Сочинение по картине Чудо святого Георгия о змие, с 9 клеймами праздников
Композиция иконы соединяет крупное изображение Чуда св. Георгия о змие и расположенные вверху и справа клейма праздников. Это Рождество Богоматери, Рождество Христово, Богоявление, Благовещение, Распятие, Воскресение, Троица Ветхозаветная, Покров Богородицы, Огненное восхождение пророка Илии».
Необычное размещение клейм объясняется тем, что мастер руководствовался безошибочным чувством иерархии, согласно которому более значимые сюжеты великих праздников не могли быть размещены вокруг менее значимого сюжета, стать его обрамлением.»Чудо св. Георгия о змие» дано в уникальном варианте — в виде очень подробной иллюстрации сказания об этом чуде.
Среди изданных икон известна единственная, хотя и неполная, аналогия XVII в. в Гос. Третьяковской галерее. Особенности колорита — характерные оттенки охр, коричневых и зеленых красок, консистенция красочных смесей и сама их кладка — позволяют связывать памятник с искусством Нижнего Новгорода.
Памятник интересен как очень редкое для городов Поволжья произведение, которое может быть отнесено к эпохе правления Годунова.
Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что в Смутное время города Среднего и Нижнего Поволжья пострадали в меньшей степени, чем Москва и ближние к ней города, датировку иконы не следует ограничивать 1605 г. . Она могла быть написана и в близкие последующие годы. Иконографическая редкость, оригинальность композиции, художественные достоинства и важность иконы для изучения искусства Нижнего Новгорода и Поволжья придают ему значительную художественную, историко-культурную, научную и музейную ценность.
Сочинения по картинам:
- Чудо святого Георгия о змие, с Параскевой пятницей и Николой Чудотворцем на полях Любимый народом сюжет Чуда Георгия о змие в иконе сопровождается изображениями также наиболее почитаемых Параскевы Пятницы и Николы чудотворца. Иконографической особенностью произведения является то, что при наличии венца над головой Георгия отсутствует изображение ангела, несущего этот венец. Нимб Георгия не был изображен; иконописец лишь наметил его левый край контуром плаща святого. Георгий держит копье в […]...
- Шесть клейм из жития святого Георгия Последовательность сцен на врезке может быть прочитана по-разному. Традиционным, более отвечающим содержанию литературного Страдания св. Георгия, является следующий вариант. Начальный эпизод Страдания — в верхнем левом клейме. Это Приведение Георгия к царю, перед которым он исповедует христианскую веру. Второй эпизод — верхнее правое клеймо, в котором святого по повелению царя бьют воловьими жилами. Третий эпизод […]...
- Четыре клейма с изображением жития святого — ГеоргияРусская икона Содержание клейм : 1. Св. Георгия сажают на раскаленного медного быка. 2. Мучение св. Георгия на колесе. 3. Погребение святого Георгия. 4. Чудо о язычнике, стрелявшем в икону святого Георгия. Живопись обладает художественными достоинствами и имеет историко-культурное и музейное значение. Врезок является фрагментом той же иконы второй половины XVI в., которая в данном собрании представлена […]...
- Битва святого Георгия с драконом — Паоло Уччелло Легенда о битве святого Георгия с драконом — один из популярнейших сюжетов в истории мировой живописи. Многие художники прославляли подвиги святого, но ни одна из их работ не может сравниться с великолепной картиной Уччелло. Все элементы этой сложной композиции — благородный рыцарь, прекрасная принцесса, омерзительное чудовище, дикий пейзаж, неспокойное небо — как нельзя более гармонично […]...
- Битва святого Георгия с драконом — Рафаэль Санти Картина Рафаэля Санти «Битва святого Георгия с драконом» написана художником во Флоренции, после того как он покинул Перуджу. Размер картины 31 x 27 см, дерево, масло. В поэтической обстановке Флоренции талант Рафаэля раскрывается в полной мере. Он с увлечением изучает создания флорентийских мастеров, в особенности Леонардо и Микеланджело. С присущей ему отзывчивостью впитывает Рафаэль лучшие […]...
