Сочинение по картине Портрет Д. И. Бутурлина — Алексей Антропов
13 июля 1762 года из Петербурга в Москву была отправлена группа живописцев для украшения триумфальных ворот перед коронацией Екатерины II. Среди них был и А. П. Антропов. После совершения торжеств двор задержался в древней столице почти на год, так что у художника оказалось довольно времени, чтобы исполнить здесь целый ряд портретов.
Так появились изображения членов семьи Бутурлиных, богатых московских дворян, владевших обширными поместьями, в том числе и знаменитым селом Палехом — центром иконописания.
Глава семьи Д. И. Бутурлин в духе идеалов эпохи Просвещения и патриархальных традиций русской старины управлял своими имениями разумно и справедливо. Например, сохранившиеся его письма к бургомистру Палеха содержат требования решать спорные вопросы на общем собрании крестьян, «по мирскому приговору». Портрет этого привлекательного человека принадлежит к лучшим творениям Антропова, хотя по живописи своей после портрета А. М. Измайловой он может показаться несколько архаичным, «парсунным» и потому, на первый взгляд, неожиданным. Такое впечатление не случайно, оно связано с определенными художественными приемами, напоминающими иконопись.
Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина исполнен, согласно надписи на обороте, когда ему было 59 лет. Энергичное, с крупными чертами лицо, словно вырублено из крепкого дерева. В живом взгляде темных глаз чувствуются твердость характера, обстоятельность и ясность ума.
Стремясь передать телесность, осязаемость объекта изображения, художник делает очень четкой и выпуклой лепку лица и фигуры, которые, как бы выходят за плоскость холста и напоминают ярко раскрашенный скульптурный рельеф. Лицо модели идеализировано, его контуры и черты отличаются безупречной ровностью, форма строится с помощью обобщенных рафинированных линий, размер глаз преувеличен. К тому же Антропов избегает здесь теней, благодаря чему лицо кажется источающим свет, но плоскостным и словно вырезанным из твердого материала.
Иконопись напоминает и декоративное красочное великолепие портрета. Его цвет, особенно синий, очень глубокий по тону и яркий, придает образу большую активность. Антропов подчеркивает конкретные черты характера, достигая предельной убедительности и жизненности образа, не углубляясь в мир духовной сути модели.
Прямолинейность художника в передаче человеческой натуры, сочные, контрастные световые сочетания обнаруживают своеобразие его таланта и крепкую связь с народным искусством.
Сочинения по картинам:
- Автопортрет — Алексей Антропов Этот портрет Антропов написал, когда ему исполнилось почти семьдесят лет. Портреты людей пожилого возраста особенно удавались художнику. И. Сахарова, крупнейший исследователь творчества А. П. Антропова, сравнивая это произведение с известным семейным портретом художника, работы П. С. Дрождина, полагает, что это автопортрет А. П. Антропова, однако научные сотрудники Русского музея, где находится портрет, придерживаются другого мнения. […]...
- Портрет Петра I — Алексей Антропов Несмотря на угасание своего таланта в конце 1760-х годов, художник все последующее десятилетие продолжает много работать. Антроповские семидесятые годы открываются большим парадным портретом Петра I, созданным для «поставления» в синодальную членскую палату. Художник использует традиционные, общеупотребимые атрибуты парадного царского портрета. Следуя апробированной схеме, Антропов изображает стол с царскими регалиями, тронное кресло, обязательную колонну и столь […]...
- Портрет Петра III — Алексей Антропов Глядя на портрет Петра III, созданный Алексеем Петровичем Антроповым, обращаешь внимание на контраст торжественной обстановки с непривлекательным образом императора, незадачливого супруга великой и великолепной Екатерины II. В 1762 году Святейший Синод решил украсить свою парадную залу портретом недавно взошедшего на престол императора Петра III. Написать портрет пригласили Федора Рокотова, но его работа не понравилась государю. […]...
- Портрет атамана Ф. И. Краснощекова — Алексей Антропов Портрет атамана Ф. И. Краснощекова написан скупо и лапидарно. Изображение построено на крупных объемах, которые сочетаются с декоративным узорочьем одежды. В обобщенном, плоскостном построении композиции и ярком колорите произведения сказались парсунные традиции. Ф. И. Краснощеков представлен довольно схематично. Форма головы проста, обобщена и сильно очерчена линией. Антропов дает волю своему богатому декоративному чувству и покрывает […]...
- Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой — Алексей Антропов В искусствоведческом сообществе одной из самых значительных работ А. П. Антропова принято считать портрет А. М. Измайловой. Живописец изобразил статс-даму прямо и просто, без всяких кокетливых поворотов, с предельной честностью: придворная особа явлена обрюзгшей старухой, с нарочитым искусственным румянцем, насурьмленными бровями и чуть-чуть слезящимися глазами. В портрете сказалась главная особенность художественного метода А. П. Антропова […]...
- Портрет архиепископа С. Кулябки — Алексей Антропов Грузный и одутловатый Сильвестр Кулябка изображен в полном епископском облачении: в фелони, клобуке, с посохом и панагией. На темном фоне — родовой герб Кулябок. Преосвященный Сильвестр родился в городе Лубны Полтавской губернии, в семье бунчукового товарища. В 1726 году он окончил курс Киевской Духовной академии; в марте 1727 года принял монашество и поступил в число […]...
- Портрет А. К. Воронцовой — Алексей Антропов В парадном портрете сочетаются принципы западноевропейского портрета и идущие от русского парсунного письма четры застылости, скованности, плоскостности. Женщина средних лет изображена с отставленными в сторону руками, кокетливо склоненной головой, на фоне традиционной витой колонны с листьями. Художник не скрывает ее сутулости и возраста. Поражает полнозвучная декоративная красочность этого портрета. Анна Карловна Воронцова, урожденная Скавронская — […]...
- Портрет Анны Васильевны Бутурлиной — Алексей Антропов В написанном по заказу портрете помещицы Владимирской губернии видно стремление художника к реалистически правдивому изображению модели. Откровенно показаны мешки под глазами и старчески отвисшие складки под подбородком. Глаза с мягкими веками тусклы, блики зрачков — с почти катарактным отливом. Это редкий случай в творчестве А. П. Антропова, когда глаза не стали живописным центром картины....
- Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой — Алексей Антропов Мария Андреевна Румянцева, некогда миловидная, грациозная девушка с живым и веселым нравом, была любимицей Петра I. Ходили слухи, что у девицы была связь с императором; во всяком случае, она сама любила об этом рассказывать в старости. Государь по своей доброте выдал ее за своего денщика, впоследствии генерал-аншефа и графа Румянцева. Когда император умирал, Мария Андреевна […]...
- Портрет императора Петра III — Алексей Антропов Петр III, племянник императрицы Елизаветы Петровны, сын ее сестры Анны Петровны и Карла Фридриха, герцога Голштейн-Готторпского. Родной внук Петра I. С 1761 — российский император. В 1762 был свергнут с престола своей женой, будущей императрицей Екатериной II. Петр III представлен в энергичной позе, с вытянутой, как во время прохождения церемониальным маршем, ногой. Художник достоверно и […]...
- Портрет княгини Т. А. Трубецкой — Алексей Антропов Татьяна Алексеевна Трубецкая — дочь обер-прокурора Синода князя А. С. Козловского, сестра писателя Ф. А. Козловского. Он был близко знаком с виднейшими литераторами второй половины XVIII века — Д. И. Фонвизиным, М. М. Херасковым, Н. И. Новиковым, В. И. Майковым. В основу образной характеристики героини портрета положены неизменные, статичные свойства ее натуры. Для художника середины […]...
- Портрет архиепископа Гавриила Петрова — Алексей Антропов Митрополит Гавриил родился 18 мая 1730 г. в Москве в семье синодального иподиакона, ставшего впоследствии священником. В 1753 г. П. П. Петров окончил Московскую славяно-греко-латинскую Духовную Академию, после чего в 1754 г. назначен справщиком Московской Синодальной типографии, в 1757 г.- учителем Славяно-греко-латинской Духовной Академии, в 1758 г.- учителем риторики Лаврской Троицкой Духовной Семинарии. 28 июня […]...
