Сочинение по картине Дионисий и мастерская — Уверение Фомы
Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. На иконе представлен один из иконографических изводов композиции праздника, отмечаемого Православной церковью в первое воскресенье после Пасхи. Сюжет восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязавшего раны Спасителя и, тем самым, уверившегося в истинности Его воскресения.
В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Иисус Христос. С двух сторон от Него компактными группами представлены 10 апостолов, уже удостоившиеся видения воскресшего Учителя, на переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его пробаденным ребрам. Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.
В композиции иконы важную роль играет принцип ритмических повторов. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется». Абрис Его согнутой в локте правой руки и линия опущенной вниз левой повторены в скосах кровли здания, очертанию архитектурной постройки слева вторит склоненная фигура Фомы, в то время как статичность группы апостолов, возглавляемых апостолом Петром, подчеркнута вертикалью архитектуры в правой части иконной плоскости.
Это композиционное построение позволяет иконописцу достичь удивительной гармонии целого, чему способствует и сдержанный немногословный колорит, построенный на изысканных цветовых сочетаниях с преобладанием нежных разбеленных тонов.
Сочинения по картинам:
- Уверение Фомы — Микеланджело Меризи да Караваджо Картина итальянского живописца Караваджо «Уверение Фомы». Размер картины 107 x 146 см, холст, масло. В своей картине Караваджо изобразил как святой Фома касается ран прошедшего через распятие Христа, дабы удостовериться в их реальности. Головы Христа и трех апостолов являются фокусом композиции. Представлен напряженный момент, когда апостолы смотрят на Святого Фому с изборожденным глубокими морщинами челом, […]...
- Неверие апостола Фомы — Рембрандт Харменс Ван Рейн Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на […]...
- Богоявление с евангельским сказанием об искушении Христа В центре композиции — обнаженный Христос, стоящий в водах Иордана. На Его голову возложена рука Иоанна Предтечи, изображенного слева, на берегу реки. На другом берегу — три склонившихся ангела с белыми пеленами в руках. Над Христом, в белом круге голубь — Святой Дух в восьмиконечном нимбе. В правой и левой частях композиции помещены более мелкие […]...
- Тайная вечеря — Якопо Бассано В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов. Бассано расширил традиционный религиозный сюжет и усилил жанровый мотив. Однако это следует рассматривать не как отход от религиозного понимания темы, но скорее как изобразительный модус, поясняющий смысл картины и являющийся в некотором роде пророческим, опережающим свое время. […]...
- Черный Даниил и мастерская Деисусный чин написан в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире на Клязьме по заказу московского князя Василия Дмитриевича. В 1775 году он был перевезен в Троицкий храм села Васильевское Шуйского уезда Владимирской губернии, отчего получил свое современное наименование: «Васильевский чин». Десять икон из этого чина ныне хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Тринадцатифигурный […]...
- Воскрешение Лазаря — Джотто В своих работах Джотто часто избирал такой тип многофигурной, композиции, где основному сюжетному действию сопутствует множество побочных эпизодов. На первый взгляд мелкие и незначительные, они в совокупности представляют собой исключительно значимый фон. Вот и здесь величие чудесного деяния Христа подчеркивают полные изумления и волнения лица всех присутствующих при воскресении Лазаря. Сюжетный драматизм достигает высшей точки […]...
- Мастерская художника — Гюстав Курбе Заканчивая работу над «Мастерской художника», Курбе делится со своим приятелем — писателем Шанфлери: «Люди, которые любят высказывать свое мнение по любому поводу и просыпаются посреди ночи со страстным желанием что-нибудь обсудить и, конечно, осудить, эти люди получат массу удовольствия, увидев мою новую картину!». Курбе не ошибся. «Мастерская художника» становится неисчерпаемым источником вдохновения для критиков. Картина […]...
- Алтарь — Ян Ван Эйк В романской базилике на троне восседает Мария с Младенцем, держащим в руках ленту с надписью «Dicite a me, quia mitis sum et humilis carde» . На левой створке показан коленопреклоненный донатор, представляемый архангелом Михаилом. Справа — святая Екатерина с ее атрибутами колесом, мечом и книгой. На обратной стороне створок в технике гризайль написано «Благовещение», Мария […]...