- Умерщвление святого Георгия — Паоло Веронезе Картина Паоло Веронезе «Умерщвление святого Георгия». Размер картины 426 x 305 см, холст, масло. Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически-изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются у него с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном. Светло-серые, лиловые, розовые, […]...
- Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям — Владимир Маковский На сюжет из русской истории. Изображаемые события происходили в сентябре 1611 на Торговой площади Нижнего Новгорода, куда нижегородцы несли пожертвования на создание ополчения, сыгравшего важную роль в освобождении Москвы в 1612 от иноземного вторжения. Ополчение возглавляли князь Дмитрий Пожарский и посадский человек Нижнего Новгорода Кузьма Минин....
- Пьета со святыми. Алтарь Святого Георгия в Ферраре — Козимо Тура Живописец Раннего Возрождения, Козимо Тура был придворным художником дома д’Эсте, герцегов Феррары. Композиция «Пиета со святыми» является частью алтаря Святого Георгия в Ферраре. Пиета — это оплакивание Христа, умершего на кресте. Непременным участником таких композиций является Богоматерь. На ее коленях распростерто бездыханное тело Сына, рядом изображены фигуры избранных святых, сопереживающих Ее горю. Здесь нет места […]...
- Чудо реликвии Святого Креста — Витторе Карпаччо Грандиозная по художественно-каноническим масштабам конца 15 века картина Витторе Карпаччо «Чудо реликвии Святого Креста». Размер картины 365 x 389 см, холст, масло. Заказчиком монументальной картины явилась школа святого Иоанна Евангелиста, одно из венецианских религиозных братств. Витторе Карпаччо вместе с Джентиле Беллини и другими венецианскими живописцами привлекался к созданию цикла росписей и картин «История реликвии» во […]...
- Чудо Святого Элигия — Сандро Боттичелли Одна из пяти панелей, написанных Боттичелли для алтаря капеллы в монастыре Сан Марко. Она выполнена в живой манере и изображает святого, который был архиепископом города Лиможа, кующим лошадиную ногу. Помимо своего божественного служения, Святой Элигий был известен как искусный кузнец, пользовавшийся восхищением и дружбой покровительствовавшего ему короля франков Дагоберта. Молва о талантах Элигия имела следствием […]...
- Спас оплечный, в раме с 33 клеймами Господских и апостольских страстей Икона Спаса украшена окладом с мелким растительно-геометрическим орнаментом. Накладной венец украшен бирюзой. На раме в 21 клейме изображены Страсти Христовы, начиная с Тайной вечери и кончая Опечатанием гроба. Ниже -12 клейм Апостольских страданий. На полях — мученики Христофор и Вонифатий. По-видимому, число клейм — 33 — наделялось сакральным смыслом — это возраст Христа в то […]...
- Чудо святого Франциска — Себастьяно Риччи Картина итальянского живописца Себастьяно Риччи «Чудо святого Франциска». Размер картины 400 x 167 см, холст, масло. Другое название картины «Святой Франциск из Паолы воскрешает дитя». Эскиз в национальной картинной галерее в Вашингтоне. С 1712 по 1716 годы Себастьяно Риччи вместе с племянником Марко работал в Лондоне. По контракту всего за 770 фунтов стерлингов, они вдвоем […]...
- Чудо Святого Марка — Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто «Чудо святого Марка». Размер картины 415 x 541 см, холст, масло. Ранние работы Тинторетто еще не пронизаны трагическим духом крушения ренессансных надежд, в них еще живет радостный оптимизм Высокого Возрождения. И все же в таких ранних вещах, как «Тайная вечеря» в церкви Санта Маркуола в Венеции, уже чувствуется тот повышенный интерес к […]...
