающий дракона». Размер картины 180 x 226 см, холст, масло. Второй цикл картин, уже не столь большого размера также состоит из девяти частей. Лучшие из них — «Святой Георгий, поражающий дракона» и «Святой Иероним в келье». Представленная здесь работа является вторым вариантом картины «Святой Георгий, поражающий дракона». Первый написан для […]...
- Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский — Джорджоне Картина «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в первые годы 16 столетия. Точная дата написания картины неизвестна. Размер работы 92 x 133 см, холст, масло. Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику. Для некоторых исследователей живописи венецианской школы эпохи ренессанса атрибуция картины является спорной. Этот необычайный алтарный […]...
- Святой Георгий — Андреа Мантенья Андреа Мантенья входил в семью венецианских живописцев Беллини, был женат на Николозии, дочери Якопо и сестре Джентиле и Джованни. В славе и мастерстве художник вполне сравнялся со своими знаменитыми родственниками. Более того, именно его называют среди тех, кто решительным образом повлиял на венецианскую живопись конца XV века. Мантенья родился в Изола ди Картуро на Терраферме, […]...
- Георгий Победоносец — Валентин Серов По своей сути, картина «Георгий Победоносец» является иконой: сюжет, композиция, некоторые детали. Несмотря на это, Серов нарушает все канонические правила иконографии. Его работа наполнена реализмом, эмоциональностью, действием. Перед зрителем предстает канонический сюжет о победе Святого Георгия над змеем. На темном, почти черном фоне выделяется лишь конь героя, мастерски изображенный Серовым. Перед нами кульминация боя — […]...