- Портрет А. А. Олениной — Орест Кипренский Портрет создан примерно через год после портрета А. С. Пушкина, в нелегкое для Кипренского время. Зная переживания художника этой поры, удивляешься, как легко, изысканно он владеет карандашом, с какой теплотой и человечностью и как бережно передает облик прелестной Анны Олениной — предмета поэтических дум Пушкина. Весна 1828 года стала временем надежд для Пушкина, мечтавшего сделать […]...
- Портрет пожилой женщины — Ханс Мемлинг «Портрет пожилой женщины» кисти знаменитого фламандского живописца Ханса Мемлинга поражает удивительной реалистичностью изображения лица модели, позволяющей судить о ее возрасте, предполагать те или иные особенности характера и мировосприятия. Художник не ставит задачу польстить этой женщине, он правдиво передает ее плотно сжатые почти бесцветные губы, бледную увядающую кожу, не пытается оттенить глаза. Его модель и сама […]...
- Портрет поэта К. Бальмонта — Валентин Серов Несвободная Россия всегда жила с оглядкой на художественные и журналистские авторитеты, внимательно вглядывалась в глаза всякого громко заявившего о себе — не этот ли мессия? Не этот ли откроет самое главное? Изображения знаменитых писателей, музыкантов, живописцев были необыкновенно популярны. Серов знал кого-то из них довольно коротко, а знаком был практически со всеми, — русская художественная […]...
- Портрет Марии Тюдор — Антонис Моро ван Дасхорст Антонис Мор ван Дасхорст — нидерландский портретист XVI века, работал при дворах Испании, Италии и Англии. В историю европейского искусства мастер вошел как создатель нового типа парадного аристократического портрета, получившего широкое распространение. «Портрет Марии Тюдор» — самое знаменитое произведение мастера, считающееся шедевром портретной живописи. Королева Англии изображена сидящей в кресле, обитом роскошным красным бархатом. Ее […]...
- Портрет Сюзанны Фоурмент (Соломенная шляпка) — Питер Рубенс Портрет написан Рубенсом по вдохновению, собственноручно и изображает не официальное лицо, а его знакомую из одного бюргерского семейства Антверпена, ставшую после его второй женитьбы в 1630 году его родственницей. Этот портрет называют еще «Соломенная шляпка», хотя на Сусанне Фоурмент фетровая шляпа с перьями, но давняя ошибка переписчика в написании по-французски слов «фетр» и «солома» закрепилась […]...
- Портрет молодого человека в сером — Бартоломе Эстебан Мурильо Без сомнения, Мурильо мог бы, подобно Веласкесу, стать блестящим портретистом. Подтверждение этому мы находим в его автопортрете, датированном 1672-75 годами, где он проявил себя выдающимся мастером портрета. Однако этот жанр, по-видимому, не слишком привлекал его. Сохранилось лишь очень небольшое количество портретов, принадлежащих его кисти. Представленные здесь «Портрет молодого человека в сером» и «Портрет неизвестного кавалера», […]...
- Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана — Франсиско де Гойя «Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана» написан в начале 80-х годов XVIII века. Женская фигура передана темным силуэтом платья на более светлом фоне и окружена почти воздушной средой тонкого белого шарфа. Это ощущение подчеркивается и мягким нежно-розовым бантом в темных волосах женщины. Ее лицо не очень красиво, но притягивает ощущением значимости. Твердый взгляд, плотно […]...
- Портрет Жанны де Арагон — Рафаэль Санти В старинных источниках картина нзывалась «Портрет доны Изабель де Рекьюсенс, вице-королевы Неаполя». Вазари уточняет, что Рафаэль писал лицо, в то время как Джулио Романо находился Неаполе, чтобы уточнить черты модели в подготовительном картоне. Ошибка в названии произошла по вине Браманте. Позже было установлено, что вице-король Неаполя 1509 года, Дон Рамон Фолк де Кардона I Рекьюсенс, […]...
- Портрет дамы в соломенной шляпке — Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса «Портрет дамы в соломенной шляпке» или иногда просто «Соломенная шляпка». Размер портрета 79 x 55 см, дерево, масло. Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. В композициях портрета […]...