- Воскрешение — Сошествие во Ад Редкой иконографической особенностью памятника является приподнятая левая рука Христа, в которой он держит свиток. В нимбах представлены только пророки, стоящие перед лицом Христа, что тоже встречается нечасто. Стилистическая локализация иконы затруднительна. Она принадлежит к числу тех редких произведений XVI века, в которых высокое качество исполнения сочетается с крайними формами выражения экспрессивных тенденций искусства той поры. […]...
- Чудо с драконом папы Сильвестра Святого — Масо ди Банко Слева на картине изображено чудо с драконом, а справа — воскрешение двух мужчин, убитых ядовитым драконьим дыханием. Сцена происходит в Риме, в живописной обстановке, среди развалин римского Форума. О былом величии Рима напоминают высящиеся на заднем плане огромные голые стены с пустыми проемами окон. Глубокое пространство картины разделено на три части. Слева обрушившаяся арка и […]...
- Воскресение Христово, со сценой Единородный Сыне и с праздниками в 12 клеймах В среднике — Воскресение Христово, представленное как Восстание от гроба и Сошествие во ад, с Шествием праведных в рай и другими сценами. Средник венчает изображение Троицы Новозаветной, в силах. Над средником в медальоне образ «Единородный Сыне». В клеймах 15 праздников: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Богоявление», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Вознесение», […]...
- Многочастная икона. 25 клейм Композиция состоит из пяти регистров, с пятью клеймами в каждом. Их последовательность, слева направо, сверху вниз: 1. Богоматерь Ясногорская. 2. Богоматерь Неопалимая Купина. 3. Вознесение Господне. 4. Похвала Богоматери. 5. Богоматерь Утоли моя печали. 6. Богоматерь Прибавление ума. 7. Успение Богоматери. 8. Предста Царица одесную Тебя. 9. Покров. 10. Богодательница. 11. Оранта. 12. Купятицкая. 13. […]...
- Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Монголо-татарское нашествие прервало процесс развития древнерусской живописи, переживавшей в XII — начале XIII века период расцвета. Только в сохранившем независимость Новгороде продолжалась культурная жизнь. В условиях постоянных войн, при ослаблении связей с Константинополем и Южной Русью здесь формируется своеобразное, близкое народному мироощущению искусство. Композиция иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» необычна. Центральная фигура Иоанна несоизмеримо […]...
- Святой Иаков брат Господень Надпись с именем святителя не сохранилась, но иконография — черты его лика и форма бороды подсказывают, что это Иаков брат Божий, апостол из числа семидесяти, ставший первым епископом Иерусалима, который был сыном Иосифа от первого брака и, следовательно, приходился братом Иисусу Христу по плоти. В византийском искусстве изображается в числе чтимых отцов церкви. Как творец […]...
- Искушение святого Антония Великого Древний фрагмент врезан в тонкую липовую доску с двумя дубовыми шпонками. В первоначальном красочном слое находятся изображение преподобного Антония Великого, лежащего на ложе лицом к горе с черной пещерой, из которой в его сторону выходят серовато-зеленые бесы и различные звероподобные существа. Икона с уникальным сюжетом, по-видимому, являлась частью житийной иконы Антония Великого. Этот святой, египтянин, […]...
- Богоматерь Неопалимая Купина, с другими образами Богоматери, праздниками и святыми В среднике — Богоматерь Неопалимая купина, в иконографическом варианте, сложившемся в России в XVI в. Вокруг 16 клейм, в которых представлены Богоматерь Казанская, Покров, Троица Новозаветная, Богоматерь Всех скорбящих радость, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Знамение, Собор архангела Михаила, Чудо св. Георгия о змие; в остальных клеймах — избранные святые. На полях — преподобные Антоний и Феодосии […]...
- Святой Николай, с 16 клеймами жития В среднике святой представлен в иконографии Николы Зарайского, с двумя обычными медальонами с изображениями Спаса и Богоматери вверху. Редкостью являются два медальона над поземом, слева — с полуфигурой святителя, справа — с полуфигурой мученика. Два последних изображения, очевидно, появились по воле заказчика. Редким является также клеймо 12-е, с изображением родителей, молящих Николу о спасении их […]...