- Преображение Господне — Фра Беато Анджелико Э то одна из самых удивительных Фресок, которыми Фра Анджелико укарасил монастырь Сам-Марко. Она иллюстрирует важнейший евангельский сюжет. Фигура Христа и сходящее от Него сияние доминирует над всем происходящим, а руки Спасителя повторяют их положение на кресте — считается, что первым в такой позе изобразил Христа именно Фра Анджедико. Потрясенные апостолы помещены внизу, а слева […]...
- Преображение Господне — Анджелико Фра Это одна из самых удивительных фресок, которыми Фра Анджелико украсил монастырь Сан-Марко. Она иллюстрирует важнейший евангельский сюжет. Фигура Христа и исходящее от Него сияние доминируют над всем происходящим, а руки Спасителя повторяют их положение на кресте — считается, что первым в такой позе изобразил Христа именно Фра Анджелико. Потрясенные апостолы помещены внизу, а слева и […]...
- Коронование терновым венцом — Энтони Ван Дейк «Коронование терновым венцом» написано совсем еще молодым, восемнадцатилетним художником, но, тем не менее, отличается большим мастерством исполнения. В работах на религиозные темы Ван Дейк старательно ищет точные композиционные решения, позволяющие ему соединить материальную телесность со сдержанной экспрессией образов. На картине изображен Христос, окруженный своими палачами. Обнаженная по пояс фигура страждущего Спасителя выделена светом. Нижняя часть […]...
- Вознесение — Эль Греко На сороковой день после Воскресения собрались апостолы в одном доме, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он направился на гору Елеонскую. Там, благословив апостолов, он поднял руки и стал Возноситься на небо, поднимаясь все выше и выше над землей, до самых облаков… В изумлении и глубокой печали застыли апостолы, не в силах […]...
- Мастерская художника — Ян Вермеер Ян Вермеер Делфтский обладал необыкновенным даром передавать неуловимую для равнодушного глаза гармонию мира. Лучезарность бытия в его картинах достигается с помощью особой, столь необычной для голландского художественного видения, классичности композиции и палитры. Нередко мастер пользуется своеобразной точечной техникой, накладывая краску тонкими прикосновениями кисти. «Мастерская художника» — одна из последних работ Вермеера. Картина имела несколько названий: […]...
- Мадонна дель Мааре — Сандро Боттичелли Эта «Морская Мадонна», по-видимому, принадлежит к раннему периоду творчества Боттичелли, что чувствуется в некоторой жесткости поз и складок одежды, которые в его зрелых работах мягко струятся. Фигура младенца Христа, сыплющего правой рукой семена, а левой держащего породивший их плод, имеет удлиненные очертания, характерные для позднейшего, более стилизованного стиля художника. Сцена на заднем плане изображает берег […]...
- Воскресение — Эль Греко Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо, вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре. Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика — дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо. Фигура […]...
- Чистота душевная Слева изображение стоящей на луне Души чистой — девы в царском одеянии, с короной на голове, зубцы которой украшены цветами. Поодаль от нее — лев, змий и фигура диавола, отбегающего к пещере в правой части композиции, с сидящей в ней обнаженной фигуркой, олицетворяющей грешную душу. В темно-синих небесах — сидящий на престоле в раю Христос, […]...
- Рабы. Фрагмент — Александр Иванов На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя — группа будущих учеников Христа, апостолов. Справа — одна из важнейших для философского понимания картины группа — раб и хозяин. Господин сидит спиной к зрителям и одевается после Крещения. Приняв новую веру, хозяин, однако, не считает нужным обратить в нее раба, поскольку думает, что это необходимо только свободнорожденным […]...
- Явление Христа Марии Магдалине (Не прикасайся ко мне) — Тициан Вечеллио По свидетельству К. Ридольфи, картина находилась в собрании Музелли в Вероне и считалась работой Тициана. Во второй половине XVII века попала в собрание герцогов Орлеанских, где была до 1798 года, когда это собрание было распродано в Англии. Хранилась в частных английских коллекциях, в Национальной галерее — с 1856 года. Авторство картины не вызывает сомнений. Правая […]...
