Сочинение по картине Покров Богоматери
Новгород. Сюжет иконы основан на тексте Жития святого Андрея Юродивого и расказывает о видении ему Богородицы во Влахернской церкви в Константинополе, где, по преданию, хранилась риза Богоматери. Богородица, сопровождаемая Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей, молилась перед алтарем, а затем, сняв с себя мафорий, простерла его над стоящим в храме народом.
На создание иконной композиции, вероятно, повлиял еженедельно совершавшийся во влахернском храме обряд снятия покрова над иконой Богоматери, который был известен русским паломникам уже в XII веке. На Руси в 60-е годы XII в. при владимирском князе Андрее Боголюбском был установлен праздник Покрова, отмечавшийся 1 октября и отразивший культ ризы Богоматери.
Композиция иконы развернута на фоне многоглавого храма. Богоматерь в позе Оранты представлена в центральной апсиде, над нею два парящих архангела — Михаил и Гавриил — держат покров, над которым в миндалевидной мандорле на огненных серафимах восседает Христос. В нижнем регистре иконы на трех кафедрах изображены творец Богородичных гимнов Роман Сладкопевец, царь Лев Мудрый и патриарх Тарасий.
В правом углу иконы — свидетели видения Блаженный Андрей и его ученик Епифаний.
Сочинения по картинам:
- Рождество Богоматери, с двумя святыми на полях «Рождество Богоматери» принадлежит к числу шедевров позднего иконописания. Автор иконы, вероятно, был хорошо знаком с наследием царских мастеров XVII в., которое сохранялось в многочисленных домашних молельнях. Иконописец демонстрирует удивительное мастерство в построении архитектурных фантазий, свободно варьируя их элементы. В иконе тонко связаны разновременные и разнопространственные эпизоды богородичного цикла. Молящиеся Иоаким и Анна, изображенные по краям […]...
- Покров Над облаком, разделяющим композицию надвое, в красной овальной мандорле — Богоматерь, простершая обеими руками белый покров. Над нею в круглой красной мандорле — Христос, благословляющий обеими руками. По сторонам от Богоматери — архангелы, апостолы, святители, преподобные, мученики. Над ними — верх многоглавого храма. Под облаком, в интерьере храма, перед Царскими вратами иконостаса — св. Роман […]...
- Успение Богоматери Успение Богоматери представлено со сценой отсечения архангелом рук иудею Авфонию. Христос, держащий спеленатую душу Пресвятой Девы, окружен сферой с предстоящими архангелами, с херувимами и огненным серафимом вверху. Его благословляющая десница опущена над Богородицей. Подобная деталь появляется в русской иконописи во второй половине XVII в. За сферой — красная стена города. Над нею — возносящаяся Богоматерь, […]...
- Явление Богоматери Сергию Радонежскому Слева на фоне архитектуры — стоящая Богоматерь, с посохом, за нею — апостолы Петр и Иоанн. Справа на фоне архитектуры — предстоящий ей преподобный Сергий, за ним — преподобный Никон. Вверху в темно-зеленой небесной сфере — изображенная монохромно Троица Ветхозаветная. На окладе имеется клеймо с датой -1875 год. Памятник является характерным произведением мастерских Троице-Сергиева монастыря, […]...
- Богоматерь Неопалимая Купина, с другими образами Богоматери, праздниками и святыми В среднике — Богоматерь Неопалимая купина, в иконографическом варианте, сложившемся в России в XVI в. Вокруг 16 клейм, в которых представлены Богоматерь Казанская, Покров, Троица Новозаветная, Богоматерь Всех скорбящих радость, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Знамение, Собор архангела Михаила, Чудо св. Георгия о змие; в остальных клеймах — избранные святые. На полях — преподобные Антоний и Феодосии […]...
- Икона Богоматери Курская Коренная Икона является одним из списков с чудотворного образа «Богоматерь Знамение Курская-Коренная». Согласно преданию, эта икона, повторяющая иконографию «Новгородского Знамения», была обретена 8 сентября 1295 г. недалеко от Курска в лесу при корне дерева, поэтому икона часто называется «корейская» или «коренная». На месте обретения иконы забил родник, была поставлена часовня, а позднее основан монастырь, известный под […]...
- Святая икона Одигитрии Смоленской Богоматери — Федор Солнцев Икона Богоматери Одигитрии, местная в верхнем приделе Благовещенского собора, в честь собора Архистратига Гавриила; высотой она 1 аршин, шириной 13 вершков. Судя по рисунку и колориту, пошиб ее московских царских иконописцев. Умильное лицо Богоматери продолговатее и юнее, чем на других иконах, здесь изображенных; на челе и на правом плече ее две звезды, третья закрыта Спасителем, […]...