- Битва св. Георгия с драконом. Ок — Витале да Болонья Эта картина — одно из трех подписанных произведений художника, шедевр зрелого периода его творчества. Она была выполнена в одно время с фресковым циклом, посвященным житию св. Магдалины, для болонской церкви Санта Мария деи Серви и первоначально относилась к алтарю болонской церкви св. Георгия. Изображение концентрируется на драматической кульминации борьбы. Скачущий на белом коне витязь как […]...
- Рождество Богоматери, с двумя святыми на полях «Рождество Богоматери» принадлежит к числу шедевров позднего иконописания. Автор иконы, вероятно, был хорошо знаком с наследием царских мастеров XVII в., которое сохранялось в многочисленных домашних молельнях. Иконописец демонстрирует удивительное мастерство в построении архитектурных фантазий, свободно варьируя их элементы. В иконе тонко связаны разновременные и разнопространственные эпизоды богородичного цикла. Молящиеся Иоаким и Анна, изображенные по краям […]...
- Святой Модест патриарх Иерусалимский, с 9 клеймами жития Справа — стоящий в холмистом пейзаже патриарх Модест, взор которого обращен к Троице Новозаветной, восседающей в небесах. Внизу слева — 9 клейм жития Модеста: 1. Осуждение отца св. Модеста правителем Максимианом за исповедание христианства. 2. Смерть родителей Модеста в темнице. 3. Плач Модеста над гробом родителей. 4. Явление огненного столпа при крещении Модеста. 5. Модест […]...
- Иконостас Успенского Собора во Владимире-Чин Праздничный — Андрей Рублев Располагавшийся над деисусом праздничный ряд, иллюстрирующий евангельские события, сохранился не полностью. Всего дошло пять икон: «Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение» , «Сретение» и «Рождество Христово» . Большинство исследователей склонны рассматривать эти памятники как произведения мастерской Андрея Рублева и Даниила Черного. Три праздничные иконы из собрания галереи исполнены разными мастерами, но их объединяют единство масштаба, композиционно-ритмические […]...
- Банкет офицеров роты св. Георгия — Франс Халс «Банкет офицеров роты св. Георгия»- написан в 1616 году, когда художнику было около тридцати лет. Этот огромный холст — первое монументальное произведение голландской живописи XVII века. Всего за несколько лет до того было заключено перемирие с испанцами, была признана фактическая независимость страны. Эпоха героической борьбы еще не отодвинулась в прошлое, гарлемские стрелки — вчерашние участники […]...
- Святые проповедники Гурий, Самон и Авив, в раме с житием в 10 клеймах Рама иконы, с помещенными на ней 10 клеймами жития исповедников, является иконографической редкостью. Стройные пропорции фигур, стилизованных в духе живописи Ярославля позднего XVII в., а также характер изображения архитектуры — сближают памятник с искусством данного художественного центра. Икона в раме представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность....
- Богоматерь Одигитрия, типа Грузинской Нижнее поле изначальной доски значительно шире верхнего, из чего возможен вывод, что икона имела рукоять и была двустороним прецессионным образом. Иконографически она близка к типу, именуемому «Богоматерь Одигитрия Грузинская». Но от этой иконографии памятник отличает перстосложение десницы младенца и ее положение перед его ликом, — в жесте демонстрации. Младенец словно показывает этим жестом, что Он […]...
- Воскресение Христово с избранными святыми Один из излюбленных приемов средневековой иконописи — многорядность — связан в какой-то степени с месячными иконами. Он сохранил свое значение и в более позднее время. В данном случае произвольное, казалось бы, соединение изображенных святых и евангельских сцен в несколько рядов имеет глубокое значение, свою упорядоченность: это, скорее всего, память семейных праздников, именин, важных дат. Воскресение […]...