- Богоматерь — Дионисий Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография вцелом восходит к московской традиции. Однако ее отличает более редкий вариант рисунка одежд: уступчатая, а не острая форма спадающей справа полы мафория...
- Распятие — Дионисий Эту икону считают вершиной творчества мастера, написана в 1500 году. Икона пронизана ощущением «надмирности» происходящего: его создают певучие линии, очерчивающие удлиненные, тонкие силуэты святых. Христос, распятый на кресте, возвышается над всеми, а ангелы как бы плывут в небесном пространстве. И крест Голгофы тоже как бы царит в пространстве Вселенной. И вся икона рождает поразительный по […]...
- Иоанн Предтеча — Дионисий Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Личное письмо в целом близко к иконе Богоматери того же иконостаса, но выполнено более плотно...
- Богоматерь Одигитрия — Дионисий Она происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец сообщает, что при пожаре 1482 года эта икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, доска же ее сохранилась. И тогда Дионисию было поручено написать на той же доске икону «в тот же образ». Иконографический тип Богоматери Одигитрии был весьма почитаем на Руси. […]...
- Св. Митрополит Петр с житием — Дионисий По краям иконы расположены клейма — на них изображена вся жизнь святого Митрополита, все основные события....
- Образ Богородицы Одигитрия — Дионисий Эта икона из иконостаса собора Рождества Богородицы, написана в 1502-1503 годах. Одигитрия — значит, Путеводительница....
- Положение во гроб — Микеланджело Буонарроти «Положение во гроб» — ранняя незаконченная картина Микеланджело Буонарроти, на которой показано, как тело Христа, снятое с креста, переносится к гробу. Исследователи отмечают в этой работе некоторые противоречия с традиционной иконографией данного сюжета, которые затрудняют однозначную идентификацию персонажей. Святой Иоанн Евангелист обычно изображается в красном одеянии и с длинными волосами. Значит, здесь он — слева […]...
- Успение Богородицы — Питер Брейгель Эту картину Брейгель написал для своего близкого друга, Абрахама Ортелия, и тот был, настолько потрясен ею, что попросил Филиппа Галле сделать с этой работы гравюру, впоследствии украсившую зал общих собраний религиозного общества «Семья Любви». Любопытно, что позже картина стала собственностью Рубенса, бывшего большим поклонником брейгелевского гения. Композиция картины очень необычна. Смертное ложе Богородицы окружают здесь […]...
- Крещение Христа — Леонардо да Винчи Вклад да Винчи в создание запрестольного образа «Крещение Христа» ярко выделяется как раннее свидетельство его художественного потенциала. Мастерством он превосходит и коллег, и учителя, который всегда признавал талант своего помощника. «Крещение Христа», написанное в 1470-1472 и 1475-1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе. Это произведение […]...
- Не прикасайся! — Паоло Веронезе Библейский сюжет. Мария Магдалина, в христианских преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь всем, что имела, присутствовала на Голгофе при его кончине, была свидетельницей его погребения. После того, как минул субботний запрет на дела […]...
- Молитва в Гефсиманском саду — Корреджо (Антонио Аллегри) Невозможно переоценить роль света в произведениях Корреджо. Художник всегда придавал освещению, контрастам света и тени очень большое значение. Например, в ранней работе «Юдифь» «порывистый» свет от факела, который держит в руках служанка, подчеркивает то, что все происходит тайком, под покровом ночи. В картине «Молитва в Гефсиманском саду», 1528 свет также необычайно важен. Но здесь речь […]...
- Мастерская с мимозой — Пьер Боннар После многочисленных ударов судьбы, постигших Боннара в конце жизни, когда от него уходили в вечность дорогие и близкие ему люди, он не прекращает заниматься творчеством, оставаясь все таким же любознательным исследователем. В его работах даже становится больше света, они теплее, и насыщены свободой и жизнью. В картине «Мастерская с мимозой» пейзаж попадает в помещение художника […]...
