Сочинение по картине Иоанн Богослов и Прохор
Москва. Святой Иоанн Богослов — апостол и евангелист, автор одного из четырех Евангелий, трех посланий и текста Апокалипсиса, именуемого также «Откровением» св. Иоанна Богослова.
Священное Писание сообщает о его проповеди христианства в Малой Азии, за которую святой был сослан на остров Патмос.
Здесь в заточении им был написан Апокалипсис — таинственная книга, наполненная множеством темных мест и иносказаний. В композиции «Иоанн Богослов и Прохор», получившей широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве, представлен момент работы Иоанна над текстом его сочинений. Местом действия является остров Патмос, где, внимая Божественному гласу, Иоанн диктует своему ученику Прохору богодухновенные слова. Чаще всего подобные композиции составляют выходные миниатюры Евангелий, предваряя текст Евангелия от Иоанна, что позволяет рассматривать их как изображение работы над текстом Евангелия.
На это же указывает начало надписи, вписанной в свиток Прохора: «В начале бе слово…», соответствующее тексту первой гглавы Евангелия от Иоанна.
В сравнительно раннее время аналогичные композиции появляются также на створках Царских врат среди изображений трех других евангелистов. Представляющая ныне самостоятельную икону композиция «Иоанн Богослов и Прохор», по-видимому, первоначально являлась частью Царских врат, из которых она была выпилена для продажи на антикварном рынке.
Подобные спилки с Царских врат имели широкое хождение в конце XIX — начале XX в., когда ими были буквально наводнены частные коллекции. Не исключено, что Царские врата были написаны в Москве и предназначались для одного из местных храмов.
Сочинения по картинам:
- Святой Иоанн Богослов, пишущий на Патмосе Книгу Откровения — Сандро Боттичелли Эта длинная панель из алтаря Сан Марко изображает Святого Иоанна, называемого также Богословом, в одиночестве на острове Патмос. Море окружает зеленый остров; святой сидит среди суровых обнаженных скал: эта обстановка приличествует творцу апокалипсических пророчеств, продолжающих написанное им четвертое Евангелие. Иоанн начал свой путь, когда вместе с братом Иаковом покинул свое ремесло рыболова и пошел за […]...
- Апостол Иоанн Богослов — Эль Греко Апостол Иоанн Богослов, сын Зеведея, был братом Иакова. Так же, как Петр, Андрей и Иаков, его брат, и Зеведей, их отец, рыбачил. Также слушал проповеди Иоанна Крестителя, и считался его учеником. Наряду с Петром и Иаковом, был среди первых призванных и ближайших учеников Господа, и почитался столпом церкви. В числе самых близких учеников, Иоанн присутствовал […]...
- Иоанн Богослов в молчании Евангелист изображен сидящим, с раскрытым Евангелием. Пальцы десницы поднесены к сомкнутым устам. За спиной Иоанна ангел с восьмиконечным «софийным» нимбом, словно нашептывающий в ухо его слова Евангелия. Икона является образцом иконографии Иоанна Богослова, излюбленной в XVIII-XIX веках, и высокопрофессионального искусства, расцветшего в XIX в. в селах Владимирской губернии. Вероятным местом ее исполнения является Палех....
- Святой Иоанн Богослов на острове Патмос — Иеронимус Босх Юный апостол Иоанн изображен на острове Патмос, куда его сослал император Домициан, и где он создал свое Откровение, — вероятно, эта книга и лежит у него на коленях. Его кроткий взор устремлен к представшему ему видению: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна…» . На ее появление указывает Иоанну ангел, чья тонкая фигура и […]...
- Иоанн Богослов в молчании, с житием в 12 клеймах Иконы Иоанна Богослова в житии являются редкостью. Еще более редки такие житийные иконы этого святого, в среднике которых он изображается «в молчании» — с перстами, касающимися сомкнутых губ и с вдохновляющим его софийным ангелом. Икона является произведением иконописцев Ивана Иванова Богданова и Ивана Алексеева Богданова, крестьян-иконописцев из деревни Карбатово Чекуевской волости Онежского уезда. Иван Иванов […]...
