Сочинение по картине Святой Франциск источает воду из скалы — Джотто ди Бондоне
На этой репродукции представлена одна из сцен фрескового цикла о житии св. Франциска, расположенного под окнами на боковых стенах нефа. Ослабевшего от поста Франциска в летний зной вез, усадив на осла, один бедный человек.
Этот бедняк очень захотел пить. Франциск сошел с осла и с огромной верой обратился к богу.
В центре картины мы видим молящегося Франциска, справа на первом плане — бедняка, который с жадностью пьет, припав к только что забившему источнику. Изображенные в левой части картины два очевидца события не фигурируют в легенде, но органично вписываются в картину и по форме, и по содержанию. Резко освещенный сверху крутоступенчатый скалистый пейзаж с находящимися на разных уровнях фигурами передает глубину пространства.
Изображение пейзажа здесь схематичней, сдержанней, чем, например, на другой картине цикла, где св. Франциск отдает свой плащ нищему.
Однако по сравнению со скалами падуанского цикла этот пейзаж можно считать детализированным. Две по — скульптурному тяжеловесные фигуры на краю картины, смотрящие друг на друга, часто появляются и на падуанских фресках Джотто, но здесь их лица, особенно у того, что слева, написаны более чувственно. Джордже Вазари особо отмечал реалистическое изображение припавшего к воде человека.
Его фигура — замечательный образец характерного для раннего треченто наблюдения действительности.
Эта фреска расположена непосредственно у главного входа, поэтому в течение веков она значительно пострадала от климатических условий. Отдельные ее части и в основном краски сильно стерлись, поблекли. Впервые она была реставрирована в 1798 г., а в последний раз — в 1962 г.
Сочинения по картинам:
- Св. Франциск, получающий стигматы, с тремя сценами из жития — Джотто-ди Бондоне Луврская картина написана на доске и происходит из церкви Сан Франческо в Пизе. В Лувр она попала в 1814 году вместе с картинами Чимабуэ, Фра Анджелико и другими, собранными в Тоскане бароном Виван-Деноном. Центральный образ на картине приписывается самому Джотто. Маленькие житийные сцены написаны другой рукой, скорее всего кем-то из помощников мастера. Главная же сцена […]...
- Святой Франциск и ангел — Гвидо Рени Картина итальянского живописца, мастера болонского академизма Гвидо Рени «Святой Франциск и ангел». Размер картины 44 x 43 см, медь, масло. Франциск Ассизский, итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений «Похвала добродетели», «Похвала Богу» и других трудов. С 1207 года подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились […]...
- Поцелуй Иуды — Джотто-ди Бондоне Одна из самых известных росписей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. На фоне синего неба среди взметнувшихся копий и факелов Христос и обнимающий его Иуда изображены в профиль. Они смотрят друг другу в глаза. Спасителю с лицом безупречной, почти античной красоты противопоставлен низколобый, уродливый Иуда. Он […]...
- Святой Франциск — Николай Рерих Работа Николая Рериха «Святой Франциск» является парной к полотну 1932 года «Святой Сергий Радонежский». Картина написана в том же 1932 году и в настоящий момент располагается в коллекционных фондах Музея Николая Рериха в Нью — Йорке. На картине Святой Франциск изображен в «великой простоте». Образ Франциска предельно аскетичен. Великий святой облачен в простое скромное монашеское […]...
- Бегство в Египет — Джотто ди Бондоне На южной стене капеллы, под фресками, посвященными истории Анны и Иоакима, в проемах между окнами написаны пять сцен из детства Иисуса. К ним относится и сцена бегства Святого семейства в Египет. На фоне голого скалистого пейзажа изображена небольшая группа путников, она направляется туда, куда указывает парящий над ними ангел. Впереди идет Иосиф в охристо-желтом плаще, […]...
- Святой Франциск в экстазе — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Святой Франциск в экстазе». Размер картины 147 x 105 см, холст, масло. Франциск Ассизский — святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена францисканцев. Святой Франциск знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества, римской курии и гуманитарного мировоззрения. Старое монашество в своем […]...
- Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский — Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из течений. Оригинальность манеры этого художника выражена и в представленной картине. Эль Греко изобразил на ней святого Иоанна Евангелиста, беседующего со святым Франциском. У ног Иоанна помещен его символ — орел, а в руках апостол держит […]...
- Мадонна с младенцем — Бондоне Джотто С именем Джотто связано начало нового этапа в развитии итальянского искусства, ознаменованного разрывом со средневековой традицией итало-византийского искусства. Джотто учился у Чимабуэ, работал во Флоренции, Риме, Падуе, Неаполе и других городах Италии. Важное значение для его творческого формирования имело знакомство с работами крупнейших тосканских скульпторов Никколо и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио. Джотто реформировал […]...
