Сочинение по картине Иоанн Лествичник, Георгий и Власий

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий

Монголо-татарское нашествие прервало процесс развития древнерусской живописи, переживавшей в XII — начале XIII века период расцвета. Только в сохранившем независимость Новгороде продолжалась культурная жизнь.

В условиях постоянных войн, при ослаблении связей с Константинополем и Южной Русью здесь формируется своеобразное, близкое народному мироощущению искусство. Композиция иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» необычна.

Центральная фигура Иоанна несоизмеримо больше боковых — воина-великомученика Георгия и епископа Власия. Разномасштабность — типичный для средневекового искусства прием выделения иерархически главного в композиции, но при этом обычно фигуры святых, соименных заказчикам иконы, писались на полях.

Новгородский же художник помещает патрональные изображения Георгия и Власия в среднике, сближая их с главным образом и подчеркивая значимость последнего. Впечатление грандиозной физической высоты, производимое фигурой Иоанна, должно было, по замыслу создателя иконы, «возводить ум» к высоте добродетелей этого синайского игумена, описавшего в книге «Лествица» путь духовного восхождения к совершенству.

Художественный строй иконы прост, образы трактованы однозначно, не требуют углубленного созерцания, но сила их воздействия внушительна.

Неподвижные, плоские, очерченные скупым угловатым контуром фигуры словно озарены изнутри особым светом, материализованным в киноварном свечении фона. Яркие белильные движки вокруг глаз кажутся вспышками неземного света. В ликах легко узнается национальный, даже простонародный тип. В памятнике выражен высокий духовный потенциал искусства, отвечавшего вкусам демократических слоев населения «Господина Великого Новгорода»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Сочинение по картине Иоанн Лествичник, Георгий и Власий