- Царь Царем (Предста Царица) Иисус Христос, представленный как Царь Царем и Великий Архиерей, восседает на троне. Ему предстоят Богоматерь в царских одеяниях и венце, Иоанн Предтеча, также в венце, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный. Ему поклоняются павшие на колени преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона является произведением мастеров иконописных сел Владимирской губернии, […]...
- Лука Евангелист, со Святыми на полях Икона является фрагментом Царских врат иконостаса, в которых она находилась на левой створке внизу. Надпись с именем евангелиста не сохранилась, но по типу лика и тексту в его книге он легко определяется как Лука. На обороте надпись почерком второй половины XIX в.: «Приписать Андрея Критского и мученицу Агрипену». Эти святые изображены на полях. Икона евангелиста […]...
- Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский — Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из течений. Оригинальность манеры этого художника выражена и в представленной картине. Эль Греко изобразил на ней святого Иоанна Евангелиста, беседующего со святым Франциском. У ног Иоанна помещен его символ — орел, а в руках апостол держит […]...
- Святой Иоанн Креститель — Леонардо-да Винчи Картина «Святой Иоанн Креститель» задумана художником в начале 1500-х годов, о чем говорит набросок ангела с поднятой рукой в позе Иоанна, приколотый к листу, датируемому примерно 1504 годом. Леонардо начал над ней работать во время своего второго пребывания в Милане и продолжил работу в Риме. Видимо, по мнению самого мастера, полотно так и не было […]...
- Иоанн Креститель — Микеланджело Меризи да Караваджо Кисти итальянского художника Караваджо Принадлежат шесть картин, запечатлевших образ Иоанна Крестителя. На одной из них — «Иоанн Креститель» — мы видим юношу, играющего с маленьким ягненком. В правой руке он держит букетик цветов, а левой бережно прижимает к себе животное. Он явно не хочет, чтобы ягненок объел эти цветы. Кажется, ничто здесь не говорит о […]...
- Св. Иоанн Евангелист на о. Патмос — Ганс Бургкмайр Ганс Бургкмайр — известный представитель немецкого Возрождения. Он родился в Аугсбурге и учился живописи у своего отца, а затем в Кольмаре у М. Шонгауэра, после чего совершенствовался в искусстве у Хольбейна Старшего и одновременно работал рисовальщиком в издательстве. Как и другие мастера немецкого Возрождения, Бургкмайр занимался не только живописью, но и графикой, гравюрой. В числе […]...
- Святой Иоанн и двадцать четыре старца — Альбрехт Дюрер Гравюра «Святой Иоанн и двадцать четыре старца» — иллюстрация к 4-й и 5-й главам книги «Откровение» Иоанна Богослова: Художник изобразил Творца и Книгу Судеб, которая пока закрыта семью печатями. Но на небесах растет гнев божий, сурово его лицо. Четкими густыми штрихами Дюрер усилил эмоциональное воздействие, передал ощущение предстоящих битв и бурь, вскоре сорвут печати и […]...
- Святой Иоанн получает книгу Откровений — Альбрехт Дюрер Гравюра «Святой Иоанн получает книгу «Откровений» — это иллюстрация к 10-й главе книги «Откровение» Иоанна Богослова: «И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах […]...
- Святой Иоанн Креститель в пустыне — Янс Синт тот Гертген Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне». Картина наполнена покоем и тишиной, свойственным самым значительным произведениям Гертгена. Среди свободно развивающегося вглубь пейзажа, с тенистыми рощами озерами и лужайками с незатейливыми лесными цветами, запечатлен погруженный в глубокое раздумье Иоанн. Облик Иоанна — нескладно скроенный простолюдин в грубом домотканом одеянии, с босыми […]...
