Сочинение по картине Богоматерь Одигитрия — Дионисий
Она происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец сообщает, что при пожаре 1482 года эта икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, доска же ее сохранилась. И тогда Дионисию было поручено написать на той же доске икону «в тот же образ». Иконографический тип Богоматери Одигитрии был весьма почитаем на Руси.
Известно, что архиепископ Суздальский Дионисий вывез из Константинополя в 1381 году две точные копии с прославленного образа Одигитрии и поместил их в своем суздальском соборе и в нижегородском соборе. Возможно, что одна из этих копий попала в Вознесенский собор. Но это могла быть и другая реплика, подобная той, которая хранится в ГТГ.
Дионисий был здесь связан тем образом, который он должен был точно повторить Лики, как обычно у Дионисия, написаны очень мягко, без резких переходов от света к тени.
Санкирь нанесен тонким слоем, подрумянка отсутствует, плави незаметно перетекают одна в другую. Это лишает лица рельефа и объема и в немалой степени способствует их дематериализации. Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния, навеяны рублевскими святыми.
Они написаны в очень тонкой миниатюрной технике, дающей хорошее представление о той манере письма мастера, в которой он работал, выполняя произведения небольшого масштаба.
Сочинения по картинам:
- Образ Богородицы Одигитрия — Дионисий Эта икона из иконостаса собора Рождества Богородицы, написана в 1502-1503 годах. Одигитрия — значит, Путеводительница....
- Богоматерь Одигитрия, типа Грузинской Нижнее поле изначальной доски значительно шире верхнего, из чего возможен вывод, что икона имела рукоять и была двустороним прецессионным образом. Иконографически она близка к типу, именуемому «Богоматерь Одигитрия Грузинская». Но от этой иконографии памятник отличает перстосложение десницы младенца и ее положение перед его ликом, — в жесте демонстрации. Младенец словно показывает этим жестом, что Он […]...
- Богоматерь — Дионисий Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография вцелом восходит к московской традиции. Однако ее отличает более редкий вариант рисунка одежд: уступчатая, а не острая форма спадающей справа полы мафория...
- Богоматерь Казанская Чудотворный образ Богоматери Казанской был явлен в 1579 г. Принесенная в церковь Николы Тульского, она прославилась многими чудесами, которые описаны митрополитом Гермогеном. В 1612 г. икона находилась при войске князя Дмитрия Пожарского, вдохновляя русских воинов на борьбу с поляками. Возможно, казанцы прислали в Москву список с чудотворной. Последующие сведения о чудотворном образе противоречивы. По одним […]...
- Богоматерь — Андрей Рублев В деисусном чине Рублева в Успенском соборе образ юной Богоматери в темном одеянии необычно лаконичен и покоряет строгой благородной красотой. В законченности, отчетливости силуэта сказались особенности творчества Рублева. Иначе писали Богоматерь византийские художники. В подобном чине Высоцкого монастыря в Серпухове в ее облике они выразили трагическое начало. Богоматерь не такая юная, как у Рублева, и […]...
- Распятие — Дионисий Эту икону считают вершиной творчества мастера, написана в 1500 году. Икона пронизана ощущением «надмирности» происходящего: его создают певучие линии, очерчивающие удлиненные, тонкие силуэты святых. Христос, распятый на кресте, возвышается над всеми, а ангелы как бы плывут в небесном пространстве. И крест Голгофы тоже как бы царит в пространстве Вселенной. И вся икона рождает поразительный по […]...
- Иоанн Предтеча — Дионисий Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Личное письмо в целом близко к иконе Богоматери того же иконостаса, но выполнено более плотно...
- Св. Митрополит Петр с житием — Дионисий По краям иконы расположены клейма — на них изображена вся жизнь святого Митрополита, все основные события....
- Святая икона Одигитрии Смоленской Богоматери — Федор Солнцев Икона Богоматери Одигитрии, местная в верхнем приделе Благовещенского собора, в честь собора Архистратига Гавриила; высотой она 1 аршин, шириной 13 вершков. Судя по рисунку и колориту, пошиб ее московских царских иконописцев. Умильное лицо Богоматери продолговатее и юнее, чем на других иконах, здесь изображенных; на челе и на правом плече ее две звезды, третья закрыта Спасителем, […]...
- Дионисий и мастерская — Уверение Фомы Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. На иконе представлен один из иконографических изводов композиции праздника, отмечаемого Православной церковью в первое воскресенье после Пасхи. Сюжет восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязавшего раны Спасителя и, тем самым, уверившегося в истинности Его воскресения. В соответствии […]...