- Росписи капеллы дель Арена — Джотто-ди Бондоне Наиболее известные произведения Джотто — фрески в капелледель Арена в Падуе. названной так потому, что на ее месте когда-то находилась арена цирка. Капелла была построена в самом начале XIV в. падуанским банкиром Энрико Скровеньи, который заказал Джотто выполнить росписи, а Джованни Пизано — статую Мадонны с Младенцем. Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямоугольника. Тот, […]...
- Испытание огнем — Джотто Последними из уцелевших картин Джотто являются фрески в капеллах Барди и Перуцци во флорентийской церкви Санта-Кроче. Это — одна из них. Она входит в цикл, состоящий из семи фресок в капелле Барди и посвященный жизни святого Франциска Ассизского. В одной из легенд рассказывается о том, как во время своих странствий святой Франциск оказался у египетского […]...
- Моисей, добывающий воду из скалы — Филиппино Липпи Книга книг, т. е. Священное Писание — Библия, делящаяся на две неравные и неровные в стилистическом отношении части — Ветхий и Новый Завет, изобилует повествованиями о разного рода чудесах, творимых Божьими людьми, пророками и, конечно, самим Иисусом Христом — сыном Божьим. В Новом Завете имеется немало отсылок к Ветхому. Тем самым обе части как бы […]...
- Стигматизация святого Франциска — Джотто Фрески, украшающие церковь Сан-Франческо в Ассизи, — еще одна острая проблема «джоттоведения». Строительство этой церкви началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска, умершего в 1226 году. Между 1260-м и 1320 годами в церкви появились фрески, созданные ведущими художниками того времени. Впрочем, авторство ни одного из них документально не подтверждено. В некоторых источниках XIV-XV […]...
- Воскрешение Лазаря — Джотто ди Бондоне По евангельскому повествованию, на четвертый день после погребения Лазаря, которого Иисус очень любил, Христос пришел в Иудею. Сестры Лазаря, Мария и Марфа, умолили Иисуса воскресить брата, что он и сделал. В основных чертах эта картина следует традициям византийской иконографии. Но Джотто концентрирует внимание на драматизме происходящего: с поражающей достоверностью передает он потрясенное восхищение и преклонение […]...
- Проповедь птицам — Джотто Эта работа входит в «проблемный» ассизский цикл -«проблемный» в том смысле, что по поводу авторства Джотто до сих пор ведутся споры. Как бы то ни было, эти фрески выделяются на фоне тогдашнего искусства, отличаясь наглядностью, незамысловатой повествователъностъю, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам. Персонажи сцен «вываливаются» из церковного канона: у них приземистые […]...
- Моисей, добывающий воду из скалы — Джоаккино Ассерето Во всемирно известном художественном музее Мадрида — Прадо — среди прочих хранится полотно, повествующее об известном эпизоде из Ветхого Завета — о том, как пророк Моисей, вдохновляемый иудейским богом Яхве, добыл воду из скалы и утолил тем самым жажду ведомого им по пустыне избранного народа израильского. Автор — итальянский художник Ассерето Джиочино. Смотришь и понимаешь: […]...
- Святой Франциск, обнимающий Христа — Бартоломе Эстебан Мурильо Сохранившиеся рисунки Мурильо позволяют нам говорить о том, что он был превосходным рисовальщиком. То, что он относился к искусству рисунка со всей серьезностью, подтверждает и тот факт, что в свой знаменитый автопортрет он включил не только инструменты живописца, но и инструменты художника-графика. По всей видимости, работу над каждым своим полотном Мурильо начинал именно с подготовительного […]...
- Смерть святого Франциска — Джотто Помимо серии фресок в капелле делъ Арена, единственными дошедшими до нас фресками, которые с уверенностью приписываются Джотто, считаются работы, украшающие капеллы Барди и Перуцци во Флоренции. В капелле Барди сохранились семь фресок с изображением сцен из жизни святого Франциска. В часовне Перуцци уцелели шесть фресок: три — с изображением святого Иоанна Крестителя, и еще три […]...
- Моисей иссекает воду из скалы (фреска) — Аньоло Бронзино Анджело Бронзино «Моисей иссекает воду из скалы». Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, левая стена, размер 320 x 385 см, деталь. Измученные долгими скитаниями по пустыне, страдающие от жары и от жажды, они, наконец-то получили воду. Жадно прильнули пересохшими губами к живительной влаге, черпают плошками и пьют, пьют… Таким известный библейский сюжет […]...