- Святой Иоанн Лествичник и образ монашеского восхождения Композиция является повторением более древних образцов. Слева на фоне розового храма св. Иоанн Лествичник со свитком в руках, поучающий стоящих перед ним монахов. Ниже — группа монахов, стоящих перед лестницей, достающей до небес. По ней поднимаются монахи. Одни из них, подхваченные бесами, падают в адскую пасть, другие, охраняемые ангелами, достигают небесной сферы, где их встречают […]...
- Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Монголо-татарское нашествие прервало процесс развития древнерусской живописи, переживавшей в XII — начале XIII века период расцвета. Только в сохранившем независимость Новгороде продолжалась культурная жизнь. В условиях постоянных войн, при ослаблении связей с Константинополем и Южной Русью здесь формируется своеобразное, близкое народному мироощущению искусство. Композиция иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» необычна. Центральная фигура Иоанна несоизмеримо […]...
- Иоанн Креститель и Генрих фон Верль — Робер Кампен Левая створка триптиха изображает фон Верля, возносящего молитву вместе со Святым Иоанном Крестителем. . Генрих фон Верль был теологом-францисканцем. Художник изобразил его в длинной светлой комнате с деревянной ширмой, на которой висит металлическое зеркало с отражающимся в нем интерьером комнаты. За спиной каноника стоит его духовный покровитель Иоанн Креститель, одетый в алую мантию и держащий […]...
- Видение Иоанна Богослова на Патмосе — Корреджо (Антонио Аллегри) В этой грандиозной фреске воплотились две стилистические особенности творчества Корреджо. С одной стороны, она исполнена в монументальном стиле, характерном для Высокого Возрождения. С другой — в ней уже сквозят маньеристские черты, проявившиеся в утонченно-реалистическом изображении фигур и стремлении динамизировать композицию. Сцену следует интерпретировать как видение, бывшее Иоанну Богослову на острове Патмос, где он находился в […]...
- Иоанн Креститель в пустыне — Якопо Бассано Пиком» маньеристских поисков Бассано большинство современных искусствоведов считают полотно Иоанн Креститель в пустыне», 1558. Так, Дзампетти, видный исследователь творчества Бассано, видел в нем преды, за который художник не хотел или не мог переступить на полной опасностей тропе маньеризма». Действительно, упомянутая работа является одной из самых маньеристских у Бассано. Но в то же время Иоанн Креститель […]...
- Святые Иоанн Лествичник, Георгий, Власий Новгород. Икона относится к числу ранних новгородских краснофонных икон. В ее центре представлен один из столпов монашества — преподобный Иоанн Лествичник — игумен Синайского монастыря, автор знаменитой книги наставлений «Лествицы». По сторонам от него небольшие фигуры святых: великомученика Георгия и епископа Власия Севастийского. Разномасштабность фигур святых, изображенных на иконе, свидетельствует об особом замысле создателя памятника, […]...
- Иоанн Креститель в пустыне — Иероним Босх Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа, святой пророк Иоанн изображен углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей — «горнего» и «дольнего» — представляет еще один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, — победы духовного начала над греховными соблазнами мира. На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот […]...
- Святые Иероним и Иоанн Креститель — Томмазо-ди-Джованни Мазаччо Одна из последних работ художника — боковая створка триптиха, изображающая Святых Иеронима и Иоанна Крестителя. Она была написана незадолго до смерти Мазаччо в Риме в 1428 году. Работам Мазаччо чужд декоративный стиль, столь распространенный з живописи начала XV века. В них, как и в произведениях его предшественника Джотто, все подчинено перспективному построению пространства и использованию […]...
- Святой Иоанн Креститель и святая Мария Магдалина. Боковые створки из триптиха — Ганс Мемлинг В 1851 году собрание Лувра пополнилось двумя боковыми створками из триптиха Ханса Мемлинга с изображением Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Обе фигуры искусно включены в пейзаж, в их расположении господствуют симметрия и размеренный ритм, создающие ощущение возвышенного спокойствия. Идеализируя фигуры святых, Мемлинг всегда умел оставаться серьезным и торжественным. Иоанн Креститель даже в своем рубище выглядит […]...
- Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, со сценами жития В этой выразительной народной иконе интересно отметить сохранение иконографической традиции, восходящей к творчеству выдающегося мастера XVII в. Тихона Филатьева. На иконах Тихона Филатьева великий аскет и пророк изображался среди эпического пейзажа, в зеленые кущи которого тактично вплетались основные сцены жития. Мастер XIX в., сохранив в целом полюбившуюся композицию, пошел по пути графического ее упрощения. Память […]...
- Мадонна на троне, Захария, Иоанн Креститель и Мария Магдалина — Франческо Пармиджанино Картина Пармиджанино «Мадонна на троне, Захария, Иоанн Креститель и Мария Магдалина». Размер картины 73 x 60 см, дерево, масло. Ранняя слава ничуть не испортила молодого художника. Он с усердием изучал творения великих мастеров, был, как вспоминают современники, изыскан и приятен в обращении. И чрезвычайно много работал. За трудами Пармиджанино совсем не заметил, что Рим оккупировали […]...
- Мадонна, святой Стефан и Иоанн Креститель — Франческо Пармиджанино Картина Пармиджанино «Мадонна, святой Стефан и Иоанн Креститель», дерево, масло. Увлечение чисто декоративными живописными эффектами определяют и развитие гравюры маньеристического круга, в развитии которой Пармиджанино сыграл немаловажную роль. С его именем тесно связано развитие в Италии 16 века двух новых видов гравюры — офорта и цветной гравюры на дереве, привлекших маньеристов широкими возможностями живописно-декоративных решений. […]...
- Святой Иоанн Креститель — Микеланджело Меризи да Караваджо Вероятно, эта работа Караваджо была одной из трех картин, которые он взял с собой, отправившись с Мальты в Рим в надежде получить после совершенного убийства помилование от папы римского Павла V. Художник намеревался подарить эти полотна его племяннику, кардиналу Шипионе Боргезе, чтобы тот ходатайствовал за провинившегося перед понтификом. В Вечный город живописец так и не […]...
- Крещение Христа — Пьеро делла Франческа Сцена крещения была написана для аббатства Сан Джованни Баттиста в родном городе Пьеро делла Франческа Борго Сан Сеполькро, Урбино, вероятно, около 1450 г. Две центральные фигуры — Христа и Иоанна Крестителя, над которыми парит голубь, Святой Дух, — отличаются от других персонажей своей торжественной неподвижностью, подчеркивающей чрезвычайную важность происходящего. Типичные для художника геометрические пропорции и […]...
- Богоявление с евангельским сказанием об искушении Христа В центре композиции — обнаженный Христос, стоящий в водах Иордана. На Его голову возложена рука Иоанна Предтечи, изображенного слева, на берегу реки. На другом берегу — три склонившихся ангела с белыми пеленами в руках. Над Христом, в белом круге голубь — Святой Дух в восьмиконечном нимбе. В правой и левой частях композиции помещены более мелкие […]...
- Кающаяся Магдалина — Микеланджело Меризи да Караваджо У Караваджо существует целый ряд работ с образами отдельных святых. Чаще всего это святой Франциск, святой Иероним и святой Иоанн Креститель. Святого Франциска традиционно изображали в образе молящегося аскета, однако на картине Караваджо «Экстаз святого Франциска» он показан в момент обретения ран Господних на своем теле. Иероним у Караваджо — старик, пишущий книгу, а Иоанн […]...
- Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы — Микеланджело Буонарроти Единственной картиной на деревянной доске, относительно которой не возникает сомнений в авторстве Микеланджело, считается «Тондо Дони». Впрочем, в последнее время специалисты склоняются к тому, чтобы причислить к числу таких работ Микеланджело и незаконченную картину «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы». Ее принято называть «Манчестерской Мадонной», поскольку впервые она была показана широкой публике на выставке […]...