- Вознесение Богоматери (Ассунта) — Тициан Вечеллио Картина «Ассунта», или «Вознесение Богоматери», входит в число ранних произведений мастера, но она принесла ему наибольшую славу. Эта картина была написана им в 1516-1518 гг. для главного алтаря венецианской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, и после ее создания Тициан становится признанным мастером. Его творения вызывают народный восторг, право владеть ими оспаривают многие князья и государи, […]...
- Многочастная икона. 25 клейм Композиция состоит из пяти регистров, с пятью клеймами в каждом. Их последовательность, слева направо, сверху вниз: 1. Богоматерь Ясногорская. 2. Богоматерь Неопалимая Купина. 3. Вознесение Господне. 4. Похвала Богоматери. 5. Богоматерь Утоли моя печали. 6. Богоматерь Прибавление ума. 7. Успение Богоматери. 8. Предста Царица одесную Тебя. 9. Покров. 10. Богодательница. 11. Оранта. 12. Купятицкая. 13. […]...
- Образ святых семи чинов архангельских По Дионисию Ареопагиту, архангелы принадлежат к небесным силам, находящимся в непосредственной близости к земному миру и человеку. Возглавляет небесное воинство архангел Михаил. Его имя означает «кто, яко Бог». В зеленоватых облаках архангел Михаил стремительно обрушивается на сатану. В правой руке он сжимает древко победного знамени. Белое полотнище с красным крестом, алые пятна развевающихся облачений архангела […]...
- Рождество Богоматери — Бартоломе Эстебан Мурильо Иконография Девы, Марии у Мурильо традиционно. Но, как видно, художник не чувствовал себя стесненным строгими каноническими рамками, поскольку каждая его Дева Мария не похожа на другую. При этом все изображения Богоматери, принадлежащие его кисти, имеют общие черты — какую-то неуловимую схожесть в разрезе глаз, очертаниях носа и лба. Внимательно вглядываясь в эти лики, мы обнаруживаем, […]...
- Богоматерь «Всех скорбящих радость» Тема покровительства и помощи Богоматери всем страждущим получила наиболее полное воплощение в этом иконографическом типе. К концу XVII в. он существовал в двух вариантах. Более распространенным стал тот, в котором Богоматерь с Младенцем на руках молится за предстоящих Ей больных, увечных, чудесно спасенных от гибели в морской пучине и от рук жестоких разбойников. Материнскому состраданию […]...
- Видение св. Антонио Богоматери с Младенцем — Алонсо Кано Алонсо Кано, испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик, учился живописи в Севилье в мастерской Ф. Пачеко, а скульптуре — в мастерской X. Мартинеса Монтаньеса. В 1637 после дуэли с одним из севильских художников Кано бежал в Мадрид. Там, пользуясь поддержкой Веласкеса и покровительством первого министра двора Оливареса, Кано стал учителем рисования наследного принца Бальтасара Карлоса, но […]...
- Архангел Михаил Иосиф Семенович Чириков принадлежал к мстерской элите. Его произведения и произведения его мастерской отличались виртуозностью исполнения. Недавно выявленный и поступивший в Оружейную палату складень 1899 г. с изображением многоярусного иконостаса может поразить самого искушенного зрителя: сотни миниатюрных фигурок, размер головок которых едва превышает 2-3 миллиметра, населяют композицию. Иконы выдающегося и еще недостаточно оцененного мастера иконописи […]...
- Введение во храм Происходит из Успенской церкви в селе Кривое Архангельской области. Икона, вероятно, являлась храмовым образом небольшой древней церкви во имя Введения Богородицы во храм. В Успенский храм Кривецкого погоста, возведенный в 1775 г., она, вероятно, попала после упразднения старой церкви вместе с другими иконами. Литературную основу сюжета иконы составляет рассказ Протоевангелия от Иакова о посвящении младенца […]...
- Отрочество Богоматери — Франсиско де Сурбаран Среди блестящих живописцев XVII века Франсиско де Сурбарану принадлежит одно из первых мест. Это художник своеобразный, глубоко самобытный, творчество которого всеми корнями связано с Испанией. Сурбаран никогда не учился в Италии, подобно Рибере; ему не посчастливилось, как Веласкесу, иметь ученого наставника, жить в столице, путешествовать и общаться с выдающимися людьми современности. Уроженец Фуэнте де Кантоса, […]...