- Портрет П. Ф. Воронцовой — Дмитрий Левицкий Портреты четы Воронцовых создавались для фамильной портретной галереи. Портрет П. Ф. Воронцовой изящен по цвету: в нем доминирует красивый золотисто-коричневый фон. Художник изображает приятные черты своей модели: у нее ласковый взгляд и нежные, женственные черты. Воронцова Прасковья Федоровна — дочь Федора Алексеевича Квашнина-Самарина и Александры Юрьевны, жена Артемия Ивановича Воронцова Мать ее Александра Юрьевна Квашниной-Самариной, […]...
- Портрет Е. В. Мазуриной — Василий Тропинин Ненавязчивая поэтизация, не входящая в противоречие с манифестируемой верностью натуре, и особенная задушевность проходят красной нитью через все творчество Тропинина. Особенно ярко они дают о себе знать в женских образах, созданных художником. Все его героини — очень разные, но есть нечто, что позволяет объединить эти картины в важнейший раздел тропининского художественного мира. Это нечто — […]...
- Портрет Ханки Зборовской — Амадео Модильяни Живописец, рисовальщик, скульптор, Амадео Модильяни учился в художественной школе в Ливорно у Г. Пикелле, затем во Флоренции и Венеции. В 1906 он поселился в Париже, где на его творчество большое влияние оказало искусство Сезанна, Тулуз-Лотрека, Матисса. Художник попал в благодатное творческое окружение. После знакомства с искусством Африки Модильяни обратился к скульптуре. Увлечение африканской пластикой отразилось […]...
- Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой — Федор Рокотов На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно. Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее — сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое […]...
- Портрет кн. М. П. Волконской — Карл Брюллов Камерно-интимным портретом можно в известной мере считать и изображение кн. М. П. Волконской, хотя ему в большей степени, нежели другим аналогичным работам Брюллова, присущи черты заказного портрета. Однако и в нем условность парадного портрета смягчена теплотой эмоций. Еще в ранней молодости создал Брюллов прелестный акварельный портрет жизнерадостной девочки Кикиной, ставшей впоследствии светлейшей княгиней Волконской. Датировка […]...
- Портрет отца в 70 лет — Альбрехт Дюрер Отец Дюрера, венгр по происхождению, был ювелиром. Художник не раз писал его. Представленная работа подписана так: «1497. Альбрехт Дюрер Старший в возрасте 70 лет». Известно несколько версий портрета. Хотя голова модели выписана тщательно, картина не была закончена. На данном портрете отец, естественно, выглядит старше, чем на упомянутом раннем полотне, его губы стали тоньше, черты лица […]...
- Портрет рыцаря с красной повязкой — Энтони Ван Дейк Если очень кратко определить различие голландского и фламандского искусства XVII века, то можно сказать, что в первом преобладают натюрморты, названные «обманка» благодаря реалистическим чертам и изумительной детализированности изображения, доведенной до иллюзорности, во втором — парадные портреты. Антонис Ван Дейк — ярчайший представитель жанра, мастер парадного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. «Портрет рыцаря с […]...
- Портрет Камиля Рулена — Винсент Ван Гог В рисовании портретов и фигур Ван Гог видел довольно верный способ улучшения качества своей работы. Этот жанр изначально давался ему нелегко, но, стремясь к портретной точности, к тонкой передаче характера, Ван Гог все более совершенствовался в своем мастерстве. Во время пребывания в Арле он сдружился с четой Рулен. Они жили недалеко от желтого дома, и […]...
- Портрет Боса ван Стенвийка — Ганс Гольбейн Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. После своего переезда в Англию в 1532 году художник вообще крайне редко работал в иных жанрах, почти исключительно перейдя на создание портретов. Чаще ему позировали мужчины — примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка» и «Портрет лорда Кромвеля» . Разумеется, были у Гольбейна и женские […]...
- Портрет Мольера — Шарль Лебрен Наиболее конкретными историческими документами эпохи всегда являются портреты. Они доносят до нас во всей зримой достоверности не только индивидуально неповторимый облик модели, но и идеалы поколения, сохраняют черты великих людей прошлого, властителей дум своего времени. Выполненный Шарлем Лебреном, первым живописцем короля, главой французской Академии художеств, идеологом придворного искусства, «Портрет Мольера» не типичен для его творчества. […]...