- Распятие святого Петра — Микеланджело Буонарроти «Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Петр был приговорен в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам, поскольку изображенная ими […]...
- Явление Богоматери Сергию Радонежскому Слева на фоне архитектуры — стоящая Богоматерь, с посохом, за нею — апостолы Петр и Иоанн. Справа на фоне архитектуры — предстоящий ей преподобный Сергий, за ним — преподобный Никон. Вверху в темно-зеленой небесной сфере — изображенная монохромно Троица Ветхозаветная. На окладе имеется клеймо с датой -1875 год. Памятник является характерным произведением мастерских Троице-Сергиева монастыря, […]...
- Молитва святого Иеронима — Иероним Босх Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник изображается достаточно сдержанно, даже в сравнении с текстами, которые мог читать художник. Например, таким: «Ни один человек не жил столь чисто и благочестиво, как он. Однако он постоянно содрогался, он дрожал от страха. Когда он размышлял о последнем дне перед […]...
- Благовещение Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная подробность иконографии — велум не переброшен между зданиями, как обычно, а свешивается с шарообразного навершия башенки. Редкую конфигурацию имеет изображение неба. Колорит иконы выдает ее вологодское происхождение. Важную роль в нем играет краска индиго, положенная на зеленовато-голубую подложку, и столь же типичные для вологодской иконописи зеленая краска и коричневая […]...
- Триодь Цветная Клейма: Проповедь Христа во храме, Исцеление расслабленного, Беседа Христа с женой самаритянкой у кладезя, Исцеление слепого. Икона является частью цикла Цветной триоди, который состоял из нескольких икон с подобной композицией. В церкви этот цикл мог размещаться в общем киоте горизонтального формата. В настоящее время подобные древние триодные иконы чрезвычайно редки. Колористические особенности произведения сближают его […]...
- Чудо Апостола Павла на острове Мальта — Давид Тенирс Отец прославленного Давида Тенирса Младшего, Давид Тенирс Старший был малоизвестным антверпенским живописцем. В основном он писал картины на религиозные сюжеты в духе Адама Эльсхеймера. С этим немецким художником фламандец познакомился во время своего пребывания в Риме, став на всю жизнь приверженцем его искусства. Работы двух живописцев были столь похожи, что их авторство часто путали. Вот […]...
- Бегство фашистов из Новгорода — Кукрыниксы Ненависть к врагам, любовь к Родине вдохновили художников на создание картины, утверждающей в веках славу советского патриотизма. Эти же мысли руководили художниками, когда в 1944 году они приступили к созданию картины «Бегство фашистов из Новгорода» . В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу […]...
- Чудо облатки — Паоло Уччелло Эта сцена составляет часть алтарного образа, написанного Уччел-ло для церкви Святого Духа в Урбино. Известно, что мастер должен был написать весь алтарный образ, но, закончив нижние панели, он отказался от заказа, и его передали голландцу Иосу ван Вассенхове. Традиционно сцены на нижних панелях алтарного образа были тесно связаны с основной сценой, изображенной на центральной панели. […]...
- Чудо со статиром (Уплата подати) — Мазаччо Это одна из выдающихся фресок Мазаччо. Необычен сюжет ее — редко встречающееся в живописи описание сцен из новозаветной притчи о сборщике податей. Притча, о которой идет речь, входит только в Евангелие от Матфея. Апостол Матфей, как известно, и сам был мытарем, прежде чем стал одним из учеников Христа. В притче рассказывается о римском мытаре, который […]...
- Ревнивый муж (Чудо ревнивого мужа) — Тициан Вечеллио Чудо Ревнивого Мужа, фреска, выполненная итальянским мастером эпохи Возрождения Тицианом, законченная в 1511 году, как часть художественного оформления Scuola del Santo в Падуе, северная Италия. Она изображает человека, наносящего удар его жене после того, как она была несправедливо обвинена в супружеской измене. Когда человек обнаруживает правду, он просит о прощении Св. Антония, который реанимирует женщину. […]...