Сочинение по картине Рай — Микалоюс Чюрленис
Рай Наверное, во всем его творчестве нет более светлой и, на первый взгляд, радостной картины, чем «Рай». Кажется, во всем она противоположна «Истине». Там — ночь и замкнутое пространство, здесь — день и открытые взгляду дали; там — глухость и мрачность колорита, здесь — свет и богатая цветовая гамма; там размытость фигур и отсутствие деталей, здесь — четкость контуров и детализация вплоть до лепестков ромашки и листиков травы.
Здесь не слепые в своем гипнозе ночные твари летят к роковой цели, а зоркие голуби — птицы, которых в старину использовали даже для почты за умение различать дорогу к вознаграждающему адресату.
Здесь не обгоревшими трупами падают достигшие цели, а оборачиваются ангелами страждущие покоя и отдохновения чистые, как белые голуби, души праведников. Так ли хорошо знать, чего хочешь, настолько точно, насколько четко видишь каждую травинку перед носом? Так ли хорошо достигнуть окончательной цели и знать, что все: больше уже никогда ничего не изменится?
Не наскучит ли даже блаженство, если оно — вечное? Зачем крылья этим бессмертным душам, если назад им дороги нет, а к Богу — вот тут, рядом — ведут золоченые ступени? Что ж делать идейным по натуре людям без высокой идеи, что делать крылатым, не знающим, куда направить свой полет?
Такой вопрос, выводящий за пределы христианства и вообще религиозности, возникает при разглядывании «Мотыльков».
В хаотично разбросанных мазках неопределенного цвета, наконец, постепенно распознаешь силуэты нескольких мотыльков и сливающиеся с полутьмой контуры огромного числа их собратьев. Что это за дезориентированность мириадов тлей, как не образ бесцельного существования маленьких людишек? Да и существование ли это вообще, если во множестве случаев даже и не поймешь: это сумерки или растворяющаяся в них моль.
Сутолока мазков и множество силуэтов создает впечатление тесноты и как бы ощущаешь противную скользкость копошащегося роя. Как могут они переносить друг друга? Прочь, прочь… А ведь они крылаты. И, может быть, они и стремятся разлететься на свободу, вдаль, но куда: всюду — то же.
Или же раствориться в сером небытии, исчезнуть, тихо исчезнуть, шумя не больше, чем могут шелестеть эти мягкие крылышки? Или все же лучше не задумываться? Ведь так легко ничего не увидеть в этом произведении…
Сочинения по картинам:
- День — Микалоюс Чюрленис День «День» из цикла «Сутки» — несмотря на всю, казалось бы, небрежность и беглость техники исполнения — представляется лаконичной. И это потому, что ничего тут не лезет в глаза по произволу художника. Очень густые тени… А каким же быть кустам с теневой стороны?.. Очень уж витиеватое облако… А чему ж в природе быть так закрученным, […]...
- Истина — Микалоюс Чюрленис Истина Внешне — это просто человек со свечой, в пламени которой сгорают ночные мотыльки. Но всмотреться духовными очами — и раскрываются бездны… Человек как будто скорбит. Наверное, от грустных ассоциаций мотыльков с людьми, жаждущими истины. Это особенно видно по опущенному уголку рта на освещенной стороне лица. Но ведь он и улыбается… Усмехается высокомерно, глядя свысока […]...
- Жертвенник — Микалоюс Чюрленис Происхождение архитектурных форм Микалоюса Константинаса Чюрлениса можно в равной степени соотнести и с Востоком, и с различными древними цивилизациями — от Мессопотамии и Египта до Центральной Америки. Но в сознании художника выстраивалась и его собственная, ни на что непохожая архитектура, как будто он видел перед собой некую давно исчезнувшую Атлантиду и стремился вновь и вновь […]...
- Покой — Микалоюс Чюрленис Эта картина — одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса. Картина передает спокойное, неподвижное величие разлегшегося поверх уснувших вод острова, который так похож на притаившееся хвостатое существо. Два глаза — рыбацкие костры у воды? — взирают куда-то в пространство, завораживают, притягивают взгляд… Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам […]...
- Сотворение мира. XI — Микалоюс Чюрленис Чюрленис жил музыкой — оставался профессиональным музыкантом и композитором, преподавал фортепиано и живопись его всегда отражала не только его музыкальность, но отражала, в сущности, его жизнь внутри музыкальных звучаний — внутри ритма, внутри мелодии, внутри гармонии и тембра. В письме брату есть перечисление композиций, которые художник написал в предыдущие несколько месяцев. Это перечисление, в котором […]...