- Портрет Эдмы Понтильон — Берта Моризо «Портрет мадам Эдмы Понтийон» Берта Моризо написала в 1871 году. Эдма Понтийон изображена на портрете в «интересном положении» . Нужно отметить, что писать или фотографировать беременных женщин в то время считалось неприличным, и лишь немногие живописцы отваживались на то, чтобы преступить эту «черту благопристойности». Но Моризо не просто преступает ее. Она показывает нам усталую позу […]...
- Портрет Е. А. Красильщиковой — Валентин Серов Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой не относится к числу работ, к которым было приковано пристальное внимание исследователей. Последний раз он экспонировался в Москве в 1914 году на посмертной выставке Валентина Александровича Серова. Несколько лет находился в частном собрании у наследников, откуда попал в ГМФ, а в 1925 году был передан в коллекцию Краснодарского краевого художественного музея […]...
- Портрет Бунюэля — Сальвадор Дали Дали встретил Луиса Бунюэля в академии искусств, где обучался с 1922 по 1926 и откуда, в дальнейшем, был исключен. Бунюэль входил в число друзей-интеллектуалов, сильно повлиявших на Дали; среди них был Федерико Гарсиа Лорка, поэт и драматург, которому предназначался воспроизведенный здесь автопортрет. «Портрет Бунюэля» был создан, когда модели было 25 лет. Он выглядит очень серьезным, […]...
- Портрет сенатора Аббондио Реццонико — Помпео Батони Картина итальянского живописца Помпео Батони «Портрет сенатора Аббондио Реццонико». Размер портрета 298 х 197 см, холст, масло. Картину также иногда именуют как «Портрет принца Аббондио Реццонико». Сенатор Аббондио Реццонико, племянник «венецианского папы» Климента XIII, был приором Мальтийского ордена, родом происходил из знатной и древней итальянской семьи Реццонико....
- Портрет Джеронимы Бриньоле-Сале с дочерью Марией Аурелией — Энтони Ван Дейк Этот портрет по композиции перекликается с другой знаменитой картиной ван Дейка — портретом Элен Гримальди Каттанео. Художник довольно часто прибегал к подобному расположению фигур, позволявшему ему на полотне достигать большей выразительности и торжественности. Формула парадного портрета Портреты ван Дейка сохранили для нашего времени целую эпоху английской аристократии. Художник много работал над стилистикой портрета, старался совместить […]...
- Портрет В. М. Гаршина — Григорий Мясоедов Молодой человек, глядящий с портрета кисти талантливого художника, привлекает зрителя внимательным и полным печали взглядом. Большие, выразительные, глубокие глаза, высокий лоб, классического типа нос, черные волосы и борода — все указывает на восточное происхождение героя. Тонкая рука, подпирающая щеку, выдает натуру впечатлительную, нервную. Несмотря на то, что перед нами молодой человек, создается ощущение, что его […]...
- Портрет М. И. Арцыбушевой — Михаил Врубель Изображая Марию Ивановну Арцыбушеву почти одновременно с ее мужем, Врубель создает репрезентативный портрет. Чопорная и бесплотная дама в строгом черном платье, оживленном лишь блеском золотой цепочки, почти распластана на прямой спинке кресла, параллельной плоскости холста. Лицо хранит замкнутое и нейтральное выражение. Врубелю все же удается проникнуть сквозь эту светскую маску. Он чутко улавливает нервную одухотворенность […]...
- Фон Шокко — Алексей Явленский Алексей Явленский — один из ярких представителей раннего русского авангарда, экспрессионист, участник объединения «Синий всадник». Родившись в России, но прожив большую часть жизни в Германии, художник оставался верен традициям национального искусства, мастерски сочетая в своем творчестве элементы иконописи, крестьянской живописи и ставшего популярным в начале XX в. фовизма. Творческая жизнь Явленского связана с Германией. Именно […]...
- Кормилица с ребенком — Алексей Венецианов В этой картине Венецианов создает яркий и убедительный образ русской крестьянки, полный высокой поэзии и правды. Лаконичность композиции придает произведению монументальность, значительность. На переднем плане, величественно заполняя пространство холста, изображена кормилица с малышом. Чередование округлых линий кокошника и лица придает работе впечатление завершенности, ясности. Неподвижность и внимательный взгляд героини создают настроение торжественности. Тип ее лица […]...