- Оплакивание Христа — Джотто-ди Бондоне В драматичном «Оплакивании Христа» на фоне голой скалы с высохшим деревом группа учеников и женщин окружает мертвого Христа, распростертого на земле. Сидящие на переднем плане спиной к зрителю фигуры в широких одеяниях как будто замыкают скорбную сцену....
- Встреча Анны с Иоакимом у Золотых ворот — Джотто ди Бондоне Согласно легенде, пожилые супруги Анна и Иоаким, после того как ангел по отдельности возвестил каждому, что у них родится ребенок, поспешили навстречу друг другу. Анна в сопровождении нескольких женщин идет навстречу возвращающемуся с поля мужу, и они встречаются перед Золотыми воротами Иерусалима. Глубоко взволнованные, они горячо обнимают друг друга. На картине слияние их фигур подчеркивается […]...
- Изгнание торгующих из храма — Джотто Как и во многих других многофигурных сценах фрескового цикла из капеллы дель Арена, действие здесь вынесено за пределы храмового интерьера на расположенную перед зданием площадь. Это позволило ввести в композицию целый ряд дополнительных эпизодов, в трактовке которых Джотто обнаруживает свой незаурядный дар рассказчика, умеющего разнообразить главное событие сюжета показом сопутствующих ему мотивов. Мы можем составить […]...
- Образ святого Стефана — Джотто «Мадонна Оньиссанти» — единственная станковая работа, которая считается несомненно выполненной самим Джотто. Однако существует еще несколько подобных произведений, приписываемых кисти Джотто. Три из них снабжены его подписью. Они сильно проигрывают в сравнении с «Мадонной Онъиссанти». Это позволяет предположить, что именем Джотто подписывались не только работы мастера, но и картины, созданные его учениками. Так, в документе, […]...
- Архитектура — Джотто Вскоре после возвращения из Неаполя Джотто был назначен главным архитектором Флоренции. В документе, датированном 1334 годом, говорится, что для этой должности «в целом мире невозможно найти более квалифицированного мастера, способного своей мудростью и искусством послужить во славу своего города». Джотто спроектировал кампанилу Кафедрального собора Санта-Мария дель Фъоре. К моменту смерти художника успели построить только первый […]...
- Пороки и добродетели — Джотто Под главными фресками капеллы дель Арена в Падуе Джотто поместил серию образов, олицетворяющих человеческие пороки и добродетели. На южной стене капеллы он изобразил семь добродетелей: это Рассудительность, Сила, Умеренность, Справедливость, Вера, Милосердие и Надежда. Напротив них, на северной стене, запечатлены семь пороков: это Отчаяние, Зависть, Неверие, Несправедливость, Гнев, Непостоянство и Глупость. Все эти образы, написанные […]...
- Крещение Христа — Джотто Эта сцена из цикла фресковых росписей капеллы дель Арена подтверждает устоявшуюся точку зрения, согласно которой принципы изобразительной стилистики Джотто, в целом призванной обеспечивать максимальное правдоподобие изображения происходящего, слабее всего проявляют себя в сценах, подчиненных незыблемым нормам канонической иконографии. Достаточно взглянуть на фигуру Христа, по пояс скрытую водой: она показана как бы вне действия законов оптического […]...
- Оплакивание Христа — Джотто Этот шедевр Джотто — жемчужина капеллы дель Арена. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Именно сюда ведут глаз зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Очень выразительна поза Богородицы, склонившейся над Христом и неотрывно вглядывающейся в безжизненное лицо Сына. Эмоциональное напряжение этого «живописного» рассказа беспрецедентно — аналогов ему в […]...
- Бегство в Египет — Джотто Спасаясь от резни, устроенной в Вифлееме царем Иродом, Святое семейство отправляется в Египет. Это произведение Джотто — настоящий шедевр композиционной организации. Движение состоящей из нескольких фигур процессии разворачивается вдоль плоскости переднего плана. Наш взгляд легко и без помех входит в композицию, повинуясь направлению движения крайнего слева юноши. Затем, следуя за жестом его руки, он плавно […]...
- Фигура архангела Гавриила с фрески «Благовещение» — Джотто Джотто бедно представлен в музеях мира. Лишь «Мадонна Оньиссанти» экспонируется в галерее Уффици во Флоренции. Несколько других музеев располагают панелями, которые приписываются Джотто или считаются вышедшими из его мастерской. Лучшие работы Джотто дошли до нас в виде фресок. Известны три храма, расписанные художником. Относительно авторства фресок в церкви Сан-Франческо в Ассизи у специалистов имеются разногласия, […]...
- Мадонна с Младенцем и ангелами (Мадонна Оньисанти) — Джотто Этот большой алтарный образ Джотто, представляющий Богоматерь с Младенцем, которых окружают ангелы и святые, выполнен в традиции XI-XIII веков. Тогда итальянская живопись находилась под сильным византийским влиянием, но художник внес нечто совершенно новое в средневековый изобразительный канон. Мадонна сидит на троне не строго по центру и изображена вполоборота. Ее фигуру Джотто выписал так, что она […]...