- Триптих — Бернардо Торренс «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу» — вот самые невыполнимые для женщин вещи. Старая тема в новой трактовке испанского художника-гиперреалиста и мастера современной живописи в картине «Триптих». Неулыбчивая модель Лоурдес изображена в трех ипостасях: в первой она слепа и закрывает рукой глаза, во второй закрывает уши, а в третьей — рот: […]...
- Пирс в Брайтоне — Джон Констебл Констебл испытывал к Брайтону двойственные чувства. Два его приезда в этот город — в 1824 и 1828 году — были связаны с тяжелой болезнью его жены Марии. В Брайтоне он надеялся вылечить ее от чахотки. Но морской курорт лишь ненадолго облегчил ее страдания. Это не могло не оставить горького осадка в душе художника. Кроме того, […]...
- Дочь ночи (Девушка с букетом лилий) — Джон Уайт Александер Символизм стал, по сути, одним из первых художественных направлений в модернистском искусстве второй половины XIX века. Впрочем, символисты куда больше проявили себя в поэтическом творчестве, нежели в живописи. Особенно это относится к Франции и России. Однако были мастера, связавшие себя с символизмом в живописи, даже на далеком американском континенте. Один из них — Джон Уайт […]...
- Весна — Казимир Малевич Вот приходит время, когда художник возвращается к традиционной объемно — пространственной живописи. Хотя он и продолжает работать в своей особой технике постсупрематизма, многие картины позднего периода наполнены привычными для глаз объектами и цветами. Итак, «Весна»- время надежды, обновления. Здесь так много пронзительного синего, облака настолько белы и чисты, столько безмятежности в уютном мире, огороженном забором, […]...
- Шторм — Иван Айвазовский Айвазовский — художник, больше всего на свете ценивший и любивший море, его певец, на картинах которого оно всегда выступает главным героем. Даже если на них вдруг случаются люди — ведь люди иногда по морю плавают — главным все равно остается оно, всепоглощающая стихия, всегда остающаяся большей, чем любой человек. «Шторм» — гимн именно этой стороне […]...
- Пьета — Рогир ван дер Вейден Обратите внимание на то, сколь непохожа по стилю эта работа на знаменитое «Снятие со креста», написанное десятилетием ранее. Отметим, однако, что и в «Пьете», и в «Снятии со креста» мастер преследует одну и ту же цель — добиться предельной «эмоциональной отчетливости» изображаемой сцены. Но если в «Пьете» Рогир идет к этой цели путем нагромождения и […]...
- Майские цветы — Виктор Борисов-Мусатов Эта первая законченная картина Борисова-Мусатова относится к «допарижскому» периоду его творчества. Художник всю жизнь испытывал затруднения с продажей своих работ. «Майские цветы» — редчайшее исключение из этого грустного правила. Они были куплены прямо с XVII ученической выставки Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Цвет лазури Привычное удивление: как смог этот провинциал, с детства обремененный увечьем […]...
- Цветистый луг — Аркадий Рылов Мне известно, что эту картину художник нарисовал в 1916 году. Мне понравилась эта картина не только потому, что на ней изображен летний теплый денек. Я люблю лето, и как все дети я люблю проводить летние каникулы в деревне, на свежем воздухе. Ведь именно там получаешь заряд свежего воздуха, со своими эмоциями. На картине мы видим […]...
- Лесной пожар — Алексей Денисов-Уральский Основная тема, с которой работал А. К. Денисов-Уральский — незабываемая природа Урала, ведь это его родной край. В его творчестве можно отметить еще одну картину, на которой изображен пожар в лесу. Видимо, вдохновение было столь велико, что автор решил посвятить этой теме несколько своих работ. На картине «Лесной пожар» показана настоящая стихия. Глядя на нее, […]...
- Отдых на охоте — Жан Антуан Ватто «Отдых на охоте», написанный художником за год до смерти, демонстрирует изменения, происходившие в его стилистике. Эти перемены для нас не слишком заметны, поскольку вообще все известные картины Ватто «уложились» практически в одно десятилетие. И, тем не менее, даже в столь краткий срок манера мастера претерпела некоторые изменения. Начав с сугубой декоративности, Ватто постепенно приходит к […]...
- Философ и поэт — Джорджо де Кирико Подобные произведения совершенно не поддаются точной интерпретации, хотя рука де Кирико здесь узнается без труда; об его авторстве свидетельствуют несомненные указатели в виде излюбленных образов художника. Ко времени написания этой картины относится декларация де Кирико, иллюстрирующая методы его художнического труда: «То, что я слышу, — говорил он, — ничего не значит; существует только то, что […]...
