Сочинение по картине Несение креста на Голгофу — Иероним Босх
Картина «Несение креста на Голгофу» была левой створкой несохранившегося триптиха. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая — либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо «Положение во гроб». Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана.
Идеей алтаря, относящегося к периоду первых зрелых работ Босха, было желание вызвать в людях чувство вины, побудить их к покаянию.
На картине «Несение креста на Голгофу» изображен Иисус Христос, который в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. На ногах Христа не терновые сандалии, а дощечки с выступающими гвоздями, которые использовали как орудие пытки. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. Ниже справа — благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах.
А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины.
Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. Он, как и странник в «Возе сена», изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Сын Божий, «кроткий агнец», испытывает не только физические страдания, но и муки душевные — от лицезрения человеческого несовершенства. В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников.
К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых.
Этим классическим алтарным композициям большого формата с величественными фигурами, заполняющими передний план, присуща торжественность и приподнятость настроя. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. В сценах из жизни Христа зло сбрасывает «карнавальные» маски и обнажает свое истинное лицо, лицо реального человека, обладающего целым «букетом» пороков — ханжеством, трусостью, лицемерием, жестокостью, корыстолюбием.
Босх выступает в этом цикле как ученый-аналитик, предмет изучения которого — человеческая душа.
Сочинения по картинам:
- Несение креста — Иероним Босх Картину Иеронима Босха «Несение креста» отличает щемяще холодная интенсивность цвета. И лишь на лице Христа — его голова опущена, как бы прижата точкой пересечения диагоналей — теплые, человеческие оттенки, живой румянец. Но только цвет и выделяет его. Ибо черты лица родственны у всех. И даже светлое, почти белое лицо святой Вероники той же природы, что […]...
- Взятие под стражу и Несение креста. Внешние крылья алтаря — Иероним Босх Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста». Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. На них изображены сцены Страстей Христовых. Пока Иуда торопливо покидает Гефсиманский сад с тридцатью серебряниками, храмовая стража и слуги первосвященника набрасываются на Иисуса так же яростно, как демоны на святого […]...
- Несение креста — Паоло Веронезе Полотно Веронезе «Несение креста» необычно для художника, как его более чем скромными размерами, так и лаконичной трактовкой сюжета. Скорее всего, оно является этюдом к центральной части композиции на эту же тему, хранящейся сейчас в Дрезденской галерее. Но именно его фрагментарность и лаконичность позволяют нам более пристально обратить внимание на трактовку образа Христа, одетого в красные […]...
- Несение креста — Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто «Несение креста». Размер картины 512 x 387 см, холст, масло. Интерес к большим монументальным циклам — характерная черта зрелого и позднего периода творчества художника Тинторетто, стремящегося именно в «многоголосой» смене перекликающихся и контрастирующих друг с другом образов передать свое представление о стихийной мощи и сложной динамике бытия. Наиболее полно они раскрылись именно […]...
- Ecce Homo — Иероним Босх Страсти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине «Ecce Homo» . Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и […]...
- Гротесковые наброски — Иероним Босх Босх, помимо всего прочего, был и великолепным рисовальщиком. Именно ему — в среде североевропейских художников — принадлежит честь превращения рисунка в самостоятельный жанр. Оставив после себя около 40 листов рисунков, Босх превзошел в этом всех современников своего круга. Его рисунки можно разделить на три группы. Во-первых, это листы с набросками, заполненные многочисленными человеческими или фантастическими […]...
- Распятие Христа — Иероним Босх Картина «Распятие Христа». Для Босха образ Христа — олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на […]...
- Корабль дураков — Иероним Босх Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели […]...
- Низвержение грешников, Видения загробного мира — Иероним Босх Видения «Низвержение грешников» и «Адская река» Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане. На доске «Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении […]...
- Несение креста — Симоне Мартини Когда Климент V, избранный папой в 1305 г., перенес папскую резиденцию из Рима в Авиньон, за ним последовали и художники. Симоне Мартини — возможно, самый крупный из живописцев нового папского двора в Авиньоне, — был маяком, свет от которого, прямой или отраженный, распространялся очень далеко. В «Несении креста», в передаче шествия, выходящего из города и […]...