- Богоматерь с Младенцем на троне в окружении ангелов — Ченни Ди Пепо Уникальные произведения раннего Возрождения представлены в Лувре с удивительной полнотой. Собрал эту бесценную коллекцию директор Музея Наполеона, так тогда назывался Лувр, барон Виван-Денон. После падения Наполеона комиссия, призванная возвратить тосканские картины в Италию, их не востребовала. Одной из жемчужин этой коллекции был алтарный образ из церкви Сан-Франческо в Пизе с изображением Богоматери на троне с […]...
- Богоматерь Владимирская Великая хранительница российской государственности древняя чудотворная икона Богоматерь Владимирская в бесчисленных копиях и повторениях была известна во всех уголках страны. Ее благоговейно копировали Андрей Рублев, Симон Ушаков и др. Проследив максимальный ряд интерпретаций этой иконы, мы получим изумительную, неповторимую галерею образов, каждый из которых несет черты своего времени. К числу незаурядных вариантов XIX в. относится […]...
- Казанская Богоматерь Иконография традиционная: Богоматерь изображена погрудно, ее голова склонена Младенцу, прямо стоящему по ее левую руку. Правой Младенец благословляет, левая опущена. Христос в одеждах охряного цвета, отмеченных ассистом. Памятник древнерусской живописи XVII века, имеющий музейное значение...
- Богоматерь Умиление — Произведение принадлежит к иконографическому типу Умиления. Икона довольно близка к «Умилению Ярославскому», но с рядом отличий, наиболее радикальное из которых — движение левой ручки младенца, лежащей на плече Марии. Эта деталь делает произведение редким по иконографии. Памятник представляет безусловную художественную, историко-культурную и музейную ценность....
- Богоматерь «Всех скорбящих радость» Тема покровительства и помощи Богоматери всем страждущим получила наиболее полное воплощение в этом иконографическом типе. К концу XVII в. он существовал в двух вариантах. Более распространенным стал тот, в котором Богоматерь с Младенцем на руках молится за предстоящих Ей больных, увечных, чудесно спасенных от гибели в морской пучине и от рук жестоких разбойников. Материнскому состраданию […]...
- Богоматерь с Младенцем на троне в храме — Ян ван Эйк Это небольшое по размерам произведение — подлинный шедевр нидерландского искусства XV века. В центральной части триптиха — Дева Мария с Младенцем в роскошном интерьере готического собора, восседающая на великолепном резном троне между двумя рядами разноцветных колонн из яшмы и мрамора. Левая створка изображает Архангела Михаила, облаченного в кольчугу и вооруженного щитом, копьем и мечом. Он […]...
- Богоматерь с младенцем — Орест Кипренский Во времена Кипренского предполагалось, что живописцы, получившие серьезное академическое образование, должны испытывать влечение к религиозной живописи. Тому вроде бы способствовало и равнение на старых мастеров, во многом реализовывавших свой гений именно в области религиозного искусства. От «равнения» на старых мастеров Кипренский никогда не отказывался, занимаясь копированием их произведений, — об этом свидетельствует представленная вверху «Богоматерь […]...
- Богоматерь с младенцем — Ганс Бальдунг Картина «Богоматерь с младенцем» написана в поздний период творчества художника и она отличается от его ранних композиций прежде всего отсутствием декоративных деталей и сдержанной цветовой гаммой. На темном фоне молодая прекрасная женщина, уже покормившая младенца, глубоко задумалась, а малыш спокойно уснул. На ее лице нет печали, но черный фон вызывает предчувствии тревоги. Мадонна изображена как […]...
- Богоматерь с Младенцем — Михаил Врубель К евангельским сюжетам Врубель впервые обратился во время учебы в Академии художеств. Переезд в Киев — по приглашению искусствоведа А. Прахова — для реставрационных работ в Кирилловской церкви и оформления Владимирского собора стал судьбоносным. Труды в киевских храмах помогли творческой самоидентификации художника. Помимо реставрации, он выполнил для Кирилловской церкви несколько композиций взамен утраченных, написал икону […]...
- Богоматерь с младенцем — Наталья Гончарова Картина выполнена в духе русской иконографии. Художница пользовалась традиционными схемами и приемами, и в то же время ее не сковывали никакие рамки. Богоматерь изображена в желтых одеждах с коричневыми складками. На ее левой руке сидит младенец, которого она придерживает правой. Вопреки православным традициям, ребенок не смотрит ни на нее, ни на зрителя. Простой синий фон […]...