- Св. Августин, моющий ноги Христу — Бартоломео Эстебан Мурильо Тема символизирует готовность Cв. Августина Служить Христу. Ее смысл изложен в Евангелии. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Потом, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был […]...
- Смертельно раненый — Василий Верещагин Это произведение Верещагина было написано в 1873 году. На ней изображен раненый солдат, который старается убежать от пуль и от войны. Дым от пороха, как мне показалось, пытается закрыть солнечный свет, который единственный дает надежду на то, что война когда-нибудь закончится. По моему мнению, художнику удалось точно передать весь ужал который имеет отношения к войне, […]...
- Этрета. Отлив (Франция) — Алексей Боголюбов Живописное дарование Алексея Петровича Боголюбова развернулось во всем блеске в 80-90-е годы XIX века. Замечание Крамского, что у Боголюбова «огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа», относится к творчеству художника 60-70-х годов. Но уже и тогда Крамской отметил, «что больше всего доказывает в нем присутствие таланта, это его этюды. В них он […]...
- Пустынник — Михаил Нестеров Мы видим, что на картине изображен дедушка, можно предположить, что он странник, которому надоела повседневная суета, и он ищет уединения для молитвы. Он становится скитальцем, и его фигуру нельзя рассматривать отдельно от окружающей его среды. Странник слегка наклонил голову, движется вперед. Он задумчив. Не замечает ничего вокруг. Он как будто нашел общий язык с природой […]...
- Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье — Уильям Тернер Картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье» , подверглась самой нещадной критике. Тернер не перестает подыскивать сюжеты, при этом критерии поиска трудно понять даже людям, хорошо разбирающимся в искусстве. Пытаясь добиться максимальной реалистичности в изображении морской стихии, пожилой мастер попросил привязать себя к корабельной мачте на четыре часа. Это […]...
- Лесная глушь — Иван Шишкин В 1872 году активно развивается талант И. И. Шишкина. Как раз в это время формируются его взгляды на искусство. В этом году художник пишет полотно «Лесная глушь». Я считаю, что именно так и выглядит место, в котором никогда не бывает людей. В такую глушь никто не пойдет, да и не заберется так далеко. Здесь царство […]...
- Письмо вслух — Эжен де Блаас Многие ли из молодых сегодня знают, что такое эпистолярный жанр? А если и знают, то часто ли практикуются в нем? Все-таки письма от руки стали днем вчерашним как-то незаметно и, увы, скорей всего, навсегда. Все эти sms-ки, «аськи», Skype, конечно, технически гораздо совершеннее, но душевности и теплоты в наше общение не добавляют. А ведь классики […]...
- Кружение Дервишей — Жан Леон Жероме Дервиш то же, что и «каландар» или «календер» — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма. Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях под началом шейха — блюстителя порядка и устава общины. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращаясь для совместных постов и молитв. В некоторых городах Средней Азии для проживания […]...
- Воскресение Христа — Аньоло Бронзино Эта картина стала первым большим алтарным образом, написанным Бронзино. Образ был заказан художнику семейством Гваданьи для их семейной капеллы в церкви Сантиссима Аннунциата. Он остается на прежнем месте и в наши дни. Работу над «Воскресением Христа» мастер начал вскоре после своего возвращения из Рима. Этот образ свидетельствует о том потрясении, которое испытал Бронзино, увидев фреску […]...
- В горах Кавказа — Лев Лагорио В своей жизни Лагорио больше половины картин посвящал морю. Однажды восхитившись гением Айвазовского, однажды побывав на побережье, он не смог вырвать из своей души страсть к океану. Но есть в его творчестве и другие картины — случаи из жизни, красивые пейзажи, где все равно есть что-то от моря — даже если это что-то — небо. […]...
- Меншиков в Березове — Василий Суриков Суриков написал полотно «Меншиков в Березове» в середине 1883 года. За счет этого он стал называться не только художником, но и живописцем-историком. Ему удавалось с точностью отображать различные исторические события. Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I — Александр Меншиков. Этот человек существовал на самом деле. Из истории […]...
- Автопортрет в вельветовом берете — Рембрандт Харменс Ван Рейн К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Облаченный в черный бархат и дорогие меха молодой модный художник уверенно смотрит на зрителя. И […]...
- Троице-Сергиева лавра — Федор Алексеев Алексеев — русский художник-пейзажист, известнейший русский мастер городского пейзажа, фактически первый среди русских живописцев. До этого художники больше воспевали природу. ее красоту и завершенность — Алексеев же запечатлевал города, как места, которые способны рассказать о людях гораздо больше, чем они знают сами, больше даже, чем некоторые портреты. Начинал он с того, что писал декорации. Но […]...