- Мастерская художника — Анри Матисс Картина, похожая на детский рисунок — яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица, желтый коврик на полу — все это создает ощущение детской радости, когда ребенок берет любой яркий карандаш и с упоением раскрашивает свой рисунок, не задумываясь ни о сочетании цветов. ни о законах живописи....
- Мастерская художника — Адриан ван Остаде Адриан ван Остаде — знаменитый голландский мастер крестьянского жанра, прекрасный офортист и живописец. Он учился в Харлеме у Ф. Халса, испытал сильное влияние творчества своего товарища по мастерской А. Браувера. От изображения грубых гротескных кабацких сценок Остаде отошел после знакомства в 1630-х с искусством Я. ван Гойена и С. Рейсдала. Это знакомство побудило художника обратиться […]...
- Юпитер — Сальвадор Дали Статуя Юпитера создавалась по заказу короля Франции. В правой руке фигура держит молнию, а в левой — земной шар. Когда фигура Юпитера была завершена, Челлини поместил произведение в темном коридоре королевского дворца. Он приказал одному из слуг стать позади скульптуры с факелом, чтобы серебро блестело в темноте. За Юпитером было расположено несколько более традиционных скульптур […]...
- Обращение Савла — Питер Брейгель Картина «Обращение Савла» написана Питером Брейгелем маслом по дереву в 1567 году. В основе картины «Обращение Савла» широко известный библейский сюжет. Савл был единственным апостолом, призванным уже после смерти Христа. Вначале он был яростным преследователем христиан и однажды отправился в Дамаск, чтобы там арестовать нескольких из них. Он не остыл еще от пыла, с которым […]...
- Мастерская на улице Кондамин — Фредерик Базиль Несмотря на то что своим увлечением живописью Фредерик Базиль обязан работам Курбе и Делакруа, художник смог сам создать неповторимую манеру и узнаваемый стиль, который, обладая ярко выраженной индивидуальностью, тем не менее, органично вписывался в новое революционное течение — импрессионизм. Картина «Мастерская на улице Кондамин» являясь, бесспорно, одним из выдающихся работ мастера, коему творить было суждено […]...
- Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге — Алексеев Александр Картина А. Алексеева «Мастерская А. Г. Венецианова», где в большой комнате, заставленной гипсовыми слепками, завешанной живописными этюдами, несколько юношей расположились работать с натуры и рисовать с гипса. За эту картину в 1827 Алексеев был признан достойным награждения золотой медалью 2-й степени, которую получил в 1829. В 1827 картина была приобретена П. П. Свиньиным для «Русского […]...
- Павлин. Мастерская Тиффани — Джеймс Макнил Уистлер В конце XIX века изображения павлинов появляются во многих художественных произведениях. Так англо-американский художник Джеймс Макнил Уистлер в 1876 году написал павлинов на стенах столовой в лондонском доме судового магната Фредерика Лейланда. Роспись получила название «Павлинья комната». Эта работа Уистлера вызвала много толков и откликов в прессе, с которыми наверняка был знаком Уильям Брэдли. Вероятно, […]...
- Вознесение Христово Икона из праздничного ряда иконостаса. Редкой деталью иконографии является отверстое небо, принимающее в себя мандорлу с возносящимся Христом. Христос благословляет двуперстно, обеими руками. В группах апостолов лишь по две фигуры с каждой стороны изображены полностью. Их возглавляют Петр и Павел. Стиль памятника позволяет датировать его третьей четвертью XVI в. Его колористическое решение указывают на то, […]...
- Исцеление прокаженного и искушение Христа — Сандро Боттичелли В росписи художником изображены евангельские эпизоды. Иисус постился в пустыне сорок дней, под конец он испытал голод, и тогда, явившись Ему, дьявол убеждал: «Если Ты и есть Сын Божий, сделай, чтобы камни вокруг стали хлебами». На что и услышал ответ: «Не хлебом одним будет жить человек» . Во втором эпизоде дьявол уговаривал Христа броситься с […]...
- Не прикасайся ко мне! — Ганс Гольбейн На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Мария — в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения. После […]...