- Богоматерь Аравийская (Арапетская, или «О, Всепетая Мати») По церковному преданию икона была явлена во время служения апостола Фомы в Аравии. Образ Богоматери полон простодушного обаяния. Край ее «муарового» мафория украшен каймой с текстом славословящего гимна. Глава Марии увенчана сказочной царской короной. На ее плечах и челе вместо привычных звездиц — символов девства — изображены медальоны с головами ангелов — отзвуки античных камей. […]...
- Богоматерь «Утоли моя печали», с четырьмя святыми на полях Почитание этого образа восходит к 1640 г., когда икона была принесена в Москву. К сожалению, первоисточник не дошел до наших дней. Повторения XVII в. также нам пока не известны. Наиболее ранним образцом является икона из московской церкви, датируемая 1773 г. Большая часть сохранившихся икон этого типа относится к XIX в. «Охранительность», выраженная в названии иконы, […]...
- Богоматерь Неопалимая Купина, с другими образами Богоматери, праздниками и святыми В среднике — Богоматерь Неопалимая купина, в иконографическом варианте, сложившемся в России в XVI в. Вокруг 16 клейм, в которых представлены Богоматерь Казанская, Покров, Троица Новозаветная, Богоматерь Всех скорбящих радость, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Знамение, Собор архангела Михаила, Чудо св. Георгия о змие; в остальных клеймах — избранные святые. На полях — преподобные Антоний и Феодосии […]...
- Богоматерь Прежде Рождества и по Рождестве Дева, со святыми на полях Многосюжетная композиция включает в себя изображение нескольких событий, связанных с повествованием о Рождестве Христовом. Подобно многим произведениям искусства Палеха, повторяет образец XVII в. Икона является профессиональным произведением палехской живописи XIX в., представляющим художественную и музейную ценность. Богоматерь изображена сидящей, с младенцем Христом на коленях, ее правая рука — в жесте, обычном для иконографии Богоматери Седмиезерской; […]...
- Богоматерь Днепрская, с Акафистом в 20 клеймах и святыми на полях средника В среднике Богоматерь Умиление в типе Днепрской, как бы самостоятельная икона, на полях которой изображены Антоний и Феодосии Печерские, преподобный Анисим, мученик Мина, святитель Григорий и Захария. Вокруг — 20 клейм Акафиста Богородице. Памятник живописи середины XIX в., интересный по иконографии, представляющий художественную и музейную ценность....
- В Успенском соборе — Василий Верещагин Художник-баталист Василий Васильевич Верещагин многими своими картинами раскрывает нам глаза на военное время. Казалось бы, мы много знаем с истории, слышали рассказы старых людей, но никогда не видели отдельные эпизоды, от которых просто мурашки по коже. Именно эту возможность предоставляет нам Василий Верещагин. Его картина «В Успенском соборе» рассказывает не про военное действие, а про […]...
- Аллея в парке Сент — Джей — Томас Гейнсборо Это парк, по аллее которого гуляют роскошно одетые, модные, красивые и не очень, молодые и не очень, женщины и, конечно же, мужчины. Но все же в основном здесь женщины. Скорее всего, они пришли сюда пообщаться, встретить знакомых. Может, кто-то пришел посмотреть, кто в чем одет, каковы новинки моды? А кто-то себя показать. Здесь делятся новостями. […]...
- Письмо вслух — Эжен де Блаас Многие ли из молодых сегодня знают, что такое эпистолярный жанр? А если и знают, то часто ли практикуются в нем? Все-таки письма от руки стали днем вчерашним как-то незаметно и, увы, скорей всего, навсегда. Все эти sms-ки, «аськи», Skype, конечно, технически гораздо совершеннее, но душевности и теплоты в наше общение не добавляют. А ведь классики […]...
- Березовая роща — Исаак Левитан Эту картину, художник начал рисовать в 1885 году, а закончил в 1889 году, когда был в Плесе на Волге. Эта картина отражает, насколько художник талантлив и умен. Левитан славится своими пейзажами, а «Березовая роща» одна из моих любимейших картин. Мы видим перед собой лес, в котором растут березки. Реалистично Левитан играет со светом, показывая нам […]...
- Апостол Лука пишет образ Богородицы — Эль Греко Наряду с иконой «Успение Богородицы», «Апостол Лука пишет образ Богородицы» — одна из наиболее ранних из известных нам работ Доменико Теотокопули, известного нам под именем Эль Греко. Она была создана во время учебы в иконописной мастерской на о. Крит. Эта работа плохо сохранилась, часть краски отшелушилась, однако на некоторые участки остались неповрежденными. Фактически, утрачено лицо […]...