- Царь Царем (Предста Царица) Иисус Христос, представленный как Царь Царем и Великий Архиерей, восседает на троне. Ему предстоят Богоматерь в царских одеяниях и венце, Иоанн Предтеча, также в венце, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный. Ему поклоняются павшие на колени преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона является произведением мастеров иконописных сел Владимирской губернии, […]...
- Обручение Богоматери — Эль Греко Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной. В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого. Многослойная живопись, сложная по […]...
- Богоматерь Владимирская Великая хранительница российской государственности древняя чудотворная икона Богоматерь Владимирская в бесчисленных копиях и повторениях была известна во всех уголках страны. Ее благоговейно копировали Андрей Рублев, Симон Ушаков и др. Проследив максимальный ряд интерпретаций этой иконы, мы получим изумительную, неповторимую галерею образов, каждый из которых несет черты своего времени. К числу незаурядных вариантов XIX в. относится […]...
- Воскресение Христово с избранными святыми Один из излюбленных приемов средневековой иконописи — многорядность — связан в какой-то степени с месячными иконами. Он сохранил свое значение и в более позднее время. В данном случае произвольное, казалось бы, соединение изображенных святых и евангельских сцен в несколько рядов имеет глубокое значение, свою упорядоченность: это, скорее всего, память семейных праздников, именин, важных дат. Воскресение […]...
- Вознесение Богоматери — Корреджо (Антонио Аллегри) Фреска «Вознесение Богоматери», украшающая купол Пармского собора, — одна из наиболее значительных работ Корреджо. Здесь воплотились его многолетние искания в области перспективы. Зрителю, стоящему внизу, открывается головокружительное зрелище. Художнику удалось разрушить замкнутые границы архитектурного пространства и создать иллюзию бесконечного неба. Композиция фрески, состоящая, по крайней мере, из сотни полуобнаженных фигур, выглядит даже несколько перегруженной, из-за […]...
- Бегство в Египет — Якопо Бассано В Бегстве в Египет» маньеристские мотивы звучат, пожалуй еще более отчетливо, чем Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». Особенно по-пармиджаниновски решены образы Богоматери и ангела, предшествующего Святому Семейству....
- Святой Михаил и Дьявол — Рафаэль Санти Картина Рафаэля Санти «Святой Михаил и Дьявол». Размер картины 268 x 160 см, дерево, масло, перенесено на холст. На картине художником изображен классический вариант библейской главы из Откровения Иоанна Богослова или Апокалипсиса. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, […]...
- Архангел Михаил из деисусного чина — Андрей Рублев Данной работой художник будто соединил все возможные лучшие качества человека и надежды. Михаил — первый ангел по правую руку Бога всегда олицетворялся, как надежная защита человечества и его интересов. Как известно, работа над иконой происходила в тяжелое для художника время. Именно тогда в его сознании и начали зарождаться образы гармонии и процветания. И наилучшим из […]...
- Четыре клейма с изображением жития святого — ГеоргияРусская икона Содержание клейм : 1. Св. Георгия сажают на раскаленного медного быка. 2. Мучение св. Георгия на колесе. 3. Погребение святого Георгия. 4. Чудо о язычнике, стрелявшем в икону святого Георгия. Живопись обладает художественными достоинствами и имеет историко-культурное и музейное значение. Врезок является фрагментом той же иконы второй половины XVI в., которая в данном собрании представлена […]...
- Архангел Михаил — Пьетро-ди-Христофоро-Вануччи Перуджино На картине Архангел Михаил, выполненной на рубеже веков, облаченный в металлические доспехи архангел стоит к нам лицом, уверенно расставив ноги, расправив крылья и слегка опираясь одной рукой на щит с красивыми узорами. Картину уравновешивает спокойный пейзаж с чистым и светлым небом, лазурным морем на горизонте и земными просторами за спиной архангела....
- Благовещение Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная подробность иконографии — велум не переброшен между зданиями, как обычно, а свешивается с шарообразного навершия башенки. Редкую конфигурацию имеет изображение неба. Колорит иконы выдает ее вологодское происхождение. Важную роль в нем играет краска индиго, положенная на зеленовато-голубую подложку, и столь же типичные для вологодской иконописи зеленая краска и коричневая […]...
- Триодь Цветная Клейма: Проповедь Христа во храме, Исцеление расслабленного, Беседа Христа с женой самаритянкой у кладезя, Исцеление слепого. Икона является частью цикла Цветной триоди, который состоял из нескольких икон с подобной композицией. В церкви этот цикл мог размещаться в общем киоте горизонтального формата. В настоящее время подобные древние триодные иконы чрезвычайно редки. Колористические особенности произведения сближают его […]...