- Брак в Кане Галилейской — Джотто В Евангелии от Иоанна рассказывается, как во время брачного пира в Кане Христос превратил воду в вино. Фреска Джотто представляет достаточно развитый вариант иконографии этого сюжета. Ее многофигурная композиция объединяет несколько сюжетных эпизодов. Порядок их зрительного прочтения в целом совпадает с развитием евангельского события, направляя наше внимание от фигуры сидящего слева Христа к помещенному на […]...
- Сретение Господне — Джотто В восточной стене капеллы имеется арочное отверстие, ведущее в алтарь, стены которого тоже расписаны, но к этой росписи Джотто не имеет отношения. Над аркой с внешней стороны алтаря — еще одна фреска Джотто, на которой изображен Господь, посылающий архангела Гавриила к Деве Марии с сообщением о скором рождении Иисуса Христа. Немного ниже, на одной стороне […]...
- Предательство Иуды — Джотто Изображение сцены предательства помещено на левой стороне триумфальной арки в капелле дель Арена. В трактовке этого евангельского события Джотто не отступает от своей излюбленной манеры сообщать всему происходящему вид предельной наглядности и правдоподобия. За спиной предателя показан силуэт дьявола, который буквально подталкивает его к совершению нечестивого поступка. В то же время этот изобразительный мотив зрительно […]...
- Распятия — Джотто Среди работ, приписываемых Джотто, числятся три больших распятия. Это вырезанные в форме креста деревянные панели с образом распятого Христа. Одно из этих распятий, датируемое приблизительно 1290-1300 годами, находится в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Второе распятие хранится сейчас в городском музее в Падуе, а изначально оно украшало капеллу дель Арена. Третье распятие можно увидеть в […]...
- Святой Иероним в келье — Альбрехт Дюрер «Святой Иероним в келье» — третья гравюра в знаменитой серии Три «Мастерские гравюры» на меди. Святой Иероним в келье является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи, на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп […]...
- Распятие (капелла дель Арена) — Джотто Как и все работы в капелле дель Арена, эта фреска выполнена Джотто в технике «буон фреско», предполагающей нанесение краски на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит. Правда, отдельные цвета, особенно — синий, нанесены в технике «сухой фрески» . Такая поверхность более подвержена разрушению, и фрагмент […]...
- Поцелуй Иуды — Джотто Это одна из самых знаменитых «хоровых» сцен в росписях капеллы дель Арена. В ней показано более двух десятков персонажей. Но и в изображении как будто беспорядочно сгрудившейся толпы Джотто умеет выдержать общее впечатление художественного порядка. Он проявляет себя в композиционной уравновешенности и в акцентировке внимания на основном по смыслу повествования эпизоде. Центральное место занимает изображение […]...
- Экстаз Св. Франциска — Джованни Беллини Эта картина — хвалебная песнь Творцу и красоте созданного Им мира. Пейзаж здесь не просто фон, но своеобразная книга, каждый символ которой может быть прочитан — нужно только уметь его прочитать. Главное действующее лицо — святой Франциск Ассизский, один из любимейших святых итальянского народа. Житие Франциска было очень подробно описано во многих источниках того времени, […]...
- Тайная вечеря — Джотто Композиционная схема этой фрески Джотто соединяет отдельные черты византийского прототипа с совершенно новыми мотивами, которые способны усилить столь важный для художника эффект достоверности происходящего. Как и в византийском искусстве, Христос помещен у края стола, на груди у него покоится голова любимого им Иоанна. Однако фигуры апостолов размещены по обе стороны стола, благодаря чему композиция становится […]...
- Воскрешение Лазаря — Джотто В своих работах Джотто часто избирал такой тип многофигурной, композиции, где основному сюжетному действию сопутствует множество побочных эпизодов. На первый взгляд мелкие и незначительные, они в совокупности представляют собой исключительно значимый фон. Вот и здесь величие чудесного деяния Христа подчеркивают полные изумления и волнения лица всех присутствующих при воскресении Лазаря. Сюжетный драматизм достигает высшей точки […]...
- Скалы в Амальфи — Камиль Коро Мотив скал нечасто встречается в искусстве Коро, обычно вызывающем в сознании образ какой-то расплывчатой, туманной, подернутой флером среды. Между тем этот мотив привлек художника с самых ранних его шагов в искусстве. Уже тогда романтический культ дикой «вечной» природы нашел в Коро искреннего адепта. Он обратился к «скальной» тематике еще в середине 1820-х годов, в изображениях […]...