Сочинение по картине Дева Мария в гроте — Леонардо да Винчи
Мария, в темной синей одежды, сидит или стоит на коленях, почти в центре группы. Она пристально и мягко смотрит на просящего Иоанна, правой рукой обнимая его за плечи, в то время как, ее левая рука поднята защищающе над Иисусом. Ангел пристально глядит из картины с тихой улыбкой, устанавливая контакт со зрителем. Правой рукой, поскольку ангел — хранитель Иоанна, ангел указывает на него, а левой — он поддерживает младенца Иисуса, который смотрит на Иоанна, поднимая одну руку в благословении.
Таким образом группа связана взглядми и жестами, со зрителем. Кажется, что скалистое, каменное подножие на переднем плане резко опадает. Это сразу проясняет, что место — отдаленно и изолировано, и это подчеркнуто дикими скалами вокруг.
В нескольких местах между скал видны вода и горы в тумане. Сияние фона, мерцание воды и растения смягчают неприветливую атмосферу скал. Этот эффект продолжен в свете. Некоторые из этих элементов могут читаться как религиозные символы: вода и жемчуг и кристалл, которые используются, чтобы закрепить одежду Мэри, могут быть приняты, как символы ее чистоты.
Формирования скалы могут также читаться, как символики Марии: чистый образ Матери Бога — как скала, не может превратиться ни в расселину созданную человеческой рукой, ни в неприветливые каменныме глыбы, разрушеные естественными силами Кроме того, скала, грот среди скал, означает убежище для младенца Иоанна и Христоса. В 1483, приехав в Милан, Леонардо получил заказ от Братства в церкви Св. Франциско. Братство уполномочило Леонардо, наряду с двумя местными художниками, братьями Предис, выполнить большую часть алтаря для их недавно законченной часовни, посвященной Деве Марии.
Контракт содержал детальные инструкции для художников относительно живописи и золочения большого перестола алтаря, который столяр уже закончил в 1482 . Леонардо писал центральную группу, которая выжила в двух версиях. Старшая из двух находится в Лувре, в Париже, в то время как вторая версия находится в Национальной Галерее, в Лондоне Боковые стороны, с двумя музицирующими ангелами, написанные коллегой Леонардо, Амброгио де Предис, — в той же самой галерее в Лондоне. Картина является центральной группой большого перестола алтаря. Справа и слева большие фигурыа ангелов. Художественное оформление завершают сцены, изображающие историю жизни Марии и скульптуры пророков и Бог Отец — выше.
В нише в центре перестола разместилась деревяная скульптура Мадонны и ребенка.
Картина Леонардо была тогда помещена в направляющие перед этой нишой, скрывая скульптуру Мадонны и Ребенка — в течение 364 дней года. Только 8 декабря, в праздник, живопись Леонардо механически отодвигалась. Леонардо изобразил Деву Марию вместе с младенцем, Св. Иоанном — ребенком, и ангелом в скалистым гротом — следовательно, справедливо название под которым мы знаем картину сегодня. 199х122.1483-86 25 апреля 1483 года к художнику обратились члены местного братства Непорочного Зачатия с просьбой написать картину для алтаря часовни.
Очевидно, это был первый живописный заказ Леонардо в Милане. Герцог Сфорца, на службу к которому флорентиец поступил, поначалу использовал его таланты в основном для устроения дворцовых празднеств.
Впрочем, Леонардо занимался этим не без удовольствия — тут был простор для фантазии и возможность осуществлять свои инженерные проекты. Живопись для Леонардо была тоже полем для эксперимента. Выполняя заказ Братства, он использовал изобретенную им технику сфумато, которая отныне стала характерной чертой его живописи. Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в природе, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает воображение.
Итальянец советовал ученикам упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Дымка окутывает фигуры Марии, двух младенцев — Иисуса и Иоанна — и Ангела. Лицо Ангела не мужское и не женское.
Художник написал лицо бесполого существа, какими, очевидно, и дожны быть ангелы. Пейзаж, открывающийся за Марией, кажется фантастическим. Но сам Леонардо утверждал, что живопись это наука. Как видно из рисунков того времени, он занимался исследованием геологических явлений и растений. Свои познания он перенес и на картину.
Можно определить вид изображенных здесь растений. Леонардо даже передал их свойство поворачиваться вслед за солнцем. Существует еще одна картина «Мадонна в скалах», написанная позже.
Полагают, ее появление связано вот с чем. Леонардо весьма плохо вел свои денежные дела. Он часто просрочивал заказ, за что должен был платить большие неустойки из тех денег, которые ему выдавали во время работы.
Но он тратил их всегда быстрее, чем заканчивал картину и штрафы платить не мог. В результате за ним тянулся длинный шлейф жалоб и судебных исков. Но ему везло: неизменно появлялся благодетель, обычно, его следующий покровитель, который оплачивал его долги. Так произошло и в этот раз. Покровителем оказался французский король Людовик ХII.
В благодарность Леонардо подарил ему первый вариант «Мадонны в скалах». А для часовни он или его ученики сделали копию.