- Художественное оформление, роспись потолка — Аньоло Бронзино Фрески капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, роспись потолка, в центре: Троица, справа: Стигматизация св. Франциска, слева: св. Иоанн Евангелист на острове Патмос, наверху: Кающийся св. Иероним, внизу: Архангел Михаил Изображение Троицы в центре было добавлено только лишь в 1565 году. Первоначально был изображен герб Козимо I и Элеоноры Толедской....
- Распятие — Анджелико Фра Помимо присутствующих на этой картине Мадонны и Иоанна Богослова, распятию здесь поклоняется и святой Доминик, основатель доминиканского ордена. Это устойчивый мотив в творчестве Фра Анджелико — в евангельских сценах у него появляется зритель из другого времени. Подобные работы художника были новаторскими для своего времени, знаменуя собой новый подход к иконографии и средствам выражения. В них […]...
- Алтарь Иоанна — Ганс Бальдунг «Алтарь Иоанна» изображает сцену крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Обряд крещения проводит Иоанн Креститель в сопровождении двух ангелов. Сверху эту сцену благословляет Бог-Отец и Дух Святой в образе голубя. На боковых створках слева изображен Св. Николай справа — Св. Луис из Тузузы. Внизу и слева и справа — донаторы с фамильными гербами. В средневековой […]...
- Алтарный образ из церкви Сант-Агостино: святой Августин — Пьеро делла Франческа Заказ на алтарный образ для церкви Сант-Агостино в Сан-сеполъкро Пьеро делла Франческа получил в 1454 году. Работа над ним продолжалась до 1469 года. В первозданном виде образ до нас не дошел — он был разрушен в XVI или XVII столетии, и от него осталось лишь несколько фрагментов, которые хранятся ныне в разных музеях. Центральная панель […]...
- Алтарь двух Иоаннов. Правая створка — Ганс Мемлинг На правой створке — Иоанн Богослов на Патмосе. Изображения на капителях колонн над головами обоих святых на центральной части произведения — еще одна иллюстрация их биографий. Однако существует еще и третья тема, отраженная на заднем плане. Хотя она и включена в общее пространство картины, но относится исключительно к донаторам: монахам и монахиням при госпитале Святого […]...
- Иоанн Златоуст, с житием Фигура святого плотно вписана в средник. Над нею — Троица Новозаветная, в силах. Позем с круглящимся горизонтом — деталь, популярная в конце XVII и в XVIII в. В клеймах подробно представлено житие святителя. Икона принадлежит к числу лучших памятников палехской живописи XIX в., уникальна по иконографическому интересу. Представляет художественную и музейную ценность....
- Св. Иоанн Креститель в пустыне — Тициан Вечеллио Еще больше, чем в его картине «Мария в Храме», попытка Тициана заполнить язык цвета элементами маньеризма ясно очевидна в этой работе, нарисованной для теперь уничтоженной церкви Санта-Мария Маджоре. Пластичность фигуры, театральность позы и сила тембров тонов, все детали отражают доминирующий вкус пятого десятилетия шестнадцатого века в Венеции, которая была все более и более обеспокоена проблемами […]...
- Фресковой триптих Распятие — Пьетро-ди-Христофоро-Вануччи Перуджино Вероятно, незадолго до начала работы в Колледже дель Камбио, в 1496 году Перуджино выполнил одну из лучших своих монументальных работ — фресковой триптих Распятие. Он состоит из трех, разделенных колоннами и пилястрами и вписанных в арочное обрамление композиций: центральной — Распятие с Марией Магдалиной и двух боковых — Мадонна со Святым Бернардом и Иоанн Богослов […]...
- Воскрешение Лазаря — Хуан де Фландес Доска является частью алтаря церкви Св. Лазаря в Паленси и представляет одно из чудесных деяний Христа — воскрешение из мертвых. Этот евангельский эпизод содержится в текстах Иоанна Богослова. На глазах у зрителей Христос сотворил величайшее чудо, доказав свою двойственную природу как Сына Божьего и Сына Человеческого и утвердив свою власть над смертью. Действие разворачивается на […]...