- Святое семейство Панчиатики — Аньоло Бронзино Бронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей. На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца Христа. Сцена представлена на фоне скал, над которыми нависают свинцовые тучи. Над крепостью, возвышающейся на скале, реет знамя с гербом заказчика картины — семейства Панчиатики....
- Портрет архиепископа Гавриила Петрова — Алексей Антропов Митрополит Гавриил родился 18 мая 1730 г. в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником. В 1753 г. П. П. Петров окончил Московскую славяно-греко-латинскую Духовную Академию, после чего в 1754 г. назначен справщиком Московской Синодальной типографии, в 1757 г.- учителем Славяно-греко-латинской Духовной Академии, в 1758 г.- учителем риторики Лаврской Троицкой Духовной Семинарии. 28 июня […]...
- Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем — Рафаэль Санти Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем была создана в Риме, но уже в период творческой зрелости художника, в 1509-1510 годах, когда он работал и над фресками. Эта небольших размеров доска содержит в себе несколько символов, которые традиционно относятся к Страстям Господним. Задумчив и прекрасен лик Богоматери, весь образ которой — само совершенство....
- Чудо святого Георгия о змие, с 9 клеймами праздников Композиция иконы соединяет крупное изображение Чуда св. Георгия о змие и расположенные вверху и справа клейма праздников. Это Рождество Богоматери, Рождество Христово, Богоявление, Благовещение, Распятие, Воскресение, Троица Ветхозаветная, Покров Богородицы, Огненное восхождение пророка Илии». Необычное размещение клейм объясняется тем, что мастер руководствовался безошибочным чувством иерархии, согласно которому более значимые сюжеты великих праздников не могли быть […]...
- Коронование Богоматери — Диего Веласкес В Священном Писании ничего не говорится о том, что после вознесения на небеса Мария была коронована. Тем не менее еще с 12 века появилась традиция и стала очень популярной воплощать эту тему в религиозном искусстве. На картине корона еще не надета на голову Девы Марии. Коронует ее Святая Троица. Мария находится между Отцом и Сыном, […]...
- Радость праведных о Господе — Виктор Васнецов Более десяти лет жизни Васнецов отдал росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. Живописец называл эту работу своим «путем к свету». Концепция росписи, созданная А. Праховым, основывалась на идее осмысления русского православия как главного проводника Руси в пространство мировой культуры. Васнецов создал около 400 эскизов и при участии помощников покрыл фресками около 2000 […]...
- Архангел Михаил — Аньоло Бронзино Анджело Бронзино «Архангел Михаил». Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, роспись потолка, размер 185 x 152 см, деталь. Роспись капеллы художник начинал, как известно, с потолка и эти первые фрески можно охарактеризовать как «более маньеристские», чем последующие, например, «Моисей иссекает воду из скалы», которая отличается виртуозной техникой и маститостью. Облик Архангела Михаила […]...
- Архангел Гавриил, из оглавного деисусного чина — Ян ван Эйк Архангел Гавриил, из оглавного деисусного чина XII век. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера. 48,8 х 38,8 х 2,8 Древнейшая икона в собрании Русского музея, один из самых ярких памятников домонгольского времени. Икона была обнаружена в хранилище, устроенном на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Первоначально она могла находиться в одном из древних храмов Новгорода или […]...
- Марс и Реея — Питер Рубенс Реея Сильвия — ВЕСТАЛКА, одна из девственниц, охраняющих вечный огонь перед статуей Афины Паллады в храме Весты. Эпизод показывает ее в храме, сопротивляющуюся просьбе Марса, поскольку она была обречена умереть, если нарушит клятву девственниц. После уступки Марсу, она родила Ромула и Рема и затем была убита...
- Битва архангела Михаила с драконом — Альбрехт Дюрер В гравюре «Битва архангела Михаила с драконом» Альбрехт Дюрер иллюстрирует главу 12 книги «Откровение» Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, […]...
- Битва архангела Михаила с сатаной (2-я пол.16-го века) — Якопо Тинторетто Архангел Михаил в Евангелии выступает как защитник. Его часто изображают борющимся с драконом, змеем, а затем и с сатаной. Вражда с сатаной началась, когда сатана, низвергнутый богом с небес, ухватился за крылья Михаила, чтобы увлечь его за собой в преисподню, однако бог спас Михаила. Эта картина дает хорошее представление о стиле Тинторетто: атакующий порыв небесных […]...
- Ангел Златые Власы Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси. Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, […]...