- Подсолнухи, сад в Пти Женневийе — Гюстав Кайботт Гюстав Кайботт — великолепный мастер цветов. Его натюрморты или пейзажи с цветами просто совершенны. А ведь интерес к этому жанру творчества пробуждается в нем лишь в 1880 году, когда он копирует «Красные хризантемы» Моне! Для таких художников как МонеИли Ренуар изображение цветов привлекательно по двум причинам. Произведения такого типа притягательны с эстетической точки зрения, к […]...
- Первая годовщина смерти Беатриче — Данте Россетти Имя Данте, данное художнику его отцом, повлияло на всю его творческую судьбу. Еще в юности Россетти самостоятельно перевел на английский поэму Данте «Новая жизнь». На протяжении двадцати с лишним лет она оставалась для мастера главным источником вдохновения. В «Новой жизни» Данте рассказывает о своей любви к Беатриче, которую он увидел, когда ей было всего девять […]...
- Диптих. Мартина ван Ньювенхофе. Левая половина — Ганс Мемлинг Произведения такого типа предназначались для дома. Изображенный человек постоянно творит молитву перед Девой Марией даже в том случае, если диптих сложен и убран в футляр. Это отражает благочестие портретируемого даже в его отсутствие. Высокая деликатность изображения Богоматери тонко рассчитана в этом произведении. Молодой человек стоит на коленях прямо перед Мадонной, которая грациозно сидит перед окном, […]...
- Портрет мальчика Челищева — Орест Кипренский Одна из лучших работ Кипренского. Художник изобразил портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Челищеву уготовано великое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, позднее — будет состоять в Северном обществе декабристов. Но это в будущем. Сейчас мы видим мальчика, у которого все впереди, который еще только собирается взрослеть. Мальчик открыто […]...
- Тщеславие — Джон Уотерхаус Английского художника Джона Уильяма Вотерхауза часто ошибочно относят к течению прерафаэлитов. Он разделял любовь прерафаэлитов к сюжетам, основанным на поэзии и мифологии, но в его творчестве есть еще отголоски символизма. Вотерхуз огромное количество картин на мифологические, исторические и мифологические сюжеты и особенностью его картин является его модель. Во всех картинах художник писал только одну свою […]...
- Бричка отца Жюньета — Анри Руссо Торговец овощами Клод Жюньер, с которым у Руссо были дружеские отношения, частенько помогал непрактичному в бытовом плане художнику продуктами или деньгами. Иногда, если бричка, запряженная кобылой по прозвищу Роза, не была занята перевозкой овощей, Клод катал и Таможенника. Мастерская Руссо и магазин Жюньера соседствовали на Монпарнасе. Художник увековечил добродушного торговца на полотне «Бричка отца Жюньета», […]...
- Осел в школе — Питер Брейгель У населения Нидерландов был высокий уровень образования. Некий итальянский путешественник даже высказал мнение что все умели читать и писать. Брейгель посмеивается над рвением его соотечественников учиться. «Осел никогда не станет лошадью, даже если он пойдет в школу.» — говорит пословица и этот рисунок....
- Первый снег — Иван Шишкин Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса, и вместе с тем представляет некое исключение, ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских […]...
- Зала Авроры — Джованни Франческо Барбьери Гверчино Гверчино жил в Риме с 1621 по 1623 г. В этот период он создал несколько замечательных произведений, в том числе фрески на потолках двух этажей виллы Людовизи, заказанные кардиналом Людовизи, племянником Папы Римского. Фреска Аврора украшает потолок вестибюля, где искусные архитектурные «обманки» художника обрамляют картину и создают эффект открытого неба. Мчась по утреннему небу на […]...
- Автопортрет V — Винсент Ван Гог Ван Гог непрестанно совершенствовал свое искусство. Самым лучшим средством для этого он считал написание автопортретов. Он писал брату, что если ему удастся научиться с достаточной точностью рисовать себя, то он сможет без труда рисовать других людей. В большинстве случаев, рисуя автопортреты, Ван Гог не ставил перед собой цели создать серьезное произведение. Многие из них написаны […]...
- Сон — Анри Руссо Только горячей верой в свое предназначение и истинной любовью к искусству можно объяснить терпение и упорство, с которым Руссо осваивал премудрости живописи, и двигался к цели, стойко перенося превратности судьбы. Зато конец творческого пути ознаменовался благой вестью: картина «Сон» — одна из последних работ художника, была признана коллегами и друзьями, а о нем станут говорить […]...