- Красная башня — Джорджо де Кирико Де Кирико — поэт города, но города очень странного. Совершенно очевидно, что образы его городских пейзажей имеют какое-то личное значение для художника, с навязчивым постоянством вновь и вновь возвращающегося к ним. На картине «Меланхолия и тайна улицы», 1914 мы видим характерные аркады строений, уводящих улицу в бесконечность. Длинные резкие тени создают тревожную атмосферу. Необычной для […]...
- Поющие мальчики — Франс Халс Хальсу был дан особый дар изображать детей. О детях самого Хальса его современник Ханс Хоубракен писал, что они «отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку». Вполне вероятно, что на картине «Поющие мальчики» Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для «Поющей девочки», ок. 1626 послужила одна из его дочерей. Чаще всего детские портреты становились у […]...
- Пейзаж с руинами замка и церковью — Якоб ван Рейсдал Этот пейзаж — один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Художник часто писал панорамные виды, но попытки исследователей установить точные места их создания всякий раз терпели неудачу. В конце концов, выяснилось, что все панорамные виды Рейсдала можно назвать полуфантастическими. Он, отталкиваясь от видов, встречавшихся ему в окрестностях Харлема, соединял их отдельные элементы в композиции, […]...
- Георгий В образе Георгия безвестный художник сумел воплотить народный идеал воинской доблести. Чуть тронуто румянцем молодое спокойное лицо. Огромные глаза смотрят открыто и прямо. В этом взгляде ощущается воля и сила. Алый плащ, схваченный бантом на правом плече, едва прикрывает стальной пластинчатый доспех. Правой рукой воин сжимает копье. Слева у пояса виден боевой меч. Икона эта […]...
- Мадонна с гвоздикой — Альбрехт Дюрер «Мадонна с гвоздикой» — одна из самых проникновенных и лирических картин великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Мадонна изображена на темно-зеленом фоне. Белыми штрихами обозначено сияние — нимб вокруг головы Богоматери. Она задумчива и погружена в себя. Взгляд устремлен вдаль, в неведомое, но очень тревожное будущее… Младенец Христос тоже очень серьезен и грустен. Он сжимает в […]...
- Посадка на галеры — Алессандро Маньяско Итальянский живописец Алессандро Маньяско учился у своего отца. Он работал в основном в Генуе и Милане, писал картины на религиозные и мифологические темы, а также жанровые произведения. На творчество художника оказало большое влияние искусство С. Роза, Ж. Калло, мастеров Генуэзской школы. Несмотря на это, живопись Маньяско наполнена индивидуальностью, что сказывается как в манере письма, так […]...
- Страшный суд — Ян ван Эйк Помимо «Гентского алтаря», существует еще ряд картин, которые приписывают либо Яну ван Эйку, либо его брату Хуберту. В целом эти вещи очень похожи по стилю на работы, для которых авторство Яна ван Эйка неопровержимо доказано, но с двумя поправками — во-первых, они менее изысканны по композиции, а во-вторых, демонстрируют некоторую неуверенность автора в изображении фигур […]...
- Св. Себастьян и святые жены — Жорж де Ла Тур Жорж де Ла Тур — известный французский живо писец, писавший свои произведения в жанре «живописи пеального мира». Для творчества этого художника характерны огромное разнообразие образов, прекрасный колорит, способность в жанровой живописи изобразить величественные и важные фигуры. В начале своего творческого пути Жорж де Ла Тур примыкал к направлению караваджи-стов, творивших в первой половине XVTI в. […]...
- Автопортрет V — Винсент Ван Гог Ван Гог непрестанно совершенствовал свое искусство. Самым лучшим средством для этого он считал написание автопортретов. Он писал брату, что если ему удастся научиться с достаточной точностью рисовать себя, то он сможет без труда рисовать других людей. В большинстве случаев, рисуя автопортреты, Ван Гог не ставил перед собой цели создать серьезное произведение. Многие из них написаны […]...
- Храм Рождества Богородицы. Звенигород — Станислав Жуковский Русский пейзаж рубежа XIX-XX веков в творчестве передвижников получил две линии развития. Одна была связана с академическим направлением видового пейзажа и отличалась сухостью и гладкостью письма, другая ветвь, которую вслед за Левитаном, Саврасовым, Поленовым подхватили художники младшего поколения — Туржанский, Петровичев, Виноградов, исповедовала лирико-философский пейзаж. Эту линию отличала чуткая передача в образах природы эмоциональных переживаний […]...