- Фокусник Шарлатан — Иероним Босх Фокусник — картина нидерландского художника Иеронима Босха. Относительно времени написания нет единого мнения и потому датой называют период с 1475 по 1502 год. Работа относиться к самым ранним в творчестве художника. Находится в коллекции Муниципального музея в городе Сен-Жермен-ан-Ле. Сюжетом картины художник выбрал древнее занятие разного рода мошенников — фокус с наперстками. В то время, […]...
- Несение креста — Джованни Баттиста Тьеполо После того как Иисус был предан на распятие, солдаты взвалили на Него тяжелый крест и повели на лобное место, называемое Голгофой. По дороге они схватили Симона из Киринеи, который возвращался домой с поля, и заставили его нести крест за Иисуса. За Иисусом шло множество людей, среди них были женщины, плакавшие и рыдавшие о Нем. Иисус […]...
- Автопортрет — Иероним Босх Иероним Босх — 9 августа 1516, там же), нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Босх принадлежал к роду потомственных художников; один из его предков был родом из Ахена. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Не […]...
- Сотворение Мира. Внешние створки триптиха Сад земных наслаждений — Иероним Босх Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность. Имеются свидетельства, что Босхом написан также и пятый день творения: сотворение на земле животного мира — на обороте ставней главного алтаря в […]...
- Святой Христофор — Иероним Босх Житие Христофора было известно Босху по «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, при жизни Босха переведенной на нидерландский язык. Там сообщается, что великан по имени Репробус долго находился в поисках хозяина. Ему хотелось, чтобы его господин был самым сильным и наиболее могущественным, поэтому вначале он служил императору, однако выяснил, что есть кто-то посильнее, кого боится даже император, […]...
- Поклонение волхвов — Иероним Босх И. Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». Основная часть произведения показывает основной сюжет. Богоматерь расположилась перед домом и показывает младенца. Волхвы возлагают дары к ногам женщине. На картине изображен момент жертвоприношение, Авраам собирается принести в жертву сына. Такое событие символизирует жертву Христа, именно его распятие на кресте. На […]...
- Святой Антоний — Иероним Босх «Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н. э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет. «Золотая легенда» Якова Варагинского, очень распространенная в Средние века, особо красочно рассказывала о двух вариантах искушения святого — на земле и в воде. В 1478 году было […]...
- Алтарь Святого Антония. Центральная часть триптиха — Иеронимус Босх «Алтарь Святого Антония» посвящен святому отшельнику, жившему в III — IV вв. в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего подвижничества Антоний неоднократно был искушаем бесами. Иероним Босх проявил здесь всю безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Действительность предстает […]...
- Брак в Кане Галилейской — Иероним Босх В картине «Браке в Кане» Босх отходит от традиции, изображенная здесь сцена проникнута тревожным, дьявольским напряжением. Кажется, что загадочный маленький персонаж в венке, стоящий спиной к зрителю, приступает к какой-то странной церемонии, а маг с волшебной палочкой на заднем плане помогает ему блюда изрыгают пламя, поражающее слугу кто-то подсматривает из сада, сова выглядывает из-за колонны, […]...
- Гнездо сов — Иероним Босх Разглядывая картины Иеронима Босха, на глаза мне то тут, то там, много раз попадались совы. На прошлой неделе я послушала лекцию, посвященную его творчеству, на которой всплыла тема символизма, и захотелось рассмотреть сов Босха поближе. Для босховских современников его картины имели гораздо больший смысл, чем для нас с вами. Творчество Босха изобилует разными символами, которые […]...
- Святые отшельники. Триптих — Иероним Босх Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворенные ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет «тихие» добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. […]...
- Коронование терновым венцом — Иероним Босх Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом. Их взгляды полны хладнокровной ответственности и вместе с тем то ли истинного, то ли ложного сочувствия. Один даже ободряет Христа, положив руку на его плечо. Он, как Иуда, даже готов поцеловать свою жертву. Но палка, […]...
- Адская река, Видения загробного мира — Иероним Босх В картине «Адская река» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане — грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд — главная тема, проходящая […]...
- Искушение Святого Антония — Иероним Босх Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Алтарь «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха, не случайно существует множество ее повторений XVI века: зафиксировано шесть копий всего алтаря, пять — центральной его части, и одно — боковых створок. Подкрасочные рисунки на оригинале красноречиво свидетельствуют об особой интенсивности творческого процесса — художник, как это […]...
- Ад, алтарь Воз сена. Правый ставень — Иероним Босх Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной […]...
- Несение креста — Тициан Вечеллио Картина происходит из дома Тициана, купленного в 1581 году семьей Барбариго. В Эрмитаж поступила в 1850 году из собрания Барбариго. Является авторским повторением подписной композиции, хранящейся в музее Прадо в Мадриде...
- Полет и падение святого Антония. Левое крыло триптиха — Иероним Босх Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, […]...
- Путь на Голгофу — Якоб Йорданс Картина фламандского художника Якоба Йорданса «Путь на Голгофу». Размер картины 239 х 174,5 см, холст. масло. Полотно имеет и другие названия «Несение креста» и «Шествие на Голгофу». Эта картина позднего периода творчества живописца, созданная во времена, когда Йорданс уже решал чисто внешние декоративные задачи, когда в его картинах стала с избытком проявляться помпезность и патетика. […]...
- Сад земных наслаждений — Иероним Босх Этот фантастический шедевр Босха — одно из самых знаменитых произведений в истории мировой живописи. Его пространство густо заполнено разнохарактерными образами и сценами: райскими видениями, картинами человеческого падения, кошмарными чудовищами и порождениями адской бездны. Центральную панель триптиха населяет огромное количество обнаженных фигур, гигантских птиц, странных предметов и пр. Это апофеоз греха. Левая и правая панели — […]...
- Аллегория чревоугодия и любострастия — Иероним Босх Картина «Аллегория чревоугодия и любострастия» или иначе «Аллегория обжорства и похоти» написана в зрелом периоде творчества художника не случайно. По-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам. Тогда же и написан знаменитый «Корабль дураков», также обличающий духовенство. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного […]...
- Семь смертных грехов и четыре последние вещи — Иероним Босх Семь смертных грехов» — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола — столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались […]...
- Ад. Деталь триптиха Сад земных наслаждений — Иероним Босх Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» — все перевернуто. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву — человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на […]...
- Вознесение в Эмпирей, Видения загробного мира. Часть алтаря — Иероним Босх Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Адская река» — с «Земным Раем». Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня, то вспышек пламени, а в […]...
- Ад. Правый ставень алтаря Страшный суд — Иероним Босх Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. По мнению Босха большую часть рода людского ожидает адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь. которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. […]...
- Св. Бавон — Иероним Босх Св Бавон родился в Брабанте в конце шестого столетия, выгодно женился, стал богатым землевладельцем, имел дочь. Он жил несколько беспорядочной, беспутной жизнью. Но, после ранней смерти жены, отказался от разгульной жизни, раздал все свое имущество бедным и стал вести отшельническую жизнь, проводя все время в молитвах о покаянии. О нем ходила легенда, что жилище свое […]...
- Иоанн Креститель в пустыне — Иероним Босх Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа, святой пророк Иоанн изображен углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей — «горнего» и «дольнего» — представляет еще один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, — победы духовного начала над греховными соблазнами мира. На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот […]...
- Снятие с креста — Василий Перов Известный русский живописец Перов Василий Григорьевич считается основателем критического реализма. И хотя, большинство его картин относятся к бытовому жанру, последние годы своей жизни автор посвятил сюжетам более иного плана. Переживши множество разочарований, в картинах В. Перов прослеживается евангельская тематика. Одна из его картин этой тематики «Снятие с креста» к большому сожалению, так и не была […]...
- Снятие со креста — Рогир ван дер Вейден Удивительный по технике письма и духовной глубине, образ Рогира ван дер Вейдена «Снятие со креста» является одним из шедевров нидерландской религиозной живописи. Когда-то «Снятие со креста» было триптихом, но его боковые створки и оригинальная рама, к сожалению, не сохранились до нашего времени, и мы не знаем, что было на них. Изображая сцену снятия со креста, […]...
- Мученичество святой Либераты. Триптих — Иероним Босх Святая Либерата или Вильгефортис — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля — закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии. Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к […]...
- Несение кpecтa — Рафаэль Санти Картину «Несение кpecтa» Испанский король Филипп IV считал жемчужиной своей коллекции. Работа выполнялась для неаполитанского монастыря, и когда в 1661 году ее удалось отправить Филиппу IV, тот обещал выплачивать монастырю за нее 4000 дукатов ежегодно. Это одно из самых новаторских произведений великого мастера. Рафаэль полностью отходит от классической композиции. Изображение в картине построено